Не пощадить даже родную жену
14.12.2022 13:17
Не пощадитьМногие актрисы мечтают выйти замуж за режиссёра, чтобы навсегда решить проблему получения ролей. Некоторым это удалось, у других не получилось. Однако актёрско-режиссёрским тандемам мы обязаны появлением многих любимых фильмов. Впрочем, на съёмках режиссёры-мужья обычно не дают жёнам поблажек. Более того, требуют гораздо больше, чем от других, даже не помышляя создавать им особые условия.

Ты больше ни с кем не целуешься

Режиссёр Сергей Герасимов и актриса Тамара Макарова прожили вместе больше полувека. В их жизни было всякое – страсть, измены мужа, ссоры. Но самое главное, благодаря им появились сотни актёров, которых они вместе выучили во ВГИКе. Режиссёр снял свою музу более чем в десяти кинофильмах – «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель», «Маскарад», «Молодая гвардия», «Сельский врач», «Дочки-матери», «Лев Толстой» и других.

– Мы были очень разные, – вспоминал о начале совместной жизни с Макаровой сам Сергей Аполлинариевич. – Она выросла в Царском Селе, а я – на уральском хуторе. Меня привлекали деревенское раздолье, тайга, горы, лес. В глубине души я считал себя «почвенником». А Тамара оказалась барышней. Её стихия – не леса, а парки. Я недооценивал эту девушку в молодости.

Приспосабливаясь друг к другу, Макарова и Герасимов параллельно росли как мастера и обретали любовь зрителей. Можно сказать, что в этот период они помогли друг другу в становлении. И до конца жизни работали вместе.

По воспоминаниям современников, во время съёмок отношения актрисы и режиссёра внешне выглядели серьёзными и сдержанными. Никаких личных разговоров, проявлений особого внимания и тем более поблажек. Теплота – только в быстром взгляде, беглом прикосновении рук, да и то, если актрисе требовалось утвердить у режиссёра костюм или согласовать причёску. Так складывался стиль их отношений. Впрочем, рабочий график не позволял тратить время на личную жизнь. Возможно, поэтому детей в браке так и не появилось.

Ещё одна бездетная семейная пара, которая прославилась в нашем кинематографе, – Григорий Александров и Любовь Орлова. Вместе они создали много популярных фильмов – «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Светлый путь», «Весна» и другие. Полностью посвятив себя работе, они тоже не обзавелись совместными наследниками.

Увидев Орлову в спектакле музыкального театра при МХАТе, Александров пригласил её на главную роль в картину «Весёлые ребята».

– Она согласилась, но прежде поинтересовалась: «Я чувствую, что мы часто будем спорить. Это не помешает работе?» Я и сам это понимал, но что оставалось делать? И, конечно же, произнёс расхожую мудрость: «В спорах рождается истина», – вспоминал Александров.

Режиссёр тогда был женат, рос сын, но во время съёмок он влюбился в Орлову. А по окончании работы над картиной началась их долгая творческо-супружеская жизнь.

К каждой роли актриса готовилась тщательно, и вовсе не по требованию мужа-режиссёра. Например, чтобы сыграть письмоносицу Дуню («Волга-Волга»), несколько дней работала почтальоном. А для роли ткачихи Морозовой («Светлый путь») устроилась на стажировку в НИИ текстильной промышленности.

Надо заметить, что ни в одном фильме Александрова актриса Орлова ни с одним партнёром не целуется в кадре по-настоящему, как говорится, «губы в губы»! Возможно, такова была позиция режиссёра.

Как-то раз до Орловой дошли слухи, будто Александров увлёкся одной ассистенткой режиссёра. Она решила проучить соперницу. Актриса пригласила съёмочную группу к себе в гости, чтобы отметить Новый год. Только ей известным способом Любовь Петровна выяснила, в каком ателье интересующая её девушка заказала праздничное платье. Приехала туда, осмотрела материал, из которого пошили наряд, приобрела точно такой же и за несколько часов до прихода гостей сменила обивку на мебели.

Когда гости пришли в квартиру, они, конечно, обратили внимание, что платье у молодой особы – точь-в-точь как мебельная обивка. Девушка была сконфужена, а Александров хохотал весь вечер.

Говорят, Орлова спросила девушку: «Кем вы работаете?» Та ответила: «Ассистенткой». И Орлова бросила через плечо: «Бывшей ассистенткой».

На следующий день девушка действительно была уволена.

Это судьба

Марина Ладынина стала известна после того, как снялась в фильмах своего мужа, Ивана Пырьева, «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки» и других.

– История знакомства моих родителей судьбоносная, но очень простая, – вспоминал сын режиссёра и актрисы Андрей Ладынин. – Однажды Марина Алексеевна и её приятельница Лала встретили у Дома кино Пырьева. Подруга позвала и его, и Ладынину в гости. На остановке Иван Александрович замешкался, а девушки сели в автобус. Отъехали несколько метров, как вдруг автобус остановился – и тут уж Пырьев со словами «Это судьба!» шагнул в салон.

