Как разозлить Ватикан
16.11.2022 14:13
Как разозлить Ватикан«Незаконнорождённый ребёнок №19» – под таким шифром была записана девочка, родившаяся 20 сентября 1934 года в римской клинике Королевы Маргариты. Так в католической Италии записывали всех малышей, чьи родители не состояли в законном браке. Здесь произошёл как раз такой случай: папа и мама ребёнка пережили бурный шестинедельный роман, после которого разбежались, а вот плод страсти остался. Весь мир знает эту девочку под именем Софи Лорен.

Легкомысленная барышня

Ромильда Виллани была очень красивой женщиной, её даже путали с Гретой Гарбо, останавливали на улице и просили автограф. Неудивительно, что столь яркой девушкой увлёкся заправский ловелас, убеждённый сторонник «дольче вита», то есть беззаботной жизни, Риккардо Шиколоне из зажиточной буржуазной семьи.

Он представился продюсером, и этот банальный приём сработал. Через несколько свиданий парень и девушка стали любовниками. А дальше получилось ещё банальнее: поматросил да и бросил.

Но почему же барышня оказалась столь легкомысленной? Ведь Ромильда происходила из консервативной неаполитанской семьи!

Да в том-то всё и дело. Воспитанная в католической строгости и с соблюдением всех архаических традиций, девушка поразительной внешности сильно страдала от жестокосердия родителей. Мать, Луиза Виллани, даже отказалась отпускать свою дочь на финал конкурса красоты, которую Ромильда, скорее всего, выиграла бы. И тогда дочь взбунтовалась, сбежала из пригорода Неаполя в Рим… Но вместо того чтобы покорять подиумы, родила внебрачную дочь, названную Софией Костанцей Бриджидой.

Впрочем, маленькая София не осталась без отца. Ибо у неё была энергичная бабушка, и эта гордая католичка не могла допустить семейного позора! Разъярённая Луиза прибыла из Неаполя и стала угрожать Риккардо Шиколоне судом и карой Божьей. К ней присоединилась и мать донжуана. В итоге Риккардо объявился в день выписки Ромильды с малышкой из больницы и признал своё отцовство. Так София обрела законные имя и фамилию. Её назвали в честь одной из бабушек.

Волшебное молоко

А вот со здоровьем у девочки оказалось совсем неладно. В младенчестве София была похожа на скелетик, обтянутый кожей. Молока у Ромильды не хватало даже на одно кормление в день, а на искусственное питание денег не находилось. Пришлось срочно возвращаться в пригород Неаполя и искать там кормилицу.

Женщина по фамилии Заранелли спасла будущую звезду своим молоком, но потом всю жизнь рассказывала, что София была похожа на крысёнка. Намекала, что только её «волшебное» молоко превратило девочку в красавицу. Лорен сначала отшучивалась, а потом раздражалась: «Да, она кормила меня своей грудью, и я ей благодарна. Но совсем необязательно было рассказывать каждому встречному, что я похожа на крысу! Она действительно спасла мне жизнь, и всё же говорить, что именно её молоко подарило мне красоту и способности, – просто смешно. Всё, что имею, я получила от родителей и только от них».

В семье её ласково называли София. Девочка оказалась обладательницей незаурядной внешности. При хрупкой фигурке и небольшой голове у неё были огромные глаза, доставшиеся от матери, мясистые губы и крупный нос – отцовское наследие.

София быстро переросла всех сверстников, что не добавило ей популярности в школе. Её прозвали Стеккетто, что означает «зубочистка». Но в старших классах ситуация кардинально изменилась. Теперь уже все мальчишки были влюблены в длинноногую Шиколоне. К тому же она умела носить даже самую дешёвую одежду так, будто только что сошла с картинки. Девчонки после уроков собирались в раздевалке и ждали, чтобы Софи дала им урок красивой походки. Только она умела так ходить – с плавными движениями бёдер, женственно и элегантно.

