Сигнал от соседей получен
10.12.2022 08:13
А давайте поселим в квартире полк

Сигнал от соседей полученЛюбимая моя газета! Меня зацепили сразу несколько публикаций – крошечная заметка «В голове не укладывается» (№34) о продаже «отличных шаров для катания ночью по полу ради удивления соседей» и публикация «Людям доброй воли» (№38), в которой женщина умоляла помочь ей приобрести устройство для снижения уровня шума, исходящего от соседей – многодетной семьи.

В каждом регионе нашей страны действует закон о запрете действий, нарушающих тишину и покой граждан в ночное время. Согласно этому закону, громкая музыка, крики, лай, строительные работы запрещены с 23.00 до 7.00 утра в выходные и праздничные дни, а также с 14.00 до 15.00 в будни. А в остальное время, получается, делай всё, что на ум придёт, хоть цыганочку пляши вместе с табором, доводя соседей до психбольницы или отделения кардиологии.

В соседней квартире могут проживать старые либо тяжелобольные люди, младенцы спят не только ночью, но и днём, некоторые профессии подразумевают суточные дежурства, после которых нужен отдых. Но всё это, похоже, законодателям неизвестно. И если ваши соседи днём постоянно шумят, то в рамках правового поля решить проблему практически невозможно. Ни один суд не признает такое поведение неправомерным.

Несколько лет назад мы с соседями столкнулись с подобной ситуацией и нашли выход – прямо скажем, нестандартный.

Ко мне как к юристу обратились за помощью две пожилые соседки – умоляли помочь найти управу на новых жильцов. Одна из женщин жила на втором этаже вместе с девяностолетним отцом-ветераном – старик сильно болел, и покой ему был жизненно необходим.

И вот в квартиру на третьем этаже въехала многодетная семья. Оттуда ежедневно доносились звуки, происхождение которых установить невозможно. По словам соседки, «сначала как будто трамвайчик ездит по всем комнатам, а потом – грохот».

Начиналась какофония в половине седьмого утра и заканчивалась в одиннадцать вечера. Ночью соседи вели себя тихо, но выходные превращались в сущий ад – наверху всё время что-то двигали и роняли. Происходило это только днём, ночью – тишина.

Вторая соседка жила на третьем этаже. От новосёлов её отделяла стена, по которой неустанно молотили. В этом месте отошли обои, осыпалась штукатурка. Телевизор, стоявший возле стены, постоянно подпрыгивал, выходил из строя и после трёх ремонтов перестал работать.

Первым делом мы с дамами решили сходить к участковому и вместе с ним выяснить, что происходит в «нехорошей квартире». Участковый оказался порядочным и сердобольным мужиком. Но сразу предупредил, что формально нарушения закона нет, ведь после 23.00 шум прекращается. Однако в просьбе не отказал и вместе с нами пошёл знакомиться с новыми жильцами – мало ли кто там поселился.

Участковому дверь открыли сразу – и тут же из комнат выкатилось четверо детей на роликовых коньках в возрасте от пяти до двенадцати лет. Мы прошли в гостиную, переоборудованную в спортзал, – везде валялись клюшки и шайбы, а ворота стояли у стены, граничившей с квартирой одной из пенсионерок. Там же висело баскетбольное кольцо. Дети на роликах нарезали круги вокруг нас, сталкивались, падали, забивали шайбы в ворота. Бодрый папаша пару раз с силой бросил мяч в кольцо. Так мы узнали природу непонятных звуков.

Сотрудник полиции поинтересовался, не могут ли дети заниматься в спорткомплексах и прочих специально предназначенных для этого помещениях.

В ответ родители сунули в нос полицейскому пресловутый закон «О нарушении тишины и покоя» и сообщили, что дети катаются в разрешённое время, с перерывом на уроки в школе, а режим дня спортсменов подразумевает две тренировки в день. Ночью они голов не забивают, следовательно, претензий к ним быть не может. Да, дети посещают спортшколу, но тренеры считают, что чем больше тренировок, тем лучше результат.

Родители поведали, что специально искали квартиру с тридцатиметровой комнатой – детишкам необходим «спортуголок». Прыгают на роликах? С грохотом? И что с того, это же дети!

Наши аргументы относительно старика, нуждающегося в дневном отдыхе, были отметены: «Если кому-то что-нибудь не нравится, пусть продаёт квартиру и съезжает». В довершение беседы родители детской хоккейной команды пригрозили участковому подать на него жалобу о превышении служебных полномочий.

И тут я чётко поняла: эти граждане – с другой планеты. Нормальные люди никогда не будут шуметь, скандалить и беспокоить других – совесть и воспитание не позволят. Однако есть и другие – с кусочком гранита в груди. Мозгов, совести и сострадания ни грамма, зато шкура – непрошибаемая. Но эмоции к делу, увы, не подошьёшь.

Мы убедили участкового представить собранные документы начальнику его отдела для передачи в мировой суд. Хотя результат предсказуем – прекращение дела из-за отсутствия состава административного правонарушения, и обжалование сего вердикта бесполезно. В итоге, как и следовало ожидать, судья вынесла постановление в пользу многодетного семейства.

Но как быть, когда режим дня одной семьи противоречит и катастрофически мешает жизнедеятельности других? Да, дети – наше всё, а старики что же – отживший хлам?

Через три месяца я встретила одну из соседок и не узнала её – похудела килограммов на пятнадцать. Отца вывезла за город, на дачу родственников, а сама, совершенно отчаявшись, скиталась по знакомым. При этом ежемесячно оплачивала услуги ЖКХ.

Выяснилось, что ситуация усугубилась: к грохоту сверху добавился шум снизу. Квартиру на первом этаже вывели в нежилой фонд и оборудовали там ателье. Швейные машинки строчили с утра и до глубокого вечера – но исключительно в разрешённое время.

