Как и зачем раскрашивают советскую киноклассику
15.02.2023 12:50
Как и зачем раскрашиваютВ начале XXI века у российских кинематографистов появилась мода – делать цветными советские чёрно-белые фильмы. К сегодняшнему дню «раскрасили» уже более двадцати картин режиссёров Григория Александрова, Татьяны Лиозновой, Леонида Быкова, Марлена Хуциева. И на этом, как обещают кинодеятели, производство красок не остановится. Многие зрители к подобному относятся негативно – «зачем трогать святое?». А некоторые это оправдывают, ведь современные технологии меняются, нужно обновлять наши старые фильмы, чтобы они стали интересными для молодого зрителя.

«Я в этом не снимался»

Подобное уже происходило в 1930-х годах, когда Уолт Дисней решил в свои популярные чёрно-белые мультфильмы добавить цвет. Зрители взбунтовались и приняли новшество в штыки. Позже американцы также выступали против раскрашивания художественных фильмов 1930–40-х годов – например, первой экранизации истории о Кинг-Конге. Но со временем все привыкли.

Российский же зритель пока осторожно относится к раскрашиванию любимых советских шедевров.

Первый чёрно-белый фильм, которому решили в наше время придать цвет, – это «Семнадцать мгновений весны». Известно, что режиссёр картины Татьяна Лиознова в начале 1970-х, когда фильмы уже снимали цветными, сознательно решила делать своё произведение чёрно-белым, поскольку параллельно использовала военную кинохронику. Причём цветные костюмы шили специально с учётом этого решения режиссёра. Говорят, мундиры Гиммлера и Мюллера на самом деле были зелёными, чтобы на чёрно-белой плёнке они выглядели особенно чёрными – такой эффект характерен для кино.

В 2006 году Лиознову уговорили принять участие в колоризации её знаменитой 12-серийной ленты.

– Она была уже в возрасте, оценивала происходящее не очень критически, к тому же ей предложили выгодный контракт, поэтому и согласилась. Думаю, раньше она бы отказалась от этой сомнительной затеи, – считает киновед Давид Шнейдеров.
Тем не менее Татьяна Михайловна приняла активное участие в работе. Процесс покраски «Штирлица» занял три года и обошёлся в 3 тысячи долларов за каждую минуту фильма.

Работу начали в России. Для выбора правильных цветов формы, медалей, орденов, машин и многих сотен предметов, появлявшихся в кадре, была изучена специальная литература, приглашены консультанты-историки.

Работа продолжилась в Америке и Южной Корее: тамошние специалисты – лучшие в этом деле. Затем продукт отправили в Индию и Китай – на отстройку освещённости кадров и покадровую компьютерную обработку. Там же была проведена окончательная доводка кадров – уже вручную. В общей сложности над проектом трудилось более 600 специалистов.

– То, что сделали с фильмом, – преступление. Это не та картина, в которой я участвовал, – гневно высказался тогда исполнитель главной роли Вячеслав Тихонов. – Это не та картина, которую снимали оператор Пётр Катаев и художник-постановщик Борис Дуленков. Это не та картина, для которой работали композитор Таривердиев и поэт Рождественский. И это ко всем нам не имеет почти никакого отношения.

Рассказывают, что Вячеслав Васильевич, увидев себя в этом цветном варианте, якобы от ужаса схватился за сердце, от обиды прослезился. А Олег Табаков (Шелленберг) на вопрос, будет ли смотреть цветную версию, замахал руками: «Нет, зачем, что за ерунда!»

Дальше всех в протестах зашла общественная организация «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области». Она создала «Движение против колоризации и искажений советского кино». Цель движения – отсудить миллиард рублей у телеканала «Россия», который первым показал цветные «Семнадцать мгновений весны», за «издевательство» над фильмом. А на эти деньги предложили поставить памятник Штирлицу в Москве на Лубянской площади.

Сама же режиссёр Татьяна Лиознова результатом осталась довольна.

– Я была ошеломлена – так достоверно всё показано по цветам! – говорила Татьяна Михайловна.

Позже была раскрашена и ещё одна картина Лиозновой – «Три тополя на Плющихе».

