Что такое ЮАР
09.02.2023 22:58
Самая загадочная страна БРИКС

Что такое юарЮжно-Африканская Республика когда-то была пугалом для всего мира. Многие страны, в том числе СССР, даже дипломатические отношения с ЮАР не поддерживали. Против расистского режима были введены лютые экономические санкции, в конце концов, уничтожившие его. После того как в страну пришла демократия и власть взяло чёрное большинство, мир свои претензии снял. Однако теперь риску подвергается белое меньшинство страны, экономическое развитие замедлилось, да и вообще неясно, будет ли существовать это государство лет через двадцать.

Чёрно-белая картинка

Африка служила для Европы источником рабов, потом превратилась в огород и кладовую, набитую ископаемыми. Но именно южная часть континента поначалу белых хищников не интересовала. Разве что как перевалочный пункт при путешествии из Атлантики в Индийский океан.

В XVII веке такие пункты застолбили голландские мореплаватели, основали порт на мысе Доброй Надежды – нынешний Кейптаун. Понемногу начали осваивать прилегающую территорию, попутно выживая оттуда коренные народы – бушменов и готентотов. Иногда даже не прилагая для этого особых усилий.

В пользу новых поселенцев работали инфекции. Европеец был чем-то вроде дракона со смертоносным дыханием. Чихнул на аборигенов или покашлял – и среди местных, не привычных к европейской микрофлоре, тут же начинается эпидемия. Ну и огнестрел, конечно, подключали, если местные не слишком резво разбегались. В результате бушмены, жившие когда-то на побережье океана, сейчас кочуют по пустыне Калахари.

Правда, потом голландские поселенцы столкнулись с чернокожими, более устойчивыми к болезням. Они прикочевали на африканский юг из районов, уже контактировавших с Европой. Это была группа негритянских народов под общим названием банту. По сути, белые завоеватели столкнулись с такими же завоевателями, но чёрными. Так что колонизаторам Южной Африки пришлось с ними некоторое время воевать, а потом – сожительствовать, вплоть до настоящего времени.

Африканская девственница

Африканцы были смелыми воинами. Но, понятно, что с европейцами, у которых вся история состоит из войн, местные тягаться не могли. Негры, конечно, наносили урон непрошеным гостям, но также несли потери и уступали территории. Причём местное население страдало не только от пуль врага, а ещё и от собственной наивности и веры в чудеса.

Так, один из вождей банту почему-то вообразил себя великим волшебником, слово которого делает солдат неуязвимыми. В результате поверившие ему соплеменники бросались в атаки, даже не прикрываясь щитами. И героически гибли.

Удар, который окончательно истощил военные силы негров, они нанесли себе сами.

В середине XIX века среди племён банту объявилась юная пророчица Нонгкавусе, призывавшая соплеменников на борьбу с захватчиками, как Жанна д’Арк. Но, в отличие от Орлеанской девственницы, когда-то вдохновившей французов на бой, негритяночка пошла другим путём. Души умерших предков подсказали ей, что надо убить весь скот, осквернённый колдовством, и перестать возделывать осквернённую землю. После этого благодарные предки поднимутся из могил и уничтожат белых захватчиков.

Девчонке поверили все. И простые негритянские воины, и вожди, и колдуны. Начался массовый забой скота и уничтожение посевов. Совершив это жертвоприношение, чернокожие стали ждать восхода солнца, с первыми лучами которого должны восстать мертвецы. Но что-то пошло не так, предки не воскресли, зато через некоторое время среди банту начался лютый голод, унёсший больше половины населения.

До этого племена восстанавливались после поражений и снова шли в бой. Но «колдовство» пророчицы Нонгкавусе их обескровило. Организованное сопротивление затихло лет на сто.

И называли деревенщиной

На самом деле белые люди страшны не только чёрным, но и друг другу. XX век с двумя мировыми войнами не даст соврать. С неграми голландские поселенцы справлялись без особого труда. Но в конце XVIII века Голландию и её колонии захватил Наполеон. А воевавшие с ним англичане эти земли у французского императора отобрали – как бы временно, но потом, после разгрома Франции, Южную Африку никто голландцам не вернул.

С этого момента между Британией и поселенцами из Голландии началась долгая и жестокая борьба.

