Женская красота как орудие криминала
08.02.2023 16:30
Женская красота«Невиноватая я! Он сам пришёл!» – все помнят эту фразу из «Бриллиантовой руки» и тот самый эпизод, в котором красавица соблазняет мужчину в корыстных интересах. Вообще, для преступного мира это классика жанра – жертву заманивают в силки с помощью женской красоты, артистизма и иллюзии доступности. Это самый лёгкий вид грабежа. Его расцвет пришёлся на начало прошлого века. Тогда воровки на доверии, хипесницы и прочие чаровницы криминального мира стали любимыми персонажами городского фольклора, да и литературы. А позднее к ним добавились клофелинщицы – именно такую роль в фильме исполнила Светлана Светличная. Но как всё происходило в реальной жизни?

Соблазнить одним взглядом

О «хипесе» слышали многие, однако не все понимают, что это такое. Само слово происходит из языка идиш. Корень «хипа» означает женский половой орган. Однако не спешите делать вывод, будто хипес – это банальная проституция. Всё гораздо интереснее. Преступление построено так, чтобы соблазнённый «фраер» более-менее добровольно отдал преступниками крупную сумму. И ради этого разыгрывался целый спектакль.

Главные участницы драмы – хипесницы. Эти девушки усваивали азы мастерства с раннего детства, поскольку воспитывались в окружении самых привлекательных одесских барышень. Куплетист Бенгальский в фильме «Опасные гастроли» пел о них: «Ну а женщины Одессы – все скромны, все поэтессы!»

Скромные одесские «поэтессы» умели соблазнять мужчин одним взглядом.

К началу XX века самое хитрое криминальное сословие в России – хипесники – насчитывало около тысячи шаек. Большинство из них сколачивалось в Одессе на Молдаванке, а затем «труппы» отправлялись на «гастроли» в самые богатые города Российской империи.

Костяк шайки хипесников состоял из четырёх человек. Главная роль была у хипесницы – соблазнительной девицы, не отягощённой моральными устоями. Кроме неё, в труппу входили «кот» и «мамка». Руководил всем этим творческим коллективом «антрепренёр».

Антрепренёр был при деньгах. На его средства обычно снимали в большом доме с проходным двором квартиру в две-три комнаты. «Прежде всего избирается комната, имеющая две двери, причём одна, ведущая в соседнюю комнату, маскируется. Её или завешивают ковром, или заставляют шкафом… После этого пол комнаты покрывается ковром; вся комната кокетливо убирается, кровать огораживается высокими ширмами. Самой яркой приметой хипесной комнаты по меблировке служит всегда один-единственный стул» – так описывал в 1914 году место преступления писатель Андрей Зарин в книге «Кровавые летописи Петербурга».

Действуем по сценарию

Пока антрепренёр и «мамка» наводят марафет в снятой квартире, «кот» отправляется по ресторанам, ярмаркам, банкам и прочим солидным учреждениям. Там он высматривает жертву – обеспеченного солидного мужчину, желательно женатого. Отыскав такого, он наводит на него хипесницу.

Скромно одетая, она разыгрывает роль порядочной, но слегка скучающей девицы. Вроде бы и не флиртует, но даёт понять фраеру, что не прочь «чуть-чуть поразвлечься», «пока матушки нет дома» или «пока муж в отъезде». Затем ведёт богача в уже подготовленную для хипеса квартиру, где в порыве сладострастия бросает мужскую одежду на единственный стул. А затем увлекает кавалера за ширму, где находится кровать. После чего слегка покашливает.

Кашель – это сигнал спрятавшейся в соседней комнате «мамке». Она, тихо ступая по ковру (для того его и стелили), входит в комнату и уносит с собой одежду фраера. Вместе с «котом» и антрепренёром вытаскивает большую часть денег из кошелька, а затем возвращается, положив вещи обратно.

В это время хипесница театрально стонет или якобы в любовном порыве затыкает фраеру уши, чтобы тот не услышал перемещения «мамки». А «мамка» тихо мяукает, подавая хипеснице знак – «дело сделано, выпроваживай гостя».

И тут девонька вдруг начинает волноваться: «Сейчас муж вернётся!» или «Матушка вот-вот придёт!» Испуганный фраер выпрыгивает из кровати, торопливо одевается, хочет дать прелестнице денег, но та разыгрывает неподкупность: «Да что вы! Я не такая! Бегите скорее, пока нас с вами не обнаружили!» И выталкивает гостя из квартиры.

Мужчина уходит, разгорячённый объятиями, и с восторгом вспоминает внезапно прерванную прелюдию. Он не сразу обнаруживает отсутствие в бумажнике крупной суммы. А потом спохватывается.

«Да меня объегорили!» – негодует господин и возвращается в квартиру к воровке. Но к тому времени «мамка» и «кот» уже произвели в помещении разительные перемены – переставили кровать, убрали ковёр, перевесили зеркало. «Мамка» отворяет дверь, но мужчина не узнаёт квартиру. «Да кто вы такой? Я никаких девиц не знаю! Давно здесь живу! Убирайтесь, или городового позову!»

