Какой грех на душу взяли!
05.09.2012 00:00
Это дело – духовно небезопасное

От редакции. Первое письмо Галины Валентиновны Маковой было опубликовано нами ранее («Окорочком по физиономии», №27) и вызвало немало откликов читателей. В нём автор писала о непростой ситуации в семье своего сына Сергея: жена и тёща требовали от него большей зарплаты и всячески унижали, в том числе и физически. Мужчина не мог противостоять родственникам и принять решение, которое помогло бы исправить ситуацию, объясняя это любовью к жене. Второе письмо женщины повергло нас в шок. Приносим Галине Валентиновне свои соболезнования и надеемся, что комментарий священника ей поможет.

Какой грех на душу взяли!Здравствуйте, дорогая «Моя Семья!» Не так давно я писала вам о жизни моего сына Сергея, а теперь получила свежий номер газеты и увидела своё письмо.





Родные мои, с прискорбием сообщаю вам, что нет у меня больше моего дорогого сыночка Сергея. После очередного скандала он ушёл из жизни. Дело в том, что сноха опять собралась отдыхать на море, а денег нет. У них всё и всегда упиралось в деньги. Опять был скандал, да ещё в разборках стала принимать участие старшая дочь. Он ушёл из дома и повесился в погребе.

Вот так и закончилась его жизнь – 8 июля наложил на себя руки, а 10 июля мы его похоронили.

Проводить сына в последний путь пришли одноклассники, друзья, все были в шоке. Как молодой, красивый, добродушный парень, семьянин, мог таким образом уйти из жизни? Это как надо было его прессовать из-за денег, чтобы довести до самоубийства! Какой грех на душу взяли те, кто это сделал!

Теперь у меня большая проблема: священник из церкви в нашем посёлке не отпевает самоубийц, в областном центре нам тоже отказали. Куда же мне идти со своим горем?

Люди добрые, обращаюсь к вам, помолитесь за раба Божьего Сергея Леонидовича, 42 лет от роду. Обращаюсь через нашу газету к иерею Александру Дьяченко, посоветуйте, как мне быть. Сын крещёный, с женой венчанный, неужели его бедная душа так и будет неприкаянной?

Из письма Галины Валентиновны Маковой

Комментарий священника

Уважаемая Галина Валентиновна, редакция переслала мне текст письма, где вы рассказываете о беде своего сына и его семьи. Примите мои самые искренние соболезнования.

Для меня эта тема одна из самых больных. Последнее время по новостям только и слышишь: мать выбросила детей из высотного дома, другая – мать пятерых детей, – не имея возможности расплатиться с кредитом в 10 тысяч рублей, сама кинулась навстречу своей погибели. Слышишь об этом и понимаешь: мы стали очень слабыми и пытаемся самовольным уходом из жизни решить все наши, казалось бы, неразрешимые проблемы, которые сами же и создаём. Сперва загоняем себя в угол, потом панически зарываем голову в песок. Враг рода человеческого пользуется нашей слабостью и в критическую минуту нашёптывает такой выход. Жизнь наша становится всё более жёсткой, а отношения между людьми всё более жестокими.

Только самоубийство никаких проблем не решает, напротив – порождает ещё и множество новых. Во-первых, для самого самоубийцы, во-вторых, для членов его семьи.

В посёлке, где я служу, как правило, ежегодно два-три человека сводят счёты с жизнью. Иногда это люди душевнобольные, с ними проще – они не несут ответственности за своё преступление, мы с разрешения духовника их даже отпеваем, а потом поминаем на панихидах. А вот с людьми душевно здоровыми всё обстоит куда как трагичнее. Самоубийцы, совершившие свой поступок на почве обиды, страха, отчаяния или по какой-то иной причине, церковному поминовению не подлежат.

И делается это не потому, что мы, церковники, такие жестокосердные люди, нет. На самом деле знаете, как сердце кровью обливается. Да и как ему не обливаться, когда видишь страдания родителей по своим неразумным чадам? Но вот известный старец архимандрит Иоанн Крестьянкин советует родственникам самоубийц никогда не пытаться вводить в заблуждение священника и обманом добиваться отпевания. В этом случае, сами того не желая, мы нанесём ещё больший вред душе погибшего, а вдобавок и самим себе.

