Сибирский барон
19.01.2023 13:57
Сибирский баронПо восточному календарю у наступившего года сразу два пушистых символа – кролик и кот. А ведь сибирская кошка – это вдобавок один из символов России, признанное национальное достояние. Наши Васьки и Мурки сейчас гуляют на улице при морозе за сорок, и холод им не страшен. На Западе за «сибиряка» отстёгивают несколько тысяч евро! Так в чём же его главная ценность?

Сказание о коте

Они обладают сибирским здоровьем и сибирской стойкостью характера. Вообще, эти пушистые создания известны как вальяжные, неприхотливые, выносливые, могучие животные. Они отлично выполняют и роль семейного баловня, и главного дворового разбойника. В старину этих кошек считали «правой рукой домового».

Сказание о коте сибирском берёт начало в XVI веке – с покорения русскими восточных земель. Наши предки в Сибири тогда вели кочевую жизнь, но в своих станах (ставках) держали скот. Поохотиться на мелкую скотину как раз и прибегали местные дикие кошки. «Дикари» охотно скрещивались с уже давно одомашненными персидскими котами, которые прибывали в Сибирь по Шёлковому пути – в купеческих обозах. Так и родилась сибирская порода.

В 1793 году английский путешественник Питер Паллас, проехавший всю Россию с запада на восток, описывал «классического русского кота из городка Мокшаны Пензенской губернии, похожего на хорька или куницу». А знаменитый немецкий зоолог XIX века Альфред Брем из своей поездки по Сибири привёз рассказ о «рыжих тобольских котах, превосходных крысоловах».

Кошка сама найдёт себе еду – считали тогда русские. Такое отношение закалило характер «сибиряков», сделало их смекалистыми, способными противостоять даже крупному противнику. «Немецкая овчарка в кошачьем мире» – так говорят об этой породе любители.

Но нет пророка в своём отечестве. Обладая всеми признаками сложившейся породы, на протяжении многих веков сибирские кошки считались в России «дворняжками», «от соседского кота да бабушкиной кошки». И лишь в 1989 году отечественные фелинологи, а также патриоты-котофилы выделили их в отдельную, особо ценную породу.

«Приглядевшись повнимательнее, активисты кошачьего движения обнаружили, что кошки-то ничего себе! Просто классные! Они не похожи на записные иноземные породы. Имеют собственные породообразующие признаки, так что им надо дать имя собственное», – рассказывает российский фелинолог Ольга Миронова. Именно она инициировала признание сибирской кошки как самостоятельной аборигенной породы.

А ведь уже во время Великой Отечественной войны «сибиряки» могли получать медали. Вот только не за участие в кошачьих выставках, а за спасение людей.

Мяукающая дивизия

Первая мяукающая дивизия для спасения блокадного Ленинграда от крысиных полчищ прибыла в город в апреле 1943 года из Ярославля. Четыре вагона дымчатых крысоловок-«сибирячек» долго собирали. А в пути не кормили, и это было сделано специально. Как только кошек выпустили из вагонов на волю, для ленинградских крыс настали последние дни.

Спустя год, уже после снятия блокады, жительница Омска, хозяйка чёрно-белого кота Амура, начала собирать второй кошачий призыв. Вместе с Амуром в Ленинград тогда отправилось 5 тысяч котов из Иркутска, Тюмени, других сибирских городов. Многих по прибытии забирали в свои квартиры обессиленные ленинградцы. Они знали, как важно наличие кошки в семье, ведь звери многим помогли выжить.

«Во время блокады каждый день Васька уходил на охоту и притаскивал мышек или даже большую жирную крысу. Мышек бабушка потрошила и варила из них похлёбку. А из крыски получался неплохой гуляш. Ночью мама, бабушка и я лежали под одним одеялом, Васька согревал нас своим теплом, – вспоминает своё детство блокадница Светлана Бугрова. – Бомбёжку кот чувствовал раньше, чем объявляли воздушную тревогу. Начинал крутиться, мяукать, и мы успевали выбежать из дома. Когда направлялись в убежище, тащили Ваську с собой, следили, чтобы его не украли и не съели соседи. Голод был страшный. С весны выходили с котом на птичью охоту. Васька ловил птичек, но от голода сил удержать птицу у него не было. Тут на помощь приходили мы. Когда война закончилась, бабушка коту всегда отдавала лучший кусочек, говорила: «Кормилец ты наш!» Умер Васька в 1949 году, мы его похоронили на кладбище и, чтобы могилку не затоптали, поставили крестик и написали «Василий Бугров». Потом рядом с котиком мама положила и бабушку, а потом я там похоронила и свою маму. Так и лежат они за одной оградкой, как когда-то в войну под одним одеялом».

Трепетное отношение к кошкам у петербуржцев сохранилось до сих пор. В штате Эрмитажа трудится более 50 кошек-крысоловок – потомков тех самых «сибиряков». На улицах города установлены памятники усатым-хвостатым, отдавшим в тяжёлые времена все свои девять жизней ради спасения хозяев. А в Тюмени в память о «Кошачьем призыве» открыли сквер Сибирских кошек, украшенный их скульптурами.