Собственно, эти поселенцы к XIX веку уже не ощущали себя голландцами, а считались новым народом – африканерами, с особым языком и обычаями. Этот народ образовался из крайне упёртых ребят. Все они были кальвинистами – фанатиками, не признающими никаких книг, кроме Библии. Кроме голландцев, там были немцы и бежавшие из католической Франции гугеноты – те самые, которых истребляли в Варфоломеевскую ночь. Эти люди верили в свою особую миссию, считали Африку Обетованной землёй, которую им дал Господь. На этой земле надо было упорно трудиться, молиться и ни в коем случае не развратничать. Ну и убивать врагов, которые покушаются на святое – на данную Господом собственность. Будь то негры, англичане или какой другой чёрт.

Англичане, естественно отвечали африканерам тем же. Выдавливали их с занятых земель, а называли бурами, что значит «деревенщина».

Особенно их отношения обострились после того, как на землях буров нашли алмазы и золото. Сами-то африканеры-кальвинисты были фермерами, к коммерции не стремились, предметами роскоши не интересовались. Но на их земли пришли охотники за бриллиантами. Местные обложили их налогами, а гражданство понаехавшим не давали.

Это привело к англо-бурским войнам, в которых британцы победили и превратили земли буров в свою колонию под названием Южно-Африканский Союз. Потом ещё и в обеих мировых войнах заставили буров воевать на своей стороне, хотя те, по понятным причинам, симпатизировали противнице Англии – Германии.

И только после окончания Второй мировой буры, наконец, освободились от власти англичан, образовали независимую ЮАР и начали жить так, как им нравилось. Но Британия бывшую колонию не простила, не переставала её душить и в конце концов вернула под своё крыло.

Богоизбранный народ

У ЮАР было слабое место – апартеид. То есть жёсткое разделение белого и чёрного населения. А ещё – «цветного», то есть азиатско-мулатского, которое образовалось за счёт рабов, когда-то привезённых из Индии и Малайзии, приехавших на заработки китайцев и потомков от связи белых мужчин с негритянками.

Такое смешение, кстати, у фанатичных буров считалось позором и грехом. Они-то богоизбранный народ, получившие от Бога землю, как древние евреи в Палестине. Евреям запрещено вступать в связь с язычниками, значит, и бурам нельзя. Тем более что негры – не просто язычники, а ещё и считаются потомками библейского Хама, который посмеялся над своим пьяным отцом Ноем. То есть порочное племя.

В общем, одними из первых и главных законов апартеида стали закон о запрете смешанных браков и закон о безнравственности, запрещавший сексуальную связь между белыми, чёрными и цветными. За нарушение – пять лет тюрьмы, хоть для чёрных блудников и блудниц, хоть для белых. Заодно этот закон наказывал и гомосексуалистов. И даже групповой секс запрещал как потенциально ведущий к гомосексуализму. Всё по Библии, но мягче. Там содомитов вообще рекомендовано камнями побивать.

Страну поделили на зоны, темнокожим запрещалось находиться в белых зонах, если у них не было пропуска и права на работу. Но и белые без пропуска не могли заходить в чёрные сектора.

Для белых и чёрных существовали раздельные места в транспорте, в кинотеатрах. Существовали отдельные парки, кафе, общественные туалеты, такси и даже мосты с пешеходными переходами. Темнокожие не могли нанимать белых на работу. Чёрный полисмен не имел права арестовать белого.

И вишенка на торте – до 1976 года в ЮАР не было телевидения! Притом что страна считалась развитой и зажиточной. Произвела в два раза больше электроэнергии и в шесть раз больше стали, чем вся остальная Африка, добывала половину ископаемых на континенте.

Телевизоры в домах буров отсутствовали не от бедности, а потому что оно могло «развратить детей и менее развитые расы». Кроме того, считалось, что ТВ создаст конкуренцию газетам и будет пропагандировать английский язык.

В 1969 году, когда человечество припало к телевизорам, чтобы увидеть высадку американцев на Луне, жители ЮАР могли слушать только радиотрансляцию. Это возмутило общественность, и через пару дней правительство устроило кинопоказы события.

Когда в 1976 году телевизоры всё же заработали, показывали они новости, литературные постановки и концерты классической музыки.

Берите свободы столько, сколько захотите

Миру юаровские законы страшно не понравились. Во всяком случае, многие государства воспользовались этим предлогом, чтобы осудить и ввести санкции против расистов.

В первых рядах, конечно, была Британия. СССР не только разорвал с ЮАР дипломатические отношения, но и начал финансировать и готовить повстанцев для борьбы с режимом апартеида. Южноафриканцы стали, что называется, «нерукопожатными». Их не допускали на олимпиады, к ним перестали ездить эстрадные знаменитости. Всё потому, что поторопились со своими реформами и перегнули палку, сделали упор на скандальные вещи в ущерб экономике.