В общем, Ромильда дождалась своего часа: её гадкий утёнок в 13 лет превратился в прекрасного лебедя. Мамаша бросила все силы на то, чтобы пристроить дочь в такое место, откуда гарантирован удачный старт для дальнейшей карьеры актрисы. Возможностей для этого полно, ведь итальянцы очень любят конкурсы красоты. Каких только «мисс» не выбирали: «Мисс Фиат», «Мисс Тоскания», «Мисс Оливковое масло» и прочее. В каждом уголке Италии проходили какие-нибудь конкурсы, ведь люди хотели праздника – только-только закончилась война.

На одном из конкурсов красоты в Неаполе София получила приз зрительских симпатий. Ей вручили 23 тысячи лир (крайне скромная сумма, ведь в Италии бушевала инфляция), белую льняную скатерть с двенадцатью салфетками и восемь рулонов бумажных обоев с зелёными листьями на белом фоне. Гордые родственники на следующий же день обклеили гостиную этими обоями, разложили полученную скатерть и пригласили гостей, чтобы похвастаться семейным достижением.

Женись, или застрелим

У отца и матери Софии были странные отношения. Не будучи повенчанными, они то жили вместе, то расходились после громкого скандала. Риккардо так и не женился на Ромильде, мотивируя это тем, что в юности не прошёл конфирмацию (часть обряда крещения), а без этого венчание в католической церкви невозможно. Но, похоже, причина была иная. Он вообще не собирался отказываться от вольной жизни холостяка!

Честно говоря, поведение этого повесы выглядит крайне уродливо, ведь печать незаконнорождённой дочери потом преследовала Софию всю жизнь. И она всячески скрывала свою тайну, ибо в католической стране с таким пятном в биографии трудно сделать карьеру звезды. Вдобавок через четыре года после рождения Софии на свет появилась ещё одна девочка – Мария, которую Риккардо тоже отказался признать. И когда Софи завоёвывала мировой кинематограф, ей приходилось вдвойне трудно – мало того что сама имеет сомнительное происхождение, так вдобавок у неё незаконнорождённая сестра. А кто тогда её мать?..

Впрочем, это не единственный скелет в шкафу. Сестра Мария тоже выросла артистичной девушкой и умела кружить головы мужчинам. К несчастью, под её чары попал художник Романо Муссолини. Хуже и придумать нельзя, ведь он оказался сыном дуче – диктатора Бенито Муссолини! В послевоенной Италии такое не прощалось.

Но брак Марии и Романо всё же состоялся. А затем состоялся и болезненный развод, после чего сестрёнка вышла за доктора психологии иранского происхождения. Последние годы Мария и Софи довольно часто вместе появлялись на светских мероприятиях.

А вот их папаша в итоге доигрался. Соблазнив очередную красотку, Нелли Ривольта, он совершил ошибку. У неё оказались слишком серьёзные родственники. В буквальном смысле под дулом ружья они заставили Риккардо жениться на Нелли, и в этом браке родилось двое мальчиков. О существовании единокровных братьев Софи и Мария узнали годы спустя.

Человек-судьба

В послевоенные годы итальянские кинотеатры были заполнены голливудской продукцией. На экране блистали Кларк Гейбл, Лана Тёрнер, Кэри Грант, Гэри Купер и другие звёзды с ослепительными улыбками. София смотрела все фильмы подряд, укрепляясь в желании стать актрисой. Но вскоре ожил и итальянский кинематограф, даже был построен целый киногород под названием Чинечитта в пригороде Рима.