Вернись, хозяин

Известно, что большинство кошек привязывается не столько к владельцам, сколько к обжитому месту. А вот «сибиряки» – другое дело. Они больше тянутся именно к людям, а не к дому.

«Уехали с мужем в отпуск. Котя остался со свекровью. Пару первых дней ходил по квартире, поскуливая, искал нас. Спал только на нашей кровати. Затем «поселился» у входной двери и ждал, прислушиваясь к шуму в подъезде. И так целый месяц!» – делится историей обладательница «сибиряка». Другие рассказывают о том, как их украденные животные сами возвращались домой.

«Сибиряки» отлично приспосабливаются к любым условиям, чувствуют себя вольготно как на Юге, так и на полярных станциях, в вечной мерзлоте. Ведь суровая Сибирь подарила им длинную пушистую шерсть с водоотталкивающим свойством, густой тёплый подшёрсток, импозантное жабо и мускулистое тело. Барская стать характерна для этой породы, сформировавшейся естественным путём в результате долгих природных мутаций. К тому же, порода не имеет генетических заболеваний.

А уж если говорить об окрасе, то тут выбор безграничен. Однотонные, полосатые, серебристые, дымчатые, «счастливые» трёхцветные… Вдобавок они меняют окрас в зависимости от времени года.

«Моя Дуся – хамелеон. К зиме становится более серой – дымчатой, а по весне её шерсть приобретает персиковый цвет», – рассказывает в интернете хозяйка сибирской кошки. Её дополняют коллеги: «Сибиряки» меняют окрас и с возрастом. Появился у нас в доме полосатый котёночек, а через два года стал серебристым с золотистыми пятнами».

Приобретая котёнка сибирской породы, настраивайтесь на пару десятков лет совместной жизни. «Сибиряки» – долгожители в кошачьем мире. К тому же они вырастают исполинского размера, прежде всего в силу своей поразительной пушистости. Впрочем, вес у них не такой большой, всего от 5 до 10 килограммов.

Нечто вроде логического мышления

«Есть у «сибиряков» одна черта, которая выделяет их среди других пород. Это интеллект. Бесстрашие и рассудительность. Матушка-природа им внушила: инстинкты инстинктами, а не будешь мыслить – не выживешь», – продолжают хвастаться кошатники.

«Сибирские кошки имеют нечто вроде логического мышления. Наблюдают, делают выводы, повторяют действия. Мой Оникс открывает ящики, чтобы достать вкусняшку, сам включает свет, выполняет команды «нельзя», «проваливай», «куда полез-то!», «иди буди ребятишек».

«Моего «сибиряка» зовут Чип Чеширский, такая «фамилия» досталась ему за схожесть с котом из фильма про Алису. Был куплен у подружки за 5 рублей, чтоб ему жилось хорошо. До него у нас жили по очереди и вперемешку восемь котов, но Чипуша – самый умный. Он психолог, к каждому знает подход. Отношение ко мне – как к прислуге, благодарно-снисходительное. К мужу – как к господину. К детям – как к братьям меньшим. Если ребята дерутся, подойдёт, треснет лапой задиру, приласкается к слабому».

«Своего кота я назвала Мурзик, потому что он выглядит как обычный дворовый кот. Непривередливый, нетребовательный, некапризный. Ест, что дам, воду пьёт прямо из крана, предварительно попросив открыть. Спит где придётся. На первый взгляд, низкого сословия. Но как он любит классическую музыку! Я работаю в квартете, играю на альте. Когда репетирую дома, садится рядом и несколько часов слушает, не шелохнувшись! А когда ко мне приходят ученики, надо видеть, как Мурзик реагирует на каждую фальшивую ноту. Точно его током ударили. А если фальшь звучит несколько секунд, может даже укусить. Эстет! Сибирский барон!»

«Эти кошки – умницы и мастера на все лапы. Отличные пловцы и даже летяги – раскроют лапищи, распушат хвост и приземляются благополучно аж с третьего этажа».

Бреем нашу Пышечку

Многие уверены, что кошки весьма неразборчивы в связях. Но только не сибирские. Эти – семьянины. Мурка часто всю жизнь сохраняет верность своему единственному Василию. Мамы и папы вместе заботятся о потомстве – воспитывают, учат, поощряют, а также наказывают за плохое поведение. Сибирская кошка учит котёнка не только охотиться, но даже ходить в лоток или бегать по нужде на улицу.

Единственный существенный недостаток сибирских кошек – это шерстистость.

«Шерсть везде, и её много. И колтуны. У нас целый арсенал расчёсок, фурминаторов, колтунорезов, но в итоге всё равно каждую осень бреем наголо нашу Пышечку».

«Из-за обилия шерсти мой Лексус требует тюнинга. На этом все проблемы с ним решены. Он дружит со мной и сыном, терпит жену и тёщу – настоящий мужик!»