Ради Ладыниной он оставил жену – актрису Аду Войцик с сыном Эдиком. Пырьева не испугало даже то, что у Ладыниной были проблемы с НКВД – её неоднократно допрашивали и даже грозились посадить. Причина – мимолётный роман с иностранцем, работником итальянского посольства в России. Пырьев ходил по инстанциям, просил за актрису и добился для неё разрешения уехать в Киев на съёмки фильма «Богатая невеста».

Они прожили вместе двадцать лет, причём официально расписались, только когда их сыну Андрею исполнилось четырнадцать.

Иван Александрович и Марина Алексеевна то расставались, то снова сходились. Пырьев был известным ловеласом – даже завоевав красавицу Ладынину, умудрялся ей изменять. Поэтому она скрыла свою беременность, а из роддома её и ребенка вообще встречал актёр Иван Любезнов. Вскоре Пырьев, конечно, узнал о сыне Андрее и предложил дать ему свою фамилию, но Ладынина отказалась.

Она снялась в восьми фильмах супруга и стала пятикратным лауреатом Сталинской премии. Пырьев же получил эту премию шесть раз. Композитор Никита Богословский придумал о них загадку: «В одной постели одиннадцать лауреатов – кто это?»

Не слушая мужа-режиссёра, Ладынина стремилась самостоятельно выполнять на съёмках все трюки. Например, для фильма «Трактористы» научилась водить трактор. А в фильме «Кубанские казаки» скакала на лошади и управляла повозкой.

Бытует мнение, что после развода директор киностудии «Мосфильм» Иван Пырьев запретил режиссёрам приглашать Ладынину в фильмы. Однако их сын опровергал подобные слухи.

– Это неправда, – утверждал Андрей Иванович. – Отец не мог помешать матери. Думаю, всему виной интриги, зависть со стороны режиссёров и актрис.

Вы и без меня справитесь

Сергей Бондарчук познакомился с Ириной Скобцевой на съёмках фильма Сергея Юткевича «Отелло», где оба играли главные роли. Тогда между ними и возникли отношения. Снимая позже свои фильмы, Бондарчук часто задействовал жену. Она играла в картинах «Война и мир», «Ватерлоо», «Они сражались за Родину», «Степь» и других. По словам Скобцевой, на съёмках он восторгался другими актрисами, некоторым делал замечания, а вот работу супруги словно и не замечал.

– Я на него даже обижалась, – рассказывала Ирина Константиновна, вспоминая совместную работу над фильмом «Война и мир», где Бондарчук был не только режиссёром, но и актёром. – Когда мы снимались как партнёры, Элен и Пьер, то всё было в порядке, а когда я снималась одна или крупным планом, просто уходил и говорил: «Ну, ладно, вы тут и без меня справитесь».

…Для Леонида Гайдая его жена, актриса Нина Гребешкова, стала своеобразным талисманом. Правда, обычно он задействовал её не как главную героиню («Не может быть!», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Опасно для жизни!»). Это странно, ведь на то и муж-режиссёр, чтобы снимать жену в крупных ролях.

– Я никогда не просила у мужа ролей, просто, случалось, спасала ситуацию, – признаётся Нина Павловна. – И вообще, соглашалась ради того, чтобы в поездках находиться рядом, ухаживать за ним – в жизни Лёня был большим ребёнком, совсем не приспособленным к быту. Дома он становился тихим, неразговорчивым, а в работе оживал. Работать с ним – особое удовольствие. И не только для меня, но и для всех. А мне на съёмках приходилось легче остальных, ведь дома я видела, как он рисовал и раскладывал каждый кадр, который собирался снимать на следующий день. Я заранее знала все его задумки.

…Режиссёр Сергей Колосов ещё в молодости выбрал своей музой актрису Людмилу Касаткину. Более шестидесяти лет они прожили и проработали вместе. Он ставил спектакли, снимал её в своих фильмах – «Укрощение строптивой», «Вызываем огонь на себя», «Душечка», «Операция «Трест», «Свеаборг», «Помни имя своё», «Диалог», «Мать Мария», «Дороги Анны Фирлинг» и других.

– В работе папа был очень требовательным, даже родную жену не щадил, – вспоминает сын кинематографистов Алексей Колосов. – Помню, как они работали над фильмом «Помни имя своё». Мама играла женщину, которая попала в Освенцим и была разлучена с маленьким ребёнком. Мальчика вырастила полька как своего сына. Только через двадцать пять лет русская мать смогла встретиться с уже взрослым парнем. Это, кстати, реальная история. Некоторые эпизоды снимали в Польше, в концлагере Освенцим. И отец потребовал, чтобы мама переночевала в бараке. Одна! На следующий день ей предстояло сниматься в сложной сцене – когда фашисты отнимают у Зинаиды сына. Отцу хотелось, чтобы она как можно сильнее прочувствовала роль. Мама безоговорочно согласилась – но спать не смогла. Всю ночь в одиночестве перебирала детские ботиночки, оставшиеся от убитых в концлагере детей, и представляла этих малышей.