Иногда думаешь: ведь сколько храмов построили, кроме того, практически в каждой епархии существуют телефоны доверия. У нас в храме я периодически прямо на внешней двери вывешиваю объявление с номером своего мобильного. Казалось бы, попал ты в трудную ситуацию, решил убиться, ну подожди хоть один день, сходи в церковь, поговори со мной. Приходят, но не все. Отсюда и трагедии.

К сожалению для близких, мы не можем поминать самоубийц в храмах ни на общих, ни на частных службах, не можем молиться о них и на кладбищах. Таковы церковные каноны, расценивающие самоубийство как один из тягчайших грехов. Но, сострадая родственникам, Церковь специально для них предлагает «Чин молитвенного утешения сродников, живот свой самовольно скончавшего». Галина Валентиновна, поговорите с настоятелем ближайшего к вам храма и попросите его благословить вас на чтение этого чинопоследования. Конечно, его можно и самостоятельно найти в интернете, но молитва по самоубийце – дело, скажем так, духовно небезопасное, поэтому хорошо бы получить такую поддержку от священника.

Ещё, пожалуйста, попросите его разрешения на чтение молитвы преподобного Оптинского старца Льва. Она коротенькая, но очень ёмкая. Начнёте читать – обратите внимание, как осторожно преподобный Лев подбирает слова молитвы, чтобы не нанести вред молящимся за самоубийц. Молитесь сами и никого из людей посторонних к этой молитве не привлекайте.

У себя в храме мы рекомендуем и «Канон о самовольно живот свой скончавших», распространяемый Псково-Печерским монастырём. Ну и, конечно же, в память о сыне делайте добрые дела, помогайте людям. Поститесь, начинайте молиться. Есть старинная мудрость: не хотите молиться о детях в годы их младенчества, они вынудят вас молиться в годы вашей старости.

Существует ещё одна проблема. Обычно никто о ней не говорит, но это не значит, что её нет. Есть у меня рассказ, называется «Паутина», его тоже можно найти в интернете. В нём я об этой проблеме и говорю. Когда писал, делал всё, чтобы не сгущать краски, но всё, что там описано, – события реальные. Знаете, такое впечатление, что самоубийца своим поступком перечёркивает будущее собственных детей. Особенно это касается мальчиков. Девочки выходят замуж и растворяются в других семьях, а мальчики – прямые продолжатели рода.

Я своими глазами видел трубу отопления в одной из квартир, на которой последовательно повесились сперва отец, а потом, с четырёхлетним перерывом, его одиннадцатилетний сынок.

Помню, лет двенадцать назад, когда служил в другом храме, одна молодая женщина рассказала мне историю о своём дяде-самоубийце. Прошло время, его сын женился, успел родить собственного сыночка, но, войдя в возраст отца, неожиданно покончил с собой. И вот уже внук дяди, достигнув двенадцати лет, испытывает непреодолимое желание повеситься.

– Батюшка, что нам с ним делать? Хоть дежурь возле него.
– В храм его немедленно, причащать как можно чаще, учить мальчика молитве и самим о нём молиться постоянно. Причём вместе с ним в храм должны прийти и его мама, и другие родственники. Сумеете привить ребёнку веру в Бога и страх перед грехом – спасёте мальчика.

В прошлом году, спустя много лет, случайно встречаемся с той женщиной, что рассказывала мне о своём племяннике.
– Как ваш мальчик? – спрашиваю. – Ему уж поди за двадцать.
– Было бы… В прошлом году он таки вздёрнулся. Ничего у нас, батюшка, не получилось. Походили в храм, а как ребёнок успокоился, ходить перестали.

Галина Валентиновна, я не просто так поднимаю эту тему. У вашего сына осталось двое детей. Хотелось бы, чтобы на их судьбе не отразились последствия отцовского неразумия.

Пришло ваше время, Галина Валентиновна. Не унывайте и не жалейте себя, идите в храм и начинайте молиться. И помните: материнская любовь способна творить чудеса.

Иерей
Александр ДЬЯЧЕНКО