Изначально-то их правительство просто хотело облегчить жизнь белым фермерам. Буры не собирались порабощать негров, как американцы, не хотели делать их крепостными, а как раз наоборот, мечтали отделиться от этой части населения. Выделили народам банту отдельные территории – не лучшие, но приемлемые. Назвали эти территории бантустанами. Каждому бантустану дали автономию и возможность зарабатывать.

Многие жёсткие законы ЮАР на этих территориях не соблюдались. Например, на белой территории неграм нельзя было пить, а в бантустанах можно. На белой территории были запрещены проституция и азартные игры, а в некоторых бантустанах этим разрешалось заниматься.

Белое меньшинство рассчитывало на то, что негритянское население, получив свободу и свою территорию, захочет построить независимые государства. Одним выстрелом убивалось два зайца – лишнее, малограмотное и неквалифицированное население не претендовало бы на прибыль от развитых «белых зон», но приезжало бы туда на заработки. В контролируемых количествах.

Примерно так сейчас живёт Саудовская Аравия – её граждане жируют на нефтяных дивидендах, а приезжие из соседних стран работают за одну зарплату. Ни на дивиденды, ни на гражданство они рассчитывать не могут.

Этого можно было добиться. Потихоньку, без шума. Но из-за того что мир возмутился скандальными законами, план не сработал. Правительство ЮАР начало сбрасывать негритянский балласт, предоставляя бантустанам независимость, но ни одна страна эту независимость не признала. И в конце концов отброшенные территории вернулись в ЮАР и потребовали свою долю.

Дровосек устал

Понятно, почему племена банту не захотели выходить из состава ЮАР. Кто же откажется от доли в успешном проекте. Понятна также и логика некоторых государств, которые валили режим апартеида, – они просто дрались друг с другом на этой территории, как, например, СССР и Китай, поддерживавшие разные группы повстанцев.

Но имелась ещё одна могущественная международная группа, которая боролась с апартеидом почти бескорыстно. Это были гомосексуалисты.

Мы же помним, что в государстве белых кальвинистов преследовали любой разврат. И блудники вскоре отомстили. Во-первых, они подняли шум по всему миру. Сотни журналистов, писателей, режиссёров, политиков нетрадиционной ориентации искренне ненавидели апартеид и делали всё, чтобы ему навредить. Во-вторых, эта прослойка работала и изнутри. Именно этим объясняется немаленькое количество белых граждан ЮАР, поддержавших чёрные протесты.

Так, в 1962 году будущий нобелевский лауреат и первый чёрный президент ЮАР, а тогда ещё простой террорист Нельсон Мандела скрывался от полиции. Помогал ему в этом белый уважаемый бизнесмен, коммунист и тайный гомосексуалист Сесил Уильямс. Который создал из геев и лесбиянок сеть подпольных организаций. Уильямс сделал для Манделы документы на чужое имя и оформил его своим водителем. Полицейским даже в голову не могло прийти, что вежливый шофёр роскошного лимузина – глава террористов.

Что ж, Уильямс своего добился. В 2001 году, при втором чёрном президенте ЮАР, в Кейптауне состоялся первый гей-парад. Всё, как в незабвенном стишке о дровосеке, который гонял по лесу гомика.

Устал, обессилев, упал дровосек,
С улыбкой залез на него гомосек.

Дело Манделы

Что сейчас? ЮАР вернулась в Британское содружество. Многие территории пришли в упадок.

Буров в 1980-х годах было почти 20 процентов, а сейчас – меньше 10. Живут, как правило, в домах-крепостях, огороженных колючей проволокой. Белые фермеры боятся, что скоро у них отберут землю в пользу неимущих чернокожих. Законодательство постепенно к этому идёт. А пока не пришло, фермеров «прессуют». В среднем в день погибает по одному человеку из этой прослойки.

В начале 90-х, когда власть ещё была в руках белых, они попытались договориться, чтобы на будущих выборах голоса считались не по фактическому количеству, а равно от каждой группы населения – от чёрных, белых и цветных. Чтобы ничьи права не нарушались. Но мировое сообщество, помешанное на демократии, тогда сказало нет, и оппозиционер Мандела тоже не согласился.

Так что теперь политику здесь делает чёрное большинство. Все президенты с тех пор чёрные, и белого не будет, скорее всего, уже никогда.

Один из этих чёрных президентов был официальным многоженцем «по обычаям предков». Другой говорил, что СПИД выдумали международные корпорации и, чтобы не заразиться им, надо просто принять душ, а если уж заразился, то лечиться чесноком и свёклой.

Притом что этой напастью заражено уже 30 процентов населения страны.

Павел БУРИН
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №5, февраль 2023 года