В 1950 году София и её мать Ромильда, которая вообще-то тоже имела актёрские амбиции, отправились на киностудию – попробовать свои силы на съёмках американо-итальянского фильма «Камо грядеши». В нём рассказывалось о правлении кровавого императора Нерона и гонениях на христиан. Обе получили небольшие роли в массовке и мизерные гонорары. Но примечательны эти съёмки тем, что на них Ромильда и София столкнулись с Нелли – той самой женой Риккардо. Эта бабища, насильно женившая на себе мужика с двумя детьми, закатила скандал прямо на площадке. Более того, подонок Риккардо потом написал донос в полицию, где сообщал, что Ромильда и дочь (его дочь!) приехали в Рим заниматься проституцией…

До «Камо грядеши» София успела сняться в нескольких проходных фильмах в соответствующих ролях: девушка в толпе, девушка из племени, похищенная девушка, девушка из ночного клуба… Она бралась за любую работу, где можно было «засветиться». Зрители её заметили и часто задавали вопросы: а кто эта красавица?

…Однажды в прекрасный летний вечер София обедала с друзьями в парке неподалёку от Колизея. Неожиданно выяснилось, что в этом парке вот-вот начнётся очередной конкурс красоты. К девушке подошёл приятный мужчина, представился организатором и спросил, не хочет ли она принять участие. София отказалась, но через несколько минут к столику подошёл ещё более приятный мужчина, один из членов жюри, представился продюсером и веско молвил: «Послушай, я запустил в большое кино саму Лоллобриджиду, Алиду Вальди и Лючию Бозе. Именно благодаря мне появились их первые фильмы. Могу то же самое сделать и для тебя».

Это был Карло Понти, человек-судьба. На момент их встречи в 1950 году Понти было 38, а Софии – всего 16.

Слишком красива

Карло всерьёз взялся за карьеру молодой актрисы, и прорыв произошёл в 1953 году, когда София заменила Джину Лоллобриджиду в фильме-опере «Аида». Джина заявила, что не собирается играть «обёртку», ведь вокальную партию за кадром исполняла великая Рената Тебальди, актрисе оставалось лишь открывать рот.

Понти подсуетился. Не являясь продюсером «Аиды», он вложил в проект серьёзные деньги, чтобы главная роль досталась Софии. Эфиопская принцесса в исполнении Лорен пришлась по душе итальянцам. Особого актёрского таланта для этой роли не требовалось, нужно было лишь правильно артикулировать и принимать красивые позы, однако нужный эффект оказался достигнут. О Софи Лаццаро – так в то время звучал её псевдоним – заговорили в киномире.

Сменить этот псевдоним начинающей актрисе порекомендовал не Карло Понти, как многие думают, а другой продюсер – Гоффредо Ломбардо, снявший Софи в фильме «Африка за морями». В то время существовала шведская кинодива Марта Торен, и Ломбардо просто поменял букву «Т» на «Л». Фамилии Лорен в Италии не существовало, а значит, псевдоним обречён на быстрое запоминание.

На смену псевдонима Софи легко согласилась, а вот от предложения уменьшить нос с помощью пластического хирурга категорически отказалась. Операторы и фотографы испытывали трудности при работе с ней. Тогда Лорен ещё не умела позировать, была угловатой, слишком высокой, со слишком крупными чертами лица. Всё в ней было «слишком». Но Понти не сдавался. Несмотря на многочисленные романы с другими женщинами, Карло вкладывал в Софи душу и средства. Он отправил её в киношколу, чтобы освоила актёрское мастерство и избавилась от южного акцента, покупал одежду, еду и оплачивал жильё.

В то время Понти был давно женат на своей университетской сокурснице Джулиане Фиастри. Эта симпатичная женщина искренне считала залогом прочного брака уют в доме и хорошо воспитанных детей. Но, видимо, мужу семейная жизнь казалась слишком пресной. Понти ежедневно объезжал ночные клубы, веселился и кутил.

Внешностью Карло не блистал: залысины, брюшко, отсутствие стиля… По всей видимости, начинающие актрисы шли на отношения с успешным продюсером ради карьеры. Он многим помогал, но большинство его пассий так и остались статистками. А вот с Софи всё было иначе.

