Очень тревожный подросток
01.02.2023 00:00
Кажется, гость не собирается нас покидать

Очень тревожныйЗдравствуйте, уважаемая редакция! Расскажу, в какую дурную историю мы недавно попали с сыном-десятиклассником. Точнее говоря, попала я, потому что оказалась слишком доверчивой мамой.

Недавно к нам в гости пожаловал новый приятель сына. Они познакомились на рок-концерте, в общей компании. Сын часто пересекается с этими ребятами, компания там большая и пёстрая. Я толком никого не знаю, да и сын, по-моему, тоже. Ну и познакомился с каким-то парнем, а кто он – не очень понятно, знакомый каких-то приятелей. Вскоре напросился в гости.

Пришёл и остался на ночь. Просто ребята засиделись до одиннадцати вечера, да и я за временем не следила. А парень этот живёт в соседнем городе, автобусы и электрички так поздно уже не ходят. Но он сказал, что родители в курсе, где он находится, и разрешили остаться у нас с ночёвкой – если, конечно, я не против. Я не возражала – пусть мальчики общаются. Не выгонять же парня в ночь на мороз.

Весь следующий день ребята просидели дома, а вечером выяснилось, что он вовсе не собирается уезжать. Это показалось странным, но я смолчала. А вечером третьего дня, когда поняла, что молодой человек снова не намерен покидать нас, не выдержала и спросила, что происходит – ведь родители, наверное, уже с ног сбились, обзванивают больницы и морги. Юноша вытащил телефон, набрал номер папы и передал мне трубку.

Мужчина спокойно пояснил, что всё в порядке – ему известно: сын сейчас гостит у друзей. И добавил, что, если это меня не смущает, пусть мальчик побудет у нас ещё немного. Я не возражала – сыну необходимо общение со сверстниками. У него есть проблемы с социализацией, он тревожный подросток, ему трудно сходиться с людьми, нелегко заводить знакомства, дружить с ровесниками. Поэтому, когда к нему приходят гости, я только рада. Однако в этом случае радушие сыграло против меня.

Новый приятель сына прогостил у нас пять дней. Вёл себя странно. Я видела, что и сын в какой-то момент устал от него. Мне сразу показалось, что в семье этого мальчика не всё ладно. Он не напоминал ребёнка из асоциальной семьи, напротив – был хорошо одет, обут и подстрижен, но в его поведении проявлялись повадки жертвы.

Например, вечером возвращаюсь после работы домой и слышу, как сын с гостем разговаривают, смеются. Захожу в комнату, а юноша вздрагивает и быстро встаёт с дивана. Я обращаюсь к нему, а он будто замирает – и отвечает односложно. Приглашаю поужинать – отказывается. Но когда покидаю кухню, незаметно пробирается туда и ест.

Честно говоря, я уже была готова к тому, что парень останется у нас на Новый год. Даже подарок приготовила. Однако утром 30 декабря гость внезапно уехал. Подарок забрал, а заодно прихватил наши деньги, отложенные на оплату аренды квартиры, и вдобавок мои антидепрессанты.

Позже выяснилось, что зовут парня по-другому, он представился вымышленным именем. На самом деле живёт в приюте. Это не совсем обычное заведение – скорее «семейный посёлок» для подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Туда часто приезжают приёмные родители. Посёлок состоит из 12 коттеджей, в каждом обитают по пять детей. На каникулы воспитанников отпускают к родственникам или друзьям. К кому-то, видимо, отпустили и нашего гостя. Вот только с каким «папой» я разговаривала по телефону, так и не поняла.

В первые минуты после выяснения факта кражи я находилась в такой ярости, что позвонила в полицию. Там меня культурно «отшили», пояснив, что незнакомого подростка я впустила в дом сама и не следила за своими ценностями. И вообще, прямых доказательств его вины нет – может, это ваш сын спёр деньги, а вовсе не посторонний мальчик.

Немного успокоившись, я решила, что этим вопросом должны заняться ответственные люди. Однажды где-то читала, что несколько лет назад в подобном приюте выявили серьёзные нарушения, было открыто уголовное дело.

Дозвонилась до администрации семейного посёлка, для начала поговорила с куратором. Она пообещала разобраться в ситуации и сразу же сообщить мне. Перезвонила через сорок минут, очень долго извинялась. Пояснила, что такое ЧП у них впервые, обязательно будут приняты меры. Официально мальчик ездил к родственникам – и действительно сначала гостил у них, потом попал к нам, а затем вернулся к родственникам. В посёлок приехал вечером 31 декабря.

Парень не отпирался, сразу сознался в проступке. Сказал, что не понимает, зачем это сделал. Стоит на учёте у психиатра. Деньги потратить не успел, вернул администрации без лишних вопросов.

По рассказам куратора, у парня тяжёлая судьба. Мать в его присутствии убила отца, когда ребёнку было всего девять. Сейчас она отбывает тюремный срок.

В конце 90-х я работала в детском летнем лагере, куда порой приезжали детдомовские и приютские дети. Многих хорошо помню, а годы спустя даже пыталась выяснить, как сложилась их жизнь. Ещё работая в лагере, поняла, что 90 процентов таких подростков морально искалечены, хотя и старались вести себя как обычные домашние дети. Всякое у нас случалось. Многих из тех трудных ребят уже нет на белом свете, лишь у троих всё сложилось более-менее хорошо.

С одной стороны, приятель сына – уже взрослый человек, ему 16, он обязан отвечать за содеянное. Но с другой, никто не знает, что именно ему пришлось перенести и в каких условиях. Решила заявление не писать – пусть опекуны и администрация приюта сами решают, что делать с вороватым подростком.

Мне жаль этого молодого человека. Похоже, он глубоко несчастный, зашуганный мальчишка и вряд ли от хорошей жизни отсиживался у нас. Почему жалею – трудно объяснить. Просто не могу иначе, пусть даже в моей жалости нет здравого смысла. Наверное, он с детства всегда был лишним для всех. Жизнь страшно ударила парня – то, что с ним случилось, даже представить страшно. А каково пережить такое? Разумеется, это не повод жалеть всех воров и убийц из-за трудного детства, но в некоторых ситуациях хочется разобраться и посочувствовать.

Конечно, государственные люди заботятся о нём – учат, кормят, одевают, воспитывают. Но меня интересует другой вопрос – любит ли его хоть кто-нибудь? Думаю, что никто. Конечно, понимаю, что сглупила и сильно рисковала нашей безопасностью, разрешив незнакомцу так долго гостить. А ведь он, с учётом психиатрического диагноза, при желании мог сделать с нами всё что угодно. А я расслабилась, как последняя дура, совсем потеряла бдительность.

Сына тоже жалко – он очень расстроился. Не из-за кражи, а из-за предательства человека, которому доверял как другу, с которым столько дней общался.

Да уж, лихо этот год начался, ничего не скажешь. Но всё же я рада тому, что для нас эта история закончилась хорошо. Как говорится – Господи, спасибо, что взял деньгами. Хотя я и не особо верующая, зайду сегодня в церковь, попрошу всем милости и разума – и нам, и этому мальчику.

Из письма Евгении
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №4, январь 2023 года