Как снимают откровенные сцены в кино
23.11.2022 16:05
Как снимаютЭротическими сценами в современном кинематографе никого не удивишь, однако раньше режиссёры редко решались на такое. Впрочем, и тогда, и сегодня подобные эпизоды снимаются с большими трудностями – порой актёрам сложно не только обнажаться, но и целоваться перед камерой. Хотя работа есть работа. И тогда в ход идут различные хитрости.

Не умеем мы интим играть

По сегодняшним меркам, да и для той поры, постельная сцена в фильме «Ещё раз про любовь», вышедшем в 1968 году, выглядит очень целомудренно. В кадре главные герои Электрон (Александр Лазарев) и Наташа (Татьяна Доронина) даже не целуются, а просто лежат в постели и признаются друг другу в любви. Тем не менее снимать этот эпизод всё равно оказалось трудно.

– Доронина попросила, чтобы в павильоне находилось минимальное количество участников съёмочной группы, – вспоминал режиссёр картины Георгий Натансон. – Остались мы с оператором Владимиром Николаевым, его помощник и гримёр Гайдукова. Татьяна Васильевна за ширмой разделась и, оставшись в сорочке, легла под одеяло. А рядом с кроватью стоял Александр Лазарев – в брюках, рубашке, ботинках – и не торопился последовать примеру партнёрши. Я его тихонько прошу: «Саша, ложись». Он приподнял край одеяла и уже хотел лечь… «Саша, ты забыл брюки снять», – шепчу. А он в ответ: «Брюки снимать не буду». Никакие уговоры не действовали. Лазарев упёрся: «Брюки снимать не буду! Можете отстранить меня от съёмок». Пришлось сдаться. Так что интимный эпизод Лазарев сыграл, лёжа под одеялом «при полном параде» – в брюках и рубашке. Впрочем, это никак не сказалось на работе актёров: в кадре видны только их лица крупным планом.

Изображать страсть в одежде решил и актёр Евгений Матвеев в сцене с Ольгой Остроумовой на съёмках фильма «Любовь земная». Несмотря на жару, Евгений Семёнович забрался под одеяло в ватных штанах. Когда Остроумова спросила: «Почему именно ватные штаны?» – он серьёзно ответил: «Техника безопасности», – видимо, опасался, что мужская физиология заявит о себе.

Актёр Леонид Филатов тоже не всегда был готов обнажаться во время съёмок, например, в фильме «Экипаж», где предстояла постельная сцена с Александрой Яковлевой. Как объявил тогда Филатов, он – преданный семьянин, и даже для кино не готов снять штаны, находясь в постели с другой женщиной. А потому на протяжении съёмок лежал под простынёй в джинсах. Ещё одной хитростью режиссёра Александра Митты стала съёмка через аквариум. Зритель видит, что происходит, но в то же время актёров целомудренно прикрывают плавающие в воде рыбки.

Правда, во время съёмок фильма «Забытая мелодия для флейты» Филатов сделал исключение – разделся до трусов.

– В павильоне стоял адский холод, и сначала следовало добиться, чтобы пар изо рта не шёл, – рассказывает партнёрша Филатова по фильму Татьяна Догилева. – Потом, конечно, мы с Лёней немного заволновались, ведь в институте такому не учат. Сейчас все кинулись «клубничку» снимать, а у нас подобной традиции нет, не очень-то мы умеем интим играть. Рязанов попросил всех лишних покинуть площадку. Легли мы с Филатовым в постель, а над нами нависает оператор Вадим Алисов и всё время командует: «Поверни голову, опусти подбородок, туда не смотри». Уж какое тут чувство!.. Старались, конечно, нечто похожее изобразить, но только благодаря актёрской технике. Сняли наконец эпизод, и вдруг Лёня спрашивает: «Ты мужу-то расскажешь?» – «Конечно, а как же!» – «А я супруге – не буду». Я изумилась: «Лёня, она же всё равно увидит». – «Вот тогда и объяснюсь».

Ничего «такого»

Конечно, в советском кино происходили случаи, когда пикантные сцены вырезали при монтаже, даже после премьеры. Так случилось с фильмом «Адъютант его превосходительства», хотя сам эпизод был коротким. В постели капитан Павел Кольцов (Юрий Соломин) и Татьяна Щукина (Татьяна Иваницкая) оказались после романтического ужина.

