СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Ирина Чипиженко: Живёт во мне какая-то идиотская вера в лучшее
Ирина Чипиженко: Живёт во мне какая-то идиотская вера в лучшее
05.12.2022 15:55
Ирина Чипиженко:В кино всегда была потребность в актрисах старшего возраста. Мы помним и любим замечательных кинобабушек – Татьяну Пельтцер, Любовь Добржанскую, а также Анастасию Зуеву, открывавшую программу «В гостях у сказки». Сегодня больше снимают сериальное кино, и многим зрителям запомнилась актриса, снимавшаяся в картинах «Война семей», «Девушки с Макаровым», «Дылды», «ИП Пирогова», «Молодёжка», а также в сказке «Последний богатырь». У заслуженной артистки Чечено-Ингушетии Ирины Георгиевны Чипиженко более двухсот ролей. В нынешнем году ей исполнилось 85 лет. Она по-прежнему востребована в кино, много ездит с гастролями, ведь актриса вдобавок играет в театре. Ирина Георгиевна происходит из актёрской семьи, но её жизнь складывалась совсем не просто.

– Ирина Георгиевна, расскажите, пожалуйста, о своей семье.
– Мои мама, бабушка, прабабушка и прадед родились в Москве. У нас московская семья. Но обстоятельства сложились так, что мы с мамой переехали в Тулу; там она служила в ТЮЗе. Время было такое – война. Папа тоже был актёром, ушёл добровольцем на фронт и пропал без вести. Дед – бывший офицер, его арестовали в тридцать восьмом. Потом арестовали и бабушку, как немецкую шпионку, потому что владела немецким и французским языками, окончила Сорбонну, преподавала французский. За это отсидела восемь лет в лагерях. Позже, конечно, дедушку с бабушкой реабилитировали за отсутствием состава преступления, и мы получили документы, что они не виноваты. Несколько лет спустя друзья из Тулы прислали газетную вырезку, где сообщалось, что расстреляна группа военных, среди них Фёдор Иванович Чипиженко – мой дед.

Мама в браке не стала менять фамилию, и я тоже. Мы носим фамилию деда.

Когда из лагерей вернулась бабушка, мы с мамой жили в Туле. Я росла хулиганкой, потому что была окружена мальчишками и целые дни проводила с ними во дворе. Мы испытали и голод, и холод, но всё переносилось легче, потому что люди тогда поддерживали друг друга.

Потом решили вернуться в Москву, однако выяснилось, что возвращаться некуда, мы остались без московской прописки. Так что пришлось длительное время отстаивать свои права на проживание в собственном доме.

Ирина Чипиженко– Когда и как состоялся ваш первый выход на сцену?

– Это произошло во время войны, когда мама работала в городе Уральске. В местном театре поставили спектакль «Москва, Кремль». По сюжету Ленин приезжает в гости к леснику, а у того внук и внучка. Вот внучку я и играла. Мы сидели на печке, а когда появлялся Ленин, спускались вниз. Он сажал меня на колени, и у нас с ним начинался диалог. Каждый спектакль я получала от Ленина кусок сахара. Более того, в военное время имела взрослую хлебную карточку, мне платили за каждую репетицию и каждый спектакль. А в театральной программке было указано моё имя – Ира Чипиженко.

– Вы окончили Щукинское театральное училище, но вдобавок учились ещё и в цирковом. Как это случилось?
– Я проучилась в Щукинском три года вместо четырёх. Ректор Борис Захава распорядился перевести меня на четвёртый курс экстерном, объяснив, что Чипиженко достаточно и трёх лет обучения, хватит ей учиться, пора работать. Так что я сдала экзамены, и меня выпустили с дипломом. Но обстоятельства сложились так, что пришлось резко сменить сферу деятельности. Моя знакомая концертмейстер циркового училища предложила подыграть тамошним студентам, им требовалась вокалистка. И я там пела. В результате меня взяли на третий курс ещё и в цирковое училище. Я попала как раз в тот период, когда там училась Елена Камбурова.

Затем я получила предложение поработать в Тульском мюзик-холле, оттуда уехала пробовать себя в Барнауле, затем в Омске. Впоследствии перебралась в Грозный, проработала там десять лет и получила звание заслуженной артистки Чечено-Ингушской Республики. А потом вернулась в Москву. Мне дали разрешение на строительство кооператива. Таким образом я получила квартиру, в которой мы теперь живём с внучкой. Дочь вышла замуж за итальянца и уехала в Италию, внучка не захотела уезжать, поэтому живёт со мной.