Сам фраер в полицию ни за что не пойдёт, поскольку не хочет рисковать репутацией. У него жена, дети, ему никак нельзя вмешивать в это дело представителей закона. И вскоре он смиряется с потерянной суммой.

Возможны варианты

В хипесе существовала и другая схема. В минуты страсти в комнату врывается «муж» или добропорядочный «родственник» красотки. Он застаёт в доме чужого мужчину без брюк, а свою «жену» («дочь», «невинную сестрицу») – в неглиже!..

«У стены диванчик венский, а на нём корсетик женский» – так описывал эту ситуацию одесский куплетист 1920-х годов Лев Зингерталь. В этом случае «муж» устраивает уже настоящий скандал – кричит о поруганной супружеской чести, грозится дуэлью, мордобоем, самоубийством.

Другой вариант. Внезапно возвращается «матушка» девицы и вопит громче самой голосистой торговки на Привозе: «Люди добрые, что делается-то!» А затем припирает к стенке барина в подштанниках: «Надругался над моей дочерью непорочной – теперь женись!»

В общем, существовало множество способов заставить неудачливого кавалера расстаться с деньгами. «Возьмите всё, что у меня есть в кошельке, и ещё часы в придачу, только не устраивайте скандала!»

Каждая шайка привносила в классическую схему хипеса свои оригинальные идеи. Вот какие любопытные подробности сообщали газеты того времени:
«Девушка 18 лет, питая отвращение к половым сношениям, приводила мужчин на съёмную квартиру и при попытке их к сношению начинала кричать. Когда на крик прибегали её подельники, она обвиняла спутников в попытке изнасилования. Спутники самолично отдавали ей за молчание деньги».

«Вдова 32 лет заманивает мужчин в апартаменты. Во время соблазнения там появляются её сообщники-вымогатели».

«Гражданка Петрова знакомилась со своими клиентами в трамваях, приглашала их в меблированные комнаты. Там они и подвергались грабежу, который учиняли соучастники Петровой».

Заканчивался хипес дележом добычи. 50 процентов – антрепренёру, 40 процентов – хипеснице, остатки – «мамке» и «коту». Все оставались довольны, ведь суммы получались немалые. Например, знаменитая хипесница Марфушка имела капитал аж в 40 тысяч рублей, госпожа Петрушкина – 35 тысяч, а Сонька Синичка – 25 тысяч, на которые впоследствии открыла свой салон модной одежды в Киеве.

Времена меняются, а хипес – нет. Некоторое время назад газета «Ставропольская правда» рассказала о семейном хипесе. Когда кредиторы прижали супругов Локтионовых к стенке, те вспомнили кинофильм о знаменитой хипеснице Соньке Золотой Ручке. И решили обчистить самого богатого жителя своей станицы, бизнесмена Г. Для этого Марина Локтионова сначала соблазнила его, а затем уединилась с любовником в лесополосе. Парочку «застукал» муж. «Едем в полицию, пишем заявление о том, что ты её изнасиловал!» – угрожал Локтионов. В итоге соблазнитель сам предложил ему деньги. «Я женой не торгую!» – сопротивлялся Локтионов, и тогда Г. отдал ему свою машину.

Однако по пути домой бизнесмен понял, что его «тупо развели», и сам явился в полицию. «Следствию пришлось приложить немало усилий, чтобы вывести супругов на чистую воду. Районный суд приговорил Марину к шести, а её мужа Сергея к четырем годам лишения свободы», – пишет газета.

«…она же Валентина Панияд»

«На пляже в Сочи хорошенькая женщина попросила намазать ей спину кремом от загара. Намазал. Поговорили, сходили в кафе. На следующий день снова встретились на пляже, она уже – как бы хорошая знакомая. Сам, дурак, попросил её посторожить вещи, пока нырну с вышки. Нырнул. Возвращаюсь – ни женщины, ни вещей, ни айфона, ни ключей от номера в отеле. Бегал бы я медленнее, упёрла бы и ноутбук из номера».

«Позвонила в квартиру моему отцу такая вся приличная, представилась инспектором по проверке счётчиков. Отец её в квартиру пустил, чай предложил. Джентльмен. Пока на кухне крутился, она из кармана его пальто кошелёк с пенсией вытащила. Видимо, следила, когда старик за деньгами в банк ходил».

«Возвращался из командировки, в поезде познакомился с Олей. Сказала, что едет на каникулы к родителям, пересадка у неё в Саратове – восемь часов на вокзале куковать. Пожалел, предложил посидеть у меня. Пока в душе с дороги мылся, Оля кошелёк забрала. На картах – ноль рублей, успела сделать онлайн-покупки. Следователь смотрел на меня, как на идиота. Оля оказалась в розыске. Воровка на доверии».

…Воровки на доверии умеют расположить к себе кого угодно. Они не только красавицы, но и психологи от природы. С первого взгляда просчитывают, на что жаловаться, о чём разговаривать, как притупить внимание мужчины и прикарманить его деньги. Облапошить могут даже опытного полицейского.