Режиссёр Евгений Ташков не требовал от актёров в кадре ни поцелуев, ни «обнажёнки». Сцена получилась весьма целомудренной: влюблённые лежат и разговаривают. Однако даже это вызвало у некоторых зрителей потрясение, да и высшее начальство возмутилось, поэтому эпизод было предписано вырезать. Начиная со второго показа (фильм снова демонстрировали по ТВ уже месяц спустя, в мае 1970-го), ничего «такого» между Кольцовым и Щукиной не происходило – в конце сцены капитан лишь чуть приобнял любимую за плечи.

Не секрет, что в фильмах часто используют дублёрш, обнажающих свои части тела вместо известных актрис. Так произошло с Людмилой Гурченко на съёмках фильма Андрона Кончаловского «Сибириада».

«Помню, снимали сцену, где герой Михалкова накрывает нас плащом и имитирует соответствующие движения – ну сами понимаете. И Никита боялся пошевелиться, стараясь мою больную ногу не задеть. А Андрон кричит: «Люся, ты давай здоровой ногой, которая в кадре, что-то делай!» Отсняли меня крупными планами, а на общие взяли девушку из массовки», – вспоминала в мемуарах Людмила Марковна.

Картина «Маленькая Вера» считается первым советским эротическим фильмом. Но поначалу в сценарии постельных сцен не предусматривалось.

– Ту сцену мы полностью позаимствовали из какого-то фильма Бертолуччи, – признаётся исполнительница главной роли Наталья Негода. – Помню, собрались на кухне и стали думать, как осуществить это технически. А снимали вообще в полуобморочном состоянии.

На съёмках эротических эпизодов Наталья просила всех, кроме оператора и режиссёра, покинуть площадку. А режиссёра Василия Пичула уговорила спрятаться в шкаф, чтобы не стоял над душой и руководил процессом оттуда.

– Никакими первопроходцами мы себя не чувствовали, это наша работа, и мы старались выполнить её качественно, – вспоминает партнёр Негоды по фильму Андрей Соколов.

Я всё вырежу

В наше время киношники используют постельно-интимные сцены достаточно смело.

В фильме Владимира Меньшова «Зависть богов», вышедшем в 2000 году, главная героиня Соня (Вера Алентова) влюбляется во француза Андре (Анатолий Лобоцкий). Они страстно целуются, занимаются любовью не только в постели, но и в грузовике. Всё это выглядело очень искренне, и тут же поползли слухи, будто Лобоцкий разводится с супругой и женится на Алентовой. Говорили, что в некоторых сценах вместо Алентовой использовали дублёршу, но все эти слухи режиссёр опровергал.

– Я актриса и сделаю всё, что потребуется на съёмках, – комментирует эту роль Вера Валентиновна. – Даже если камера снимает очень крупным планом, зритель видит, что целуюсь я по-настоящему, а не прячусь за головой партнёра. Конечно, иногда актёры после подобных сцен влюбляются в своих партнёров, но такое происходит нечасто. А вот раздеваться на съёмочной площадке трудно, тем более что у нашего поколения это считалось неприличным. По-моему, любую страсть можно показать, не раздеваясь и даже не целуясь в кадре. Но время изменилось, почти все запреты сняты. Начав сниматься в «Зависти богов», я понимала, что придётся преодолеть и стыд, и стеснительность, а ведь мне уже далеко за сорок. Я боялась, что в кадре какие-то моменты будут выглядеть не лучшим образом. Но режиссёр фильма, мой муж Владимир Меньшов, успокаивал: «Не переживай, всё, что получится нехорошо, я вырежу». Если бы картину снимал не он, я бы, наверное, отказалась от участия в таких сценах.

Сегодня с актёрами – исполнителями пикантных сцен работают согласно специальному договору. В нём отдельными пунктами прописывается степень обнажения, какие именно части тела попадут в кадр, насколько крупно и как долго планируют их показывать, что именно имитируют партнёры. Правда, иногда актёры соглашаются на такие требования с условием: сниматься только одному (одной). И если у второго персонажа должны быть видны некоторые части тела, их просто заменяют искусственными, например конечностями. А партнёра целиком потом снимут отдельно и подмонтируют.