«Шерсть на одежде, белье, стенах, у нас в ушах, глазах, во рту. Кажется, она не только сыплется с Мориса, но ещё и самостоятельно размножается. И мы вызываем ему девочку-грумера, профессионала кошачьих стрижек. В первый раз боялись, что Морис будет злиться и вырываться. Но нет! Спокойно лежал на столе, а потом ещё и ласковее становился».

Упомянув единственный недостаток породы, любители обязательно вспомнят множество её достоинств.

«Сибиряки» – дипломаты. Не задиристы, но коммуникабельны. Могут создать себе свой личный рай там, где другие кошки будут страдать. Наш Самсон трёхмесячным котёнком подружился с двумя нашими лабрадорами и таксой. Сына Самсона Фиму отдала подруге, у неё дома царствовал попугай. Но теперь главный там – Фима. А попугай лишь подворовывает еду из его миски. Дочь Самсона Агафья Самсоновна подростком была отправлена ловить мышей в деревню, к многодетной семье. Построила там всех местных кошек, собак и детей».

«Если «сибиряк» решил жить с вами, то рано или поздно вы покоритесь. Мой пристал на улице. Шёл за мной от остановки до дома минут двадцать. Потом несколько часов ждал у подъезда. Ночью смотрю из окна – мёрзнет, бедолага, но не уходит. Такая у него воля! Принесла в дом, и вот уже девять лет мы вместе. Миролюбивый, спокойный, аккуратный. А уж какой пластичный! Засыпает пузом кверху. Выгибается и замирает: «Фоткай, хозяйка!»

Многие хозяева сибирских кошек отмечают их лечебные свойства.

«Когда болит спина, мучает остеохондроз, я ложусь на живот, и наш Мотя ходит по мне. Причём ступает именно на те места, где болит. Массажист мой пушистый».

«Наша «сибирячка» Юта во время моей беременности с угрозой выкидыша ложилась мне под живот, грела, расслабляла. Так я Серёгу и доносила. Теперь Серёжа носит Юту. Она не сопротивляется, понимает – дитя малое!»

«Болит голова – наш «сибиряк» ложится на голову, болит живот – пытается примоститься на животе. Кашель – забирается на грудь, прогревает. Чувствует, где больно. И боль утихает».

«Сенсационное» открытие

Природа сделала нам, россиянам, удивительный подарок в лице сибирской кошки. Но – что имеем, не храним. Отечественные фелинологи, заводчики сибиряков и просто любители этой породы бьют тревогу: «За рубежом создают стандарты «сибиряков», указывают нам, какой должна быть национальная российская порода. И делают на ней состояния» – пишет издание «Друг кошек».

Западный интерес к сибирской кошке начался около двадцати лет назад с «сенсационного открытия американских учёных». Доктора Ким Лайонс и Кэтрин Мерс «доказали гипоаллергенность сибирских кошек». Изучив образцы слюны и шерсти, они пришли к выводу, что содержание протеина Fel-D1 (аллергена) у «сибиряков» ниже, чем у других пород.

«Сибирские кошки не вызывают аллергию!», «Купите сибирскую кошку и забудьте о чихании», «Кошка без антигистаминных» – так рекламировались наши «сибиряки» в Америке. Под эту «гипоаллергенность» дельцы быстренько создали целую НКО «Сайбериан Ресёрч», с офисами, питомниками, отделами продаж по всему миру. Нажились и обрекли на страдания множество аллергиков, поверивших рекламе.

Российские же эксперты так нагло врать не умеют. Да, давно замечено, что сибирские кошки реже вызывают аллергию или она проявляется легче, чем на другие породы. Но кошка на кошку не приходится. У одной сибирской Мурки протеина мало, а у другой – очень даже достаточно. Это же природа! Здесь не подгадаешь.

«Уровень аллергенности у каждого животного – свой индивидуальный, он зависит от родственных связей (генетики). Это непредсказуемо».

«Все кошки вырабатывают белок в разных количествах. Считается, что у светлых «сибиряков» его меньше, поэтому из-за мужа-аллергика я выбрала эту породу. Но мы не пускаем кошку в спальню, каждый день робот-пылесос собирает шерсть и пыль, муж часто моет руки. И принимает препараты в период обострения аллергии».

«Моя мама, всю жизнь страдающая жуткой аллергией, в гостях у друзей познакомилась с кошечкой-сибирячкой. Влюбилась в неё, сказала, что готова пить лекарства от аллергии, но без Нюши (так назвала) не уйдёт. Нюша переехала к маме и отчиму. И тут случилось неожиданное. Отчим, который всю жизнь держал кошек, вдруг стал задыхаться по ночам. Оказалось, что как раз на «гипоаллергенную» сибирячку у него аллергия. А мама аллергии на Нюшу не дождалась. Но если собой она была готова жертвовать, то мужем – нет. Теперь Нюша живёт у меня».

Так что если вы аллергик, перед приобретением кошки специалисты советуют пару месяцев просто навещать её. Гладить, кормить и наблюдать за своим состоянием. Ну а если у вас противопоказаний нет, то самый бюджетный, комфортный, умный, здоровый да ещё и патриотический вариант – наша сибирская кошка!
Наше национальное достояние.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №2, январь 2023 года