– Среди большого количества фильмов, в которых вы снимались, выделяется полнометражный фильм «Последний богатырь» – современная сказка. Любите ли вы сказки и что они для вас значат?
– Конечно, я люблю сказки, но таких фильмов у нас, к сожалению, снимают слишком мало. А ведь они необходимы. В советское время их было больше, но я как актриса этого не застала. Я, как говорится, «вступила» в кинематограф довольно поздно, мне было уже шестьдесят. До этого служила в региональных театрах, а там своё «кино». Иногда меня приглашали на незначительные эпизодические роли, но по-настоящему я окунулась в кино, когда насовсем вернулась в Москву. Сожалею, что очень мало снималась в фильмах для детей. Я обожаю роль Бабы-яги, всегда мечтала её сыграть. (Смеётся.) Но сыграла только в театре.

– А какие сказки вы читали дочке и внучке?
– Мне кажется, в каждой семье есть набор детских книжек, которые обычно и читают. Я не исключение. У меня дома библиотека, где есть детские книжки. Кроме того, мы очень любим животных, и у нас много книжек на эту тему. Например, английский натуралист и путешественник Джеральд Даррелл – наш самый любимый писатель.

– Дома есть какие-нибудь питомцы?
– Я всю жизнь безумно люблю животных. Неважно, птицы это, рыбки, собаки, кошки, насекомые – всех любила. Так что животных у нас всегда было много. В основном они из приюта. Были две собаки, «двортерьеры», потом четыре кота, тоже все найдены на помойке. А последний был шикарный кот, он дожил до двадцати лет. Все питомцы умерли дома своей смертью, окружённые нашей любовью. Потом длительное время никого не было в силу разных обстоятельств, однако не так давно внучка с мужем всё-таки взяли собачку из приюта. И сегодня она живёт у нас.



– Ирина Георгиевна, ваши дочка и внучка – не актрисы. Сегодня это выглядит странно, ведь почти все актёрские дети принимают эстафету от родителей.
– Дочка однажды обмолвилась о желании поступить в театральное, но я предупредила, что пальцем о палец не ударю ради этого. На тот момент и двух уродов в семье было достаточно. (Смеётся.) Меня и мамы. Поэтому дочь окончила институт иностранных языков. Ну и внучка занимается другой профессией, а детей у них с мужем пока нет.

– Вы думаете, хотя бы правнуки станут актёрами?
– Нет, не думаю. Время сегодня не простое. Моя бабушка тоже увлекалась театром, но она была представительницей дворянского рода, а это у дворян не приветствовалось. Её отец объяснил однажды: «Олечка, ты должна будешь стать либо содержанкой, либо женой режиссёра или антрепренёра, только в таком виде это возможно». Но театр она продолжала любить всю жизнь, никогда не пропускала премьеры. Восторгалась нашими успехами – мамиными и моими. Но ведь в ту эпоху была совершенно иная атмосфера. Вообще, должна вам сказать, жизнь в наши годы была другая. Больше позитива, открытости и радости, каких-то надежд, оптимизма и патриотизма. К тому же люди были здоровее, веселее и сильнее, хотя тогда ведь никто особо хорошо не жил. А вот в сегодняшнее время, как только все стали «господами», сразу что-то поменялось в сознании. Произошла подмена таких понятий, как любовь, честь, совесть, верность, дружба. Всё постепенно стало обесцениваться. «Бабло» и недвижимость – вот что владеет душами и сердцами людей в нынешнее время. Всё это, кстати, отражается и на искусстве.

Ирина Чипиженко– А как же всё восстановить?
– Теперь это очень сложно. Надо многое перебрать в себе, вернуть в души людей внимание, тепло, любовь. Ведь люди разобщены. Мы раньше жили, если можно так выразиться, «кучей» или, как ещё говорят, «кланом». Всё, что случалось в семье, обсуждалось и переживалось сообща. Все друг друга знали, всех объединяли общее горе и общая радость. Сейчас этого уже нет. Всё пропитано эгоизмом. Что касается детей, то дети всегда были эгоистичны, но то, что происходит сейчас, – просто невероятно! Эгоизм чудовищный! Ребёнок появляется в семье, и ему тут же машину и квартиру. Вот в чём смысл жизни сегодня. И дети воспринимают это как должное. Не ударили пальцем о палец, но при этом даже забыли сказать спасибо родителям. Меня лично всё это очень расстраивает. Чувство любви к Родине также померкло. Ещё прабабка моя – а она-то объездила почти весь мир, много раз бывала за границей, – говорила, что умереть готова «хоть в подвале, но только в Москве, на Родине».