Он полюбил эту женщину, а она ответила ему взаимностью. Мать Лорен даже ревновала дочь, считая, что Понти отнимает у неё лавры первооткрывательницы таланта Софии. Ромильда вообще не одобряла эти отношения! И была уверена, что Карло поступит с её дочерью так же, как поступил с ней самой Риккардо Шиколоне.

Открыто живёт с женатым мужчиной

Да, Софи стала любовницей Понти, но он не делал никаких намёков на совместное будущее, пока на съёмках фильма «Гордость и страсть» в 1956 году уже блистательный актёр Кэри Грант не сделал своей партнёрше предложение руки и сердца. Тогда Лорен задумалась о семье. У неё появился выбор: оставаться в статусе любовницы Понти или обрести статус законной супруги одного из самых популярных в мире артистов.

Карло, узнав о предложении Гранта, занервничал и в день 20-летия преподнёс Софи небольшую коробочку, в которой лежало кольцо с бриллиантом. «Это был чудесный и одновременно пугающий момент. В первый раз я почувствовала, что значу для него больше, чем просто актриса, с которой он заключил контракт. Все мои мысли и чувства были заполнены этим человеком. Я помнила, что у него двое детей. Однако в моём возрасте трудно сдерживать страсть и быть расчётливой. Я любила его…»

Но вообще-то Карло Понти имел жену, а получить развод в Италии было почти невозможно. Продюсер посылал запросы в Ватикан и каждый раз получал отказ. Тогда влюблённые решили тайно пожениться в Мексике, но это ещё больше обозлило Ватикан. Отныне Карло считался двоеженцем, а София – распутной женщиной, открыто живущей с женатым мужчиной.

Двенадцать лет пара под вымышленными именами скрывалась по отелям, чтобы иметь возможность уединиться друг с другом! Потом они решили принять французское гражданство, и только тогда их отношения были узаконены.

За эти годы Софи много снималась и стала популярна даже в Голливуде. Её партнёрами были Грегори Пек, Марлон Брандо, Пол Ньюман, Питер О’Тул, Ричард Бёртон, Жан Габен. И мало кто из них не попал под чары знойной итальянки. Лорен постепенно превращалась в серьёзную разноплановую актрису. Красивая внешность не мешала ей быть смешной. Она вообще считает, что уповать на внешность – высшее проявление тщеславия.

Голливудские звёзды – это хорошо, но самым близким другом Лорен стал Марчелло Мастроянни. Фильмы с участием великолепного дуэта завоевали любовь всего мира. «Прекрасная мельничиха», «Вчера, сегодня, завтра», «Жена священника», «Кровавая вражда» и, конечно, «Брак по-итальянски»… Лорен и Мастроянни участвовали также и в итало-франко-советском кинопроекте «Подсолнухи», где вновь сыграли влюблённую пару. Последний раз они появились вместе в 1994 году в фильме Роберта Олтмена «Высокая мода». Через два года Марчелло Мастроянни не стало.

Успехи в кино радовали Софи, но она страстно хотела детей. Случилось два выкидыша, однако это не подавило её стремления стать матерью. Актриса прошла серьёзный курс гормонотерапии перед третьей беременностью, а потом девять месяцев лежала на сохранении. На это время Софи полностью отгородилась от внешнего мира, заперлась в номере отеля на берегу Женевского озера и не снимала наушники со спокойной музыкой.

В 1968 году Лорен родила здорового мальчика, названного Карло в честь любимого мужа. Через четыре года на свет появился и второй сын, Эдоардо, впоследствии ставший кинопродюсером и режиссёром.

В 2007 году Карло Понти скончался в возрасте 94 лет. Софи до сих пор тоскует по любимому человеку, с которым прожила более полувека. В сентябре богине кино и стиля исполнилось 88 лет. Она до сих пор прекрасно выглядит, любит готовить и есть, выпускает кулинарные книги с рецептами бабушки Луизы и своими оригинальными блюдами, снимается в кино и считает, что самые счастливые часы в её жизни случаются, когда за большим столом собирается вся семья.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №44, ноябрь 2022 год