В довольно грубой форме

Режиссёр Владимир Басов снимал в собственных фильмах всех своих жён. Роза Макагон («Школа мужества», «Крушение эмирата», «Необыкновенное лето»), Наталья Фатеева («Случай на шахте восемь», «Битва в пути»), Валентина Титова («Метель», «Щит и меч», «Дни Турбиных») – все они поработали с супругом на съёмочной площадке. Причём любимых женщин он тоже не жалел.

Во время работы над картиной «Метель» Басов и влюбился в юную Титову.

– Помню, стою в кадре, а Владимир Павлович в довольно грубой форме высказался по поводу того, как я плачу, – рассказывает Валентина Титова. – По щеке у меня катилась одна слеза, а он, видимо, хотел, чтобы я рыдала, как крестьянка. И оскорбил меня при всей группе. Я встала и сказала: «Жаль, что не вижу, где вы сидите (я стояла в свете), иначе бы сейчас стул разбился о вашу голову. На этот раз вы остаётесь в живых, но я покидаю площадку навсегда». Сказала и ушла. За мной побежал директор.

Тогда Титову уговорили вернуться на съёмки. Но даже когда Басов стал её мужем, он позволял себе сомнительные замечания в адрес актрисы, словно демонстрировал всем: на съёмках моя жена ничем не лучше других.

Басов занимал в своих фильмах Титову ещё и для того, чтобы та не имела времени на прочие предложения – слишком ревновал, не хотел отпускать одну в длительные командировки. Актриса считает, что именно поэтому не сыграла свои лучшие роли у других режиссёров.

40-летний Владимир Наумов познакомился с актрисой Наталией Белохвостиковой, когда той исполнилось всего лишь 19. Оба оказались в делегации советских деятелей культуры в Югославии. Первый фильм, в котором режиссёр снял супругу, – это «Легенда о Тиле». А уж затем он снимал её в каждой своей картине – «Тегеран-43», «Берег», «Выбор», «Десять лет без права переписки» и других.

– Работать с режиссёром Владимиром Наумовым было особенно тяжело, – делится Наталия Николаевна. – Я сама чувствовала, если у меня не получалось, и очень волновалась. Ведь я не имела права на ошибку. Больше всего он требовал именно от меня. Но крайне переживал, если мне было холодно, если я болела, ведь никто, кроме него, этого не знал. После мне становилось стыдно, когда что-нибудь делала не так.

– Для меня разница состоит лишь в том, талантлив человек или нет, – в свою очередь рассуждал Владимир Наумов. – А что касается жены, то, с одной стороны, её снимать легче по той простой причине, что она значительно больше знает о самом фильме. Ведь работа не кончается на съёмочной площадке, она продолжается дома, где мы обсуждаем и выверяем отдельные моменты будущей ленты. Так что в этом смысле – проще. Но существуют сложности другого рода. Я всегда отношусь к ней на съёмках строже, чем к другим, именно потому, что она жена. Например, мне неудобно отменить съёмку, если Наташа заболела.

Во всём взаимопонимание

Когда режиссёр Владимир Меньшов искал актрису на главную роль Кати Тихомировой в фильме «Москва слезам не верит», он пробовал многих, но совершенно не рассматривал кандидатуру жены, Веры Алентовой. Она пробовалась самой последней, что называется, от безнадёжности. Но неожиданно Меньшов утвердил именно её.

Однако на съёмках именно к Алентовой предъявлял особые претензии.

– Мне не нравилось, что она делала в кадре. Все играют хорошо, а она выбивается! – признавался Владимир Валентинович. – Кричу, нервничаю. Кончилось тем, что после команды «Стоп, снято!» женская часть группы – гримёры, костюмеры – прятала Веру подальше, чтобы я не нашёл, на ком выместить злость. Но, бывает, пересматриваю картину, вижу эпизоды, которые казались неудачными, и думаю: «Зачем кричал? Всё же хорошо!»

Позже Алентова снялась у мужа в картинах «Ширли-мырли» и «Зависть богов».

Актриса Инна Чурикова стала известной благодаря прежде всего ролям в фильмах своего мужа Глеба Панфилова – «В огне брода нет», «Начало», «Васса», «Тема», «Прошу слова» и других.

– Это волшебно, когда муж-режиссёр в тебя верит не как в жену, а как в актрису, которая многое может, – делится Инна Михайловна. – Мы с Глебом в работе очень нужны и полезны друг другу. Он часто со мной советуется и дома, и на съёмках. Мы много читаем, делимся мнениями, прислушиваемся друг к другу. Во всём у нас взаимопонимание, какое в других творческих супружеских тандемах встретишь нечасто.

Олег ПЕРАНОВ

Опубликовано в №48, декабрь 2022 года