Вот, например, история, в которую вляпался старший оперуполномоченный капитан Павел Кравченко и которую он сам поведал миру в своём блоге: «В сквере, мимо которого я обычно езжу с работы домой, из-за моросящего дождя никого не было, поэтому одинокая девичья фигурка на лавке сразу бросилась в глаза. Притормозил». Подошёл к девушке, она представилась Викторией Лапиной, пожаловалась: «Меня парень избил. Я от него сбежала в чём была». Сказала, что парень вернётся домой только завтра, тогда она сможет забрать документы, чтобы вернуться к матери в Тверскую область.

Капитан проникся сочувствием к «продрогшему воробышку», пригласил Вику к себе переночевать, благо жена отдыхала на даче. Утром проснулся – «воробышка» дома нет. Не нашёл он и 15 тысяч, хранившихся в сахарнице, а также драгоценностей жены.

«За десять лет службы я насмотрелся на дамочек с криминальными талантами. Но такой наглой, как Вика, не встречал, – откровенничает опер-блогер. – Ведь знала, что я опер, а всё равно решила «пощипать». И голову на отсечение даю, что никакая она не Виктория, отчество и фамилия наверняка фальшивые».

…В былые времена в малинах и притонах пели такие песни: «Воровка на доверии не верит в суеверия, не знает наказания, в ней нет самосознания», «Она была воровкой на доверии, к тому имея ангела лицо, ей граждане все безгранично верили, от бабушек наивных до юнцов».

Воровка на доверии всегда разыгрывает тяжкую жизненную ситуацию или, наоборот, вызывается помочь человеку – выслушать, посочувствовать, поддержать. А иногда ей достаточно банального флирта, чтобы мужчина потерял бдительность. И уж потом – «делай с ним что хошь».

Кстати, лиса Алиса – классическая воровка на доверии.

Малинки, малинки, такие вечеринки

В старину дамы, обчищавшие своих жертв, часто опаивали их до беспамятства алкоголем. Позднее стали использовать снотворное или наркотические вещества, которые тогда назывались «малинкой». Помните, как Жеглов рассказывал Шарапову: «Тут вчера поп с двумя девками куролесил. Выпил водки – дальше ничего не помнит. Очнулся, а крест нательный да золотишко тю-тю!»

В шестидесятых годах фармацевтика пополнилась новым средством для быстрого снижения артериального давления – клофелином. И на криминальной сцене появились актрисы нового жанра – клофелинщицы. Этот препарат до последнего времени продавался без рецепта в каждой аптеке, а стоил копейки. Достаточно одной таблетки, чтобы кавалер впал в длительную спячку. В сочетании же с алкоголем клофелин гарантирует мертвецкий сон вплоть до суток.

Так что если романтическая встреча с клофелинщицей заканчивается у клиента дома, то у неё появляется много времени, чтобы обчистить не только его карманы, но и всё жилище.

Как любой медицинский препарат, клофелин имеет массу побочных эффектов, а людям с больным сердцем он вообще противопоказан. Так что даже небольшая передозировка может лишить фраера не только денег, но и жизни.

В последние годы к клофелину добавилось много новых средств, вызывающих сон. Воровки идут в ногу со временем, берут на вооружение нейролептики, лекарства от шизофрении, транквилизаторы. Как признаются полицейские, это очень усложняет их работу, ведь после приёма таких веществ жертвы не то что злодеек – себя вспоминают с трудом. Также преступницы стали использовать препараты, которые очень быстро распадаются в крови и тем самым осложняют экспертизу.

Если же клиенту повезло остаться живым, а девице не повезло и её схватили стражи порядка – то судить её будут по разбойной 162-й статье, предусматривающей до восьми лет лишения свободы.

Но случается, что Фемида, у которой тоже бывают обиды, приходит откуда не ждали. «Приехал я к другу Петру в Таганрог. Встречу отмечали в ресторане, там познакомились с парой симпатичных девушек, – рассказывает блогер под псевдонимом Парубень. – Слово за слово, рюмка за рюмкой. Петька предложил продолжить знакомство у него дома. Приехали к нему на хату. Снова выпили. И мы с корешем отключились. Утром проснулись от бабьего воя. Девки умоляли выпустить их из квартиры. Оказалось, что Петя по старой общежитской привычке входную дверь всегда запирает изнутри и ключ прячет в укромное место. Девушки нас вырубили, обчистили квартиру, а выйти из неё не смогли – ключи всю ночь искали, не нашли. Мы с Петей повоспитывали их знатно, чтобы не клофелинничали больше».

И всё-таки так везёт далеко не всем. Поэтому следует строго соблюдать правила безопасного поведения.

Не пейте с незнакомцами. Причём речь не только об алкоголе – «малинку» подсыпают и в кофе, и в обычную воду. А ещё помните: девушка самого ангельского вида может оказаться матёрой преступницей. Соблазнительная внешность и актёрское мастерство – это главное женское оружие, которое бывает опаснее пистолета.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №5, февраль 2023 года