После этой встречи я отправилась в университет, к своим студентам юрфака. Обсудила с ними возникший правовой тупик. К моему удивлению, решение родилось минут через пятнадцать.

Ребята попросили разрешения пожить в пустующей квартире на втором этаже и заняться «воспитанием» соседей – известно же, что клин клином вышибают. Тем более что в общежитии уже три недели не работал туалет, горячую воду отключили. Почему бы не помочь человеку, да и самим не пожить по-человечески? Студенты клялись, что закон нарушать не собираются.

Хозяйка квартиры мигом согласилась с предложением будущих юристов. Тихая питерская интеллигентка в десятом колене буквально умоляла меня: «Голубушка! Сделайте хоть что-нибудь, хоть полк поселите! Ведь я же так отца потеряю, у него приступ за приступом!»

Заручившись её согласием, мы честь по чести оформили договор найма жилого помещения. Затем ввели в курс дела других соседей и, разумеется, предупредили участкового.

Договорились, что по своему внутреннему распорядку студенты живут строго с 7.00 и до 23.00. Хамить, грубить, вступать в перебранку с представителями властей и соседями строго запрещается. Наоборот, со всеми нужно быть максимально вежливыми, здороваться при встрече, предлагать помощь.

«Артель», переехавшая из общаги в квартиру, состояла из восьми человек. Отобрали лучших: парень-рокер притащил ударную установку, физкультурник-тяжелоатлет – штангу, начинающая певица приехала со своим электропианино.

Честно говоря, я предполагала, что первую жалобу мы получим примерно через неделю. Но уже на следующий день позвонил участковый и отрапортовал, что первый сигнал от соседей сверху получен. Похоже, ситуация развивалась стремительно.

На третий день появилось заявление сотрудников ателье – из-за барабанного боя они не могли нормально общаться с клиентами. Очень просили навести порядок. К концу недели участковый получил две жалобы от родителей юных спортсменов – из-за постоянного шума снизу дети не в состоянии делать уроки.

К концу месяца кляузами завалили весь стол, и участковый «в порядке реагирования» вместе с хозяйкой ателье и родителями юниоров отправился в квартиру на втором этаже.

Студенты внимательно и участливо выслушали бесстрастные вопросы полицейского, вопли негодующих родителей и возмущённые возгласы представителя швейного цеха. В ответ показали выписку из известного закона, объяснили, что шумят они строго в рамках разрешённого времени и ни минутой больше. Ну да, Серёга иногда роняет «блины» от штанги – но тут уж извините, в квартире невесомости нет, а ему тренироваться надо.

На вопрос, почему он не тренируется, как все нормальные люди, в спортзале, а роняет свои «блины» в квартире, был дан невозмутимый ответ: прямого запрета на домашние тренировки нет, а всё, что законом не запрещено, – разрешено.

По поводу «завываний» певица любезно объяснила, что если в нотах указано фортиссимо, это значит, что петь следует очень громко. На вопрос, почему нельзя свои «оратории петь в консерватории», девушка невинно поинтересовалась: «А разве существует запрет петь дома? Покажите мне его, пожалуйста».

Рокер сообщил, что стучит на ударной установке строго по времени – он же не зверь, понимает, что детям спать надо. А с семи утра репетирует потому, что у него сольный номер в КВН, участвовать в котором обязывает деканат.

После посещения квартиры участковый добросовестно, совместно с жалобщиками, провёл поквартирный обход, желая выяснить, сильно ли студенты досаждают другим проживающим. Ко всеобщему удивлению, никто из соседей ничего не слышал – ни оперных арий, ни рока, ни «блинов» от штанги.

Сотрудник полиции сообщил всем недовольным, что он сделал всё возможное, и посоветовал идти правовым путём, то есть подавать в суд. На сей раз та же судья на том же судебном участке не удовлетворила иск родителей юных спортсменов. Сложилась парадоксальная ситуация: все – и жильцы, и участковый, и судьи – действовали строго в рамах закона, но жить в доме нельзя.

А мои студенты тем временем старались на славу – к выступлениям и соревнованиям готовились не покладая рук.

В результате ателье съехало через два месяца, а следом и спортивная семья. Жильцы из соседних квартир, люди интеллигентные, мягко, но настойчиво советовали родителям хоккеистов приобрести загородный дом, чтобы детишки могли заниматься спортом на воле, на свежем воздухе, – что ж они, бедные, в квартире-то маются?

Короче, все вздохнули с облегчением, когда эта семейка продала квартиру и укатила за город. На их месте теперь живёт работающая с утра до ночи девушка с тихой мамой-пенсионеркой.

А владельца помещения на первом этаже уговорили снова перевести его в жилой фонд и продать. Вскоре там поселилась врач, которая специально выбирала торцевую квартиру именно на первом этаже, чтобы хотя бы снизу и сбоку – никаких соседей. После смен в больнице ей требовался полноценный отдых.

Все жильцы были готовы расцеловать вновь заселившихся.

Участкового завалили благодарностями «за проделанную работу, неравнодушие и человеческое участие», после чего он пошёл на повышение.

Позже я ещё несколько раз сталкивалась с подобными делами. Иногда удавалось помочь, но чаще – нет.

Тупиковая ситуация… Договориться с шумными соседями обычно невозможно. Многие решаются на переезд, понимая, что закон бессилен и не продуман, люди бывают бездушными и непрошибаемыми, в то время как жизнь – одна.

А в нашем доме уже несколько лет царит блаженная тишина.

Из письма В.В. Ивановой,
Санкт-Петербург
Фото: Shutterstock/FOTODOM


Опубликовано в №48, декабрь 2022 года