– А ведь вы кажетесь оптимистом, и это проявляется в ваших ролях.
– Да, я всё-таки оптимист. Вообще, актёр должен иметь огромный заряд эмоций, чтобы потом тратить их в работе. Конечно, сегодня актёры перестали себя тратить на сцене или в кадре, а ведь это всегда было ценнейшим моментом в нашем искусстве. Самое страшное на сцене – это равнодушие. А вот когда человек тратит свои нервы, сердце, всё, что в нём заложено, – это прекрасно. Но сегодняшний принцип гласит: чем меньше ты затрачиваешься, тем лучше. Даже когда пытаешься спорить с режиссёром, стремясь ярче сыграть эпизод, тебе отвечают: «Нет-нет, здесь играйте пиано, в смысле потише, – не надо выделяться». С одной стороны, перетягивать одеяло на себя, может, и не надо, но ведь каждая роль должна быть яркой и запоминающейся. Я уверена, что эпизоды производят большое впечатление на зрителей. А если актёр отдаёт себя, то иногда маленькая роль запоминается даже сильнее, чем главная.

– Сегодня снимают в основном сериалы, а большое кино – к сожалению, редкость. Как вы к этому относитесь?
– Я с вами согласна, мне тоже жаль. Сегодняшние сериалы – это ведь пятиминутки. А раньше было по-другому. Когда я ещё в семидесятых снималась в фильме «Особо важное задание», то всего лишь ради одного эпизода мы долго репетировали. А сейчас всё нужно успеть за пять минут. Снимают быстро, время ограничено, да и актёры разленились… Роль не учат, приходят и спрашивают: что сегодня снимаем? А ведь такое отношение – откровенная халтура. Да и хороших сценариев для сериалов очень мало. Однажды я побывала в Доме кино на показе короткометражных фильмов и поразилась – какие у нас талантливые выпускники, какие интересные темы затрагивают! Но куда они потом деваются, я не знаю.

Актёры, конечно, стремятся работать в сериалах, поскольку они дают возможность заработать. Жизнь-то очень дорогая… Но, с другой стороны, все сетуют, что хороших фильмов крайне мало.

– У вас более двухсот ролей в кино. Что даёт силы так часто сниматься, вдобавок ездить на съёмки и гастроли?
– Большая любовь к своему делу, особенно к театру. Для меня невозможно жить без сцены. Это не передаваемо – запах кулис, сама атмосфера театра. Порой не очень хорошо себя чувствую, но как только раздаётся звонок и просят приехать сыграть – сама удивляюсь, откуда силы берутся. (Смеётся.) Тут же забываю о плохом самочувствии, появляется блеск в глазах! Не знаю, может быть, во мне живёт какая-то идиотская вера в то, что многое ещё можно вернуть, что впереди прекрасные мгновения, что есть возможность что-нибудь создать… И эта вера меня держит.



– В каких фильмах и спектаклях зритель может вас увидеть в ближайшее время?
– О том, что мы сейчас снимаем, рассказывать не стану в силу актёрского суеверия. Скажу только, что сериал тёплый и нужный нам всем. А в Театре Луны у меня один спектакль – «Антракт». Мы его сыграли уже более семисот раз. Это пьеса о жизни актёров в провинциальном театре. Она написана давно, ещё во времена, когда гремело имя режиссёра Анатолия Эфроса, то есть в прошлом веке. (Смеётся.)

– Вы не скрываете, что всю жизнь курите.
– В жизни мало удовольствий, а это доставляет мне удовольствие. Как ни странно, курение меня мобилизует. И сегодня, после принятия закона об ограничении курения, передо мной выросло множество проблем, потому что я бросать курить не собираюсь. Иногда приезжаю на съёмки в большие города, нас селят в прекрасном отеле – но там нет комнат для курения и пепельниц в номерах. Для меня это странно. Ну, мы же не изгои, а нас в мороз выгоняют на улицу. Сделайте отдельную комнату с вытяжкой. Я не пропагандирую, а наоборот – молодёжи говорю, что не надо к этому привыкать, я против этого. Но если уж курю, то позвольте мне при этом оставаться человеком. Кстати, моя мама тоже курила. Я даже пыталась её отучить, но она умерла, не дожив месяц до столетнего юбилея.



– Ирина Георгиевна, чего бы вы себе пожелали?
– Чтобы у меня продолжали функционировать руки, ноги и голова. (Смеётся.) И, конечно же, работать, работать и работать… Я не хочу сидеть дома. Сколько мне ещё положено жить – пусть я проживу в работе. Человек вообще не может и не должен сидеть без дела. Занимайся чем угодно – пиши, вышивай, рисуй. Всегда можно найти себе дело, чтобы оправдать своё существование и сделать его более ярким.

Расспрашивала
Элина ДЕЛИН
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №47, декабрь 2022 года