27 оттенков зелёного

Следующим фильмом, который решили раскрасить, выбрали ещё одну популярную картину на военную тему – «В бой идут одни «старики». Есть мнение, что режиссёр и исполнитель главной роли Леонид Быков изначально задумывал снять цветной фильм. Однако на киевской киностудии имени Довженко дефицитную цветную плёнку в 1970-е годы выделяли по непонятной логике. Быкову пришлось довольствоваться дешёвой чёрно-белой. Хотя впоследствии он остался доволен – чёрно-белая картина гармонировала с военной хроникой, придавая действию эффект достоверности.

Колоризация одной минуты этой плёнки обошлась в 5500 долларов. Специалистам пришлось долго помучиться. В «Стариках» масса натурных сцен, снятых на природе, обилие зелёного цвета плюс зелёные тона военной формы. В одном кадре могло присутствовать до 27 оттенков зелёного, красить их было особенно сложно. Многое приходилось переделывать.

Например, сначала решили, что цвет просветов на погонах у лётчиков – голубой. В него и раскрасили. Потом выяснили, что создатели чёрно-белого фильма использовали на съёмке погоны с полевой формы и просветы у них бордовые. Колористам пришлось переделывать половину готовой работы. К тому же на чёрно-белой плёнке не так бросалось в глаза обстоятельство, что практически вся авиационная техника в фильме более поздняя – к середине 1970-х годов в Советском Союзе не осталось ни одного летающего самолёта времён Великой Отечественной войны. Поэтому в цветном варианте приходилось всячески выкручиваться, чтобы зритель не заметил очевидной подмены.

16 мая 2011 года Голосеевский районный суд Киева по иску дочери Леонида Быкова Марьяны признал колоризацию фильма «В бой идут одни «старики» незаконной, поскольку киностудия имени Довженко, где был снят фильм и которой принадлежат права чёрно-белого оригинала картины Леонида Быкова, не давала разрешения на колоризацию фильма.

Поскольку цветную версию «Стариков» иногда всё-таки показывают наши каналы, очевидно, решение суда игнорировали.

Вспомните мамины глаза

В это же время засияла цветными красками и киносказка «Золушка», которая вышла на экраны в 1947 году.

Во время подготовительного периода была найдена уникальная стенограмма заседания художественного совета, посвящённого фильму «Золушка». Режиссёр Иван Пырьев после просмотра сказал: «Очень хотелось бы, чтобы картина снималась в цвете». С ним были согласны абсолютно все. Таким образом, в наше время это пожелание воплотилось.

Основная работа была проведена в Лос-Анджелесе. Работали кропотливо, выверяя каждую деталь. Например, долго не могли определиться с цветом глаз актрисы Янины Жеймо, которая сыграла главную роль. Выяснилось, что она не снялась ни в одном цветном фильме. Пришлось реставраторам отправиться в Польшу, где проживала дочь актрисы. Она вспомнила, что глаза у мамы были оттенка между светло-серым и голубым.

– Мне позвонили и стали расспрашивать, какие цвета я помню со съёмок, – делится 94-летняя актриса Татьяна Пилецкая, которая снялась в эпизоде бала. – Я рассказала, что на мне было замечательное голубое платье из парчи, оно так красиво переливалось… Но в результате я появилась на экране в розовом платье. Вообще, я считаю, что цвет тут неважен, вся ценность тех картин в актёрах, как они исполняли свои роли.

Только в мюзик-холле

Колоризация фильма «Весёлые ребята» была произведена в 2010 году. Над раскрашиванием оригинальной плёнки, которая, кстати, находилась в плачевном состоянии, трудилось около 150 человек. Большую помощь оказал фильм «Воспоминания о «Коровьем марше», где рассказывалось о съёмках «Весёлых ребят». Там показаны основные места съёмок в Гагре – горы, пляж, даже дерево, на котором поёт главный герой Костя в исполнении Леонида Утёсова.

По этим кадрам и восстанавливали цвет. Помогло и то, что практически не изменился особняк в Гагре, где устроили шабаш хвостатые подопечные Кости.

Особую сложность представляли некоторые московские локации. Например, цвет крыши гостиницы «Метрополь» в Москве удалось установить исторически точно благодаря одной сохранившейся цветной гравюре того времени. Здание же Московского мюзик-холла, находившееся в зимнем саду «Аквариум», не сохранилось даже в цветных фотографиях, поэтому кадры в фильме являются уникальными документами эпохи, где цветоустановка сделана по опубликованным описаниям очевидцев.

