СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Экономический подход к Новому году
Экономический подход к Новому году
22.12.2022 15:16
Экономический подходНовый год в детстве – сказка и главный праздник, но с возрастом, конечно, приедается. Где-то с тридцать пятого раза замечаешь, что попал в «день сурка». Те же блюда на столе, те же фильмы в телевизоре, одинаковые шутки на вечеринках… А главное, из года в год повторяется скверное послевкусие – похмелье и тошнота от перепоя-пережора, сожаление о потраченных деньгах. И бог с ними, если бы они просто испарялись, – но они ведь откладываются на животе и бёдрах! Очень глупо себя чувствуешь наутро. В банковском приложении минус, на весах – плюс. Будто мошенник на деньги развёл, а заодно поиздевался, салом облепил. Но ведь никакого мошенника нет! Мы добровольно сжигаем бюджет и здоровье.

Холодный свет звёзд

Итак, наша проблема имеет две стороны. Первая – однообразие новогоднего ритуала, ведь каждый год ведёшь себя как робот. Вторая – потеря ресурсов. Но главная сложность в том, что если пытаешься уйти от первой проблемы, то увеличиваешь вторую.

Как это работает? Затошнило вас от оливье под «Иронию судьбы…», «Ивана Васильевича…» и условного Киркорова на Первом канале? Хорошо. Надо освежить рецепторы и нервы. А поэтому ночь на 1 января встречаем не дома, а в ресторане, и не под старинные телекартинки, а под живое исполнение. По возможности – профессиональное и талантливое, то есть звёздное.

Необычная еда и новые звуки должны порадовать, омолодить, оживить.

Но на практике такое освежение стоит непомерно дорого. Например, «новогодний ужин – 2023» под Лепса, Агутина и ещё нескольких звёзд меньшего калибра обойдётся вам от 70 до 250 тысяч за билет. То есть за семью с двумя детишками придётся отвалить полмиллиона. Впрочем, детей на это мероприятие иногда пускают бесплатно. Но им, пожалуй, небезопасно провести ночь в компании взрослых, которые наверняка накидаются под «Рюмку водки на столе».

Но даже если дети останутся на попечении бабушки – готовы ли вы заплатить хотя бы за самые дешёвые места, в отдалении от сцены, с одной бутылкой виски и одной бутылкой шампанского на двоих, с подачей закуски из щучьей икры? Впрочем, можно купить и самые дорогие места, вблизи от эстрады, с полной бутылкой более дорогого виски и чёрной икрой на закуску.

Наверняка утреннее раскаяние будет жгучим. Особенно если вы оплатите ужин в рассрочку, которую любезно предоставляет организатор мероприятия: «90 дней для оплаты билета, ставка от 0,2 процента в день, одобрение за 10 секунд и никаких бумажных документов».

Соблазнительно, но разорительно.

Но если вы хотите избежать кредитной ловушки, то свежие ощущения вполне можно поискать в более дешёвых заведениях, где за 7 тысяч с носа вам предложат «новогодний фуршетный стол из полюбившихся всем блюд, кавер-группу, фокусников, Деда Мороза и двойника Григория Лепса».

Не уверен, что после рюмки на столе вы заметите разницу между оригиналом и двойником. Перефразируя известную поговорку, «не бывает плохих певцов, бывает мало водки». Правда, в озвученные 7 тысяч с фокусниками и двойниками – из алкоголя входит только шампанское. Но докупите пару бутылок, подумаешь!

Итого: вечер на двоих обойдётся примерно в 20 тысяч плюс такси до ресторана и обратно. И, вполне возможно, ночью будет весело. Но утром вы, скорее всего, пожалеете о выброшенных деньгах, тем более что на стол вам подали не какие-нибудь сложные блюда, а еду и напитки, которые продаются в ближайшем магазине в несколько раз дешевле. А плата за «Григория», певшего в красных очочках под фонограмму, покажется лютым оскорблением.

Похмелье – штука тонкая, коварная и откровенная. Врать не станет.

И раз мы всё это заранее предчувствуем, не разумнее ли отпраздновать Новый год дома?

Под самый корешок

Если вы отказываетесь от автоматических настроек праздника в ресторане и переходите на ручное управление дома – то, конечно, придётся похлопотать. Вечер 30 декабря и утро 31-го будут посвящены не отдыху, а уборке квартиры, готовке, закупкам, выбору ёлки, наконец. А выбор непростой и немаленький – искусственная или живая, отечественная или импортная?

Любители искусственных ёлок обычно упирают на экологию и экономию. Живые деревья рубить не нужно, а однажды купленное изделие прослужит много лет. В интернете до сих пор продают ёлки ещё 70-х годов, правда, предупреждают – в доме их держать нежелательно, слишком силён аромат старого пластика. Но во дворе или в саду неубиваемая ель смотрится вполне достойно.