– Для меня странно ставить в профессии какие-либо ограничения, – считает актёр Максим Матвеев. В своём дебютном фильме «Тиски» он сразу же снялся обнажённым. – Искусство, в данном случае кино, – это отражение жизни. И оно будет неполным, если исключить её составляющую, пусть даже неприглядную. Секс – часть нашей жизни, движущая сила, если хотите. Сейчас я отношусь к таким съёмкам спокойно, но первая откровенная сцена, хотя и не постельная, потребовала от меня решимости. В фильме «Тиски» мы с партнёршей ходим по квартире абсолютно голыми и разговариваем – как многие молодые люди, которые живут вместе и доверяют друг другу. Таков был первый опыт. Теперь я могу сконцентрироваться и играть обнажённым, даже если вокруг кровати стоит двадцать человек из съёмочной группы.

– Для меня сыграть сцену секса столь же естественно и просто, как съесть тарелку борща, – считает ещё один романтический герой нашего кино Пётр Рыков. – И даже если в тарелке налит не борщ, зритель ни на секунду не усомнится, что я ем именно его, – любое действие должно быть честным. В постельной сцене нужно вести себя точно так же.

Надо немножко выпить

Режиссёр фильма «Аритмия» Борис Хлебников считает сцену секса героев на кухне одной из ключевых в картине. Потребовалось пять дублей, поскольку исполнители главных ролей Ирина Горбачёва и Александр Яценко от стеснительности не могли сдержать смех. Пришлось помочь им раскрепоститься – небольшие дозы алкоголя сделали своё дело. К слову, когда снимаются слишком откровенные сцены, с интимными частями тела актёров «работают» костюмеры: мужчинам надевают специальный чехол-носок, а женщинам – накладки телесного цвета.

В сериале «Закон каменных джунглей» актрисе Дарье Руденок пришлось сниматься в постельной сцене. Чтобы девушка настроилась на нужный лад, из комнаты удалили всех, кроме неё и партнёра Игоря Огурцова, а процессом командовали по рации. Но Даша всё же очень стеснялась и во время съёмки просила костюмера для моральной поддержки посидеть рядом. «Звучит смешно, но даже сейчас при мыслях об этом меня трясёт», – вспоминает она.

– Снимать интимную сцену было сложнее всего, – признаётся режиссёр фильма «Текст» Клим Шипенко. – Мы имели дело не с порноартистами, а с обычными людьми со своими страхами и комплексами, которые не привыкли гарцевать голыми перед камерами. А у нас сцена планировалась очень откровенной. Да и я не порнорежиссёр. Мне сложно командовать: «Здесь кричи, тут дыши, ногу сюда, руку туда». Момент весьма деликатный. Я сказал актёрам Ване Янковскому и Кристине Асмус: «Вы наверняка сами пару раз такое делали. Вспомните, как это было, какие чувства испытывали. И самое главное: степень откровенности должны быть высокой, иначе зритель вам просто не поверит».

Как правило, работу над эротическими эпизодами режиссёры назначают на конец съёмочного процесса, чтобы артисты-партнёры уже привыкли друг к другу и могли раскрепоститься. Правда, иногда мешают жёны и мужья.

Актриса Лукерья Ильяшенко на съёмках сериала «Сладкая жизнь» играла в откровенной сцене тоже впервые в жизни. Как она признаётся, чувствовала себя не совсем комфортно.

– Мы с Ромой Маякиным уже лежим в постели, мотор идёт – и тут на площадке внезапно появляется Ромина жена Лена и усаживается перед монитором, – со смехом вспоминает Лукерья. – В результате Рома в жутком зажиме, я тоже, всё абсолютно асексуально. А между нашими героями химия такая, что они оторваться друг от друга не могут, и мы должны это показать. Через двадцать минут Лена, к счастью, уехала, мы выдохнули, и стало немного легче играть.

Олег ПЕРАНОВ

Опубликовано в №45, ноябрь 2022 года