– Восстановление и колоризация – это не просто техническая работа над имеющимися элементами фильма – негативом, звуком и прочими компонентами, – считает продюсер и режиссёр колоризации «Весёлых ребят» Игорь Лопатёнок. – Фильм реставрировался и ранее, тридцать и пятьдесят лет назад. Но появление цифровых технологий и постоянное их совершенствование в корне изменили не только сам процесс, но и его результаты. При том качестве колоризации, которого добились мы с американскими коллегами, «Весёлые ребята» визуально выглядят так, будто снимались сегодня. Думаю, режиссёр фильма Григорий Александров был бы доволен результатом. А также тем, что его творение дошло до новых поколений в привычной для них форме. Для этого понадобилась, по сути, исследовательская работа многих людей.

Кто видел Любовь Орлову?

Раскрашиванием фильма «Весна на Заречной улице», который вышел на киноэкраны в 1956 году, руководил сам режиссёр картины Марлен Хуциев. По его словам, он остался очень доволен результатом.

– Тогда, в 1956-м, для нас даже не возникал вопрос, на какую плёнку снимать, – вспоминал Марлен Мартынович. – На цвет практически не снимали. Естественно, на чёрно-белую… Так тогда все одесские фильмы снимались. Но мы, честно говоря, и не воспринимали это как некий минус. О другом думали – о творчестве.

Этот фильм также делали цветным за границей. Зарубежные коллеги никак не могли понять, почему учительнице в послевоенные годы не полагалось красить губы яркой помадой, а ошибки учеников в тетрадях, напротив, следовало исправлять красным карандашом, а не простым. Нашим специалистам пришлось очень скрупулёзно следить за тем, чтобы американцы не превратили, например, комсомольский значок в золотую брошь, а папиросы «Беломорканал», которые курит герой Николая Рыбникова, – в сигареты с фильтром.

…Ещё один советский фильм, «Волга-Волга», обрёл цвет в 2010 году. Чтобы цветовая гамма соответствовала 1930-м годам, специалисты очень много времени провели в архивах. Выяснилось, что звёзды на фуражках у милиционеров были синие, а флаги на кораблях – абсолютно разные. Часть объектов картины сохранилась в первозданном виде до наших дней: Северный речной вокзал в Москве, шлюзовые ворота на канале – их цвета перенесли один в один. А вот цвет церковных куполов в городе Камышине (он же вымышленный Мелководск) с 1930-х годов менялся не раз. Поэтому пришлось брать соскобы краски, отдавать их на экспертизу.

Но прежде чем раскрасить фильм, плёнку нужно было спасать. Несколько месяцев её размачивали в специальных растворах, чистили ультразвуком и только потом раскрашивали кадр за кадром. И получилось чудо – благодаря цвету проступили детали, которые почти не читались на потрескавшемся чёрно-белом изображении.

Самым сложным оказалось разгадать цвет глаз исполнительницы главной роли Любови Орловой. Крупных планов актрисы в цвете не сохранилось. Те, кто видел Орлову в жизни, называли разные цвета, от василькового до голубого. В результате решили: пусть будут голубые глаза.

…Конечно, прежде чем воссоздать цвет, специалисты сначала просматривают всё, что связано с картиной, а также с исполнителями ролей. Например, во время работы над раскрашиванием фильма «Приходите завтра!» эксперты использовали фотографии, предоставленные алтайским музеем, где размещён архив исполнительницы главной роли Екатерины Савиновой. Также помогло сохранившееся оригинальное платье, в котором актриса снималась в картине, – это позволило передать его цвет с максимальной достоверностью.

К колоризации фильма «Берегись автомобиля» приложил руку сам Эльдар Рязанов. Работа над проектом началась ещё в 2014 году, и режиссёр вместе с художником-постановщиком Павлом Липатовым занимался установочными цветовыми решениями: как должны выглядеть костюмы, прочая атрибутика, троллейбусы, улицы. Липатов изготавливал эскизы, рисовал и отправлял их Рязанову на согласование.

Обращение в цвет фильма «Офицеры» в своё время вызвало негативную реакцию с разных сторон – возмущались зрители, критики, актёры. Например,  Василий Лановой категорически отвергал саму идею раскрашивания, считал это варварством и сетовал на то, что инициаторы процесса не спросили ни актёров, сыгравших в фильме, ни режиссёра, ни студию.

Споры о колоризации, видимо, не утихнут никогда, однако остановить этот процесс практически невозможно. Раскрашенные фильмы позволяют телеканалам привлечь зрительский интерес, а следовательно, деньги.

Олег ПЕРАНОВ

Опубликовано в №6, февраль 2023 года