Что касается новых пластиковых ёлок, то в Москве они идут сейчас от 3 до 25 тысяч, в зависимости от роста, пышности и материала. Экологический аргумент здесь не работает, поскольку живые ели, сосны и пихты не срубают в лесу, а специально выращивают в питомниках на продажу. Вдобавок синтетическую дрянь рано или поздно придётся утилизировать, причём пластик разлагается плохо.

Экономия также сомнительна. Какой смысл брать на десять лет пластиковое дерево, если каждый год можно покупать свежее, ростом не ниже полутора метров и дешевле чем за 2 тысячи? Это если речь идёт о российских елях и соснах. Импортные того же размера стоят 6–8 тысяч. Их преимущество в стойкости. Иголки иностранных елей и пихт почти не сыплются, в отличие от наших. Однако если нашу ёлочку поставить в воду с антисептиком, то деревце гарантированно простоит недели три. Больше вроде и незачем. Ну, если вам непременно надо сохранить в доме новогоднюю атмосферу до 8 Марта, купите за те же 2 тысячи русскую сосну – она не осыпается вообще. Хотя и хвоей пахнет меньше, чем ель, и цеплять игрушки на сосновые лапы труднее.

Совсем уж рачительным гражданам дам добрый совет – смело идите к ёлочному базару 31 декабря часов в одиннадцать. В это время продавцы обычно бросают непроданные деревья. Бери не хочу, хватит на целую хвойную рощицу в квартире.

Здравствуй, Дедушка Мороз, борода из ваты

Новогодние подарки. Эта статья расходов способна превысить все прочие. Лимитировать её сложно. Однако можно хотя бы не дарить что попало!

Однозначно не экономим на детях и женщинах. Другое дело, что неплохо заранее деликатно прощупать их желания и, если уж исполнять, то честно, без замены суррогатами. Помните, как в «Карлсоне» Малыш мечтал о собаке, а ему вместо живого пса подарили игрушку? Дело кончилось рёвом и самой настоящей трагедией.

Зачем же так портить праздник?

Конечно, если ребёнок мечтает о дорогом ноутбуке, на который у родителя нет денег, а романтичная мама рассказывает, что во сне Дед Мороз принёс ей норковую шубку или автомобиль, – то необоснованные мечтания надо тактично окоротить. В крайнем случае отодвинуть на следующий год. Пояснить, что у Дедушки захворали олени или сломались сани, и компенсировать чем-нибудь вкусным. Сладостями, например. А потом всей семьёй полакомиться под праздничную программу или сериал. Это очень укрепляет семью.

И главное: не дарите ненужный дежурный хлам, называемый у нас «пылесборниками», а на Западе – «белыми слонами». Ситуация отлично описана в рассказе Чехова «Произведение искусства». Излечившийся пациент в благодарность приносит доктору бронзовый канделябр в виде двух женских фигур «…в костюмах Евы и в позах, для описания которых у меня не хватает ни смелости, ни подобающего темперамента. Фигуры кокетливо улыбались и вообще имели такой вид, что, кажется, если бы не обязанность поддерживать подсвечник, то они спрыгнули бы с пьедестала и устроили бы в комнате такой дебош, о котором, читатель, даже и думать неприлично…».

Доктор от греха подальше передарил непристойную вещицу знакомому адвокату, тот – актёру, актёр – ещё кому-то, и в конце концов канделябр вернулся к первому дарителю. В более-менее схожем положении побывал каждый из нас. Не в смысле неприличности, а в смысле никчёмности подобных даров.

Индекс оливье

Такой критерий придумали у нас по аналогии с индексом бигмака – общемировым критерием оценки валютами разных стран стоимости булочки с котлетой.

В России каждый год подсчитывают, сколько стоит килограмм салата оливье. Это важнейшее блюдо новогоднего стола. По нему измеряют инфляцию. Надо сказать, такая мерка не соответствует бигмаковской. Ведь состав бургера стандартный и не меняется, а оливье в каждой семье делается по-разному. Не все добавляют в блюдо свежий огурец, а кто-то предпочитает зелёному горошку кукурузу.

Дело вкуса, но если речь идёт о том, как удешевить салат, не потеряв его главные свойства, могу смело посоветовать экономию на колбасе. В классическом советском рецепте нужна «Докторская», но совершенно необязательно использовать дорогие сорта в натуральной оболочке, да и средний ценовой сегмент тоже ни к чему. Даже от самых дешёвых сортов общий вкус блюда сильно не изменится. Наш язык обычно нащупывает в общей майонезно-картофельно-яичной массе не вкус, а только консистенцию кусочков – они будут одинаково упругими и розовыми. А глаза отслеживают цвет вкраплений. Остальные параметры различат разве что профессиональные дегустаторы.

Ну и универсальный совет – запаситесь большей частью продуктов для новогоднего стола заранее. Перед праздником, например, обязательно подорожает красная икра. Она уже и сегодня в Москве в среднем стоит около 3 тысяч рублей за килограмм, хотя ещё месяц назад держалась на уровне 2500. Икру можно купить заранее и положить в морозилку. Ничего страшного с ней не случится, разве что некоторые икринки полопаются и пустят сок. Для товарного вида это минус, но если знаешь, что покупал качественный продукт, – ничего страшного.

Понятно, что неплохо бы запастись и алкоголем. Водкой не нужно – она в последние годы стабильно дешёвая. А вот о виски, например, стоит побеспокоиться. Сейчас производство этого напитка осваивают многие отечественные производители и при первом выходе на рынок обычно выставляют свой товар по низкой цене. А через месяц-другой, когда потребитель распробует новую марку, цена вырастет. Потом, скорее всего, появится ещё какой-нибудь недорогой сорт, но именно перед Новым годом такой удачи может и не случиться.

Так что, если приличный вискарь ещё не подорожал – хватайте сразу ящик. Мало ли…

На своей волне

Надо понимать, что новогодние праздники напрямую связаны с покупками. За последние сто лет западная цивилизация выстроила вокруг Рождества Христова сложную индустрию, «заточила» его под торговлю. Так, знаменитая «чёрная пятница», когда начинаются распродажи с большими скидками, – это на самом деле старт предрождественского торгового марафона – с последнего четверга ноября по последнюю субботу перед католическим Рождеством. Тут увязаны в один тугой узел вера, народные обычаи и интересы бизнеса.

Сопротивляться машине, цепляющей человека за самые чувствительные места, практически невозможно. На Западе, правда, есть организации, призывающие остановиться и на Рождество ничего не покупать, но они маргинальные, сектантские. Поэтому с ноября по конец декабря во всех странах торговый оборот колоссально вырастает.

Нас, между прочим, эта машина потребления почти не зацепила. Возможно потому, что Россия с Европой долго жили по разным календарям, да и сейчас православный календарь с григорианским не совпадает. Социализм в нашей стране тоже не особенно стимулировал потребление. Но даже в промежутке между распадом СССР и началом ковидных ограничений такого яростного предрождественского спроса на товары, как на Западе, у нас не возникало. Та же «чёрная пятница» официально у нас вроде бы действует, но, похоже, фиктивно – продавцы не сбрасывают товары за полцены, а просто повышают на них цены перед «распродажами», а потом возвращают к прежнему уровню. Вот и вся скидка.

Волна ажиотажной траты денег нас всё-таки накрывает, но лишь в конце декабря, перед самым Новым годом. Статистика говорит, что в эти дни количество самых дорогих и невыгодных для потребителя микрозаймов возрастает на 30 процентов. Деньги идут на подарки и новогоднее застолье. Следующие небольшие волны прокатываются через наши головы 14 и 23 февраля, а уже потом, 8 Марта, страну захлёстывает настоящее торговое цунами, не имеющее аналогов в мире.

Нужно ли сопротивляться этим волнам? Экономику они, пожалуй, оживляют, как допинг, толкающий спортсмена на сверхусилие. Но с точки зрения христианства, такая зацикленность на материальном – грех.

Только мы ведь ведём себя не совсем по-христиански.

Нет повода не выпить

Судите сами. Будь мы в массе православными, 31 декабря вообще бы не праздновалось. Потому что эта дата приходится на разгар Рождественского (Филиппова) поста. Ни пить нельзя, ни объедаться, ни безобразничать. Православный Новый год – Новогодие, предполагаемая дата Сотворения мира, праздновалась на Руси 1 сентября; сейчас, по нашему светскому календарю, это 14 сентября. Наконец, Новый год от Рождества Христова, введённый Петром I, по нынешнему календарю – 14 января.

Так что православный христианин вполне может отмечать сентябрьское Сотворение мира, радоваться Рождеству 7 января и, по желанию, отмечать старый Новый год.

Мы же начинаем «разминаться» 25 декабря, на католическое Рождество. В потребительское безумие не втягиваемся, но вполне можем принять его как повод выпить. Потом идёт главный праздник, Новый год, который мы ещё почему-то срастили с китайским новогодием и потому скупаем талисманы в виде зверушек, одеваемся за праздничным столом в цвета, которые «любит» Золотой Дракон или Чёрный Кролик. Хотя в самом Китае новый год наступает только в феврале. Затем наше застолье плавно перетекает в рождественское и, наконец, в староновогоднее.

Получается, что, в сравнении с западным или восточным календарями, наши зимние праздники размазаны по сетке, слились в одно непрерывное веселье. И часто мы жалеем о деньгах и здоровье, растраченных за время этой затянувшейся радости. Да что там часто – почти всегда!

Мыши плачут, колются, но грызут кактус.

Павел БУРИН
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №49, декабрь 2022 года