Ужасы сдачи квартиры внаём
02.03.2023 13:15
Ужасы сдачиМногие завидуют обладателям «лишних» квартир, которые имеют возможность сдавать жильё и таким образом без хлопот ежемесячно получать приличную сумму. Однако завидующие граждане просто не знают о проблемах, с которыми сталкиваются собственники. Регулярный контакт с участковыми и соседями, украденная техника, разбитая мебель, выломанные двери, скандалы с жильцами, отказывающимися платить. И это ещё не все ужасы, связанные со сдачей квартиры внаём.

Диван – в щи!

«Кровь на обоях, кровь на потолке. Всё стеклянное разбили, плитку в ванной отодрали, раковину уронили, мебель вывели из строя. Дыры в обивке! А ведь снимали квартиру всего на двое суток».

«Порвали линолеум в одной комнате, оставили огромное пятно йода на полу в другой. Облили клеем диван, вырвали держатель туалетной бумаги. От нового кухонного гарнитура почти ничего не осталось. Вот здесь была посудомоечная машина, печку тоже упёрли, на холодильнике вмятина».

«Такое чувство, что тут жило сорок человек. Зачем вырвали плинтусы? Зачем отодрали обои? Карнизы сломали, видимо, на шторах висели. В двери дырка насквозь!»

«Жаль, запаха не передать. Разнесли квартиру. Диван – в щи! Всё в дерьмище. Как можно за месяц так убить жильё?»

«Дача после жильцов – без комментариев. Местами её снесли, местами загадили, а вот тут, на террасе, видимо, жгли костёр. Слов нет».

Наймодатели часто публикуют в интернете видео и фото своих квартир, вернее, тех руин, которые они обнаруживают после съехавших съёмщиков.

«Квартиранту в коммуналке было лень ходить в общий туалет. Все дела он делал в комнате. Маленькие – в пластиковые бутылки, большие – в пакеты. Всё это оставил после выезда. Хозяева вынесли за ним более 250 мешков мусора» – такими словами начинался репортаж челябинского телевидения. Шокированная собственница говорит корреспондентке: «Шесть лет сдавали комнату вроде бы приличному парню, программисту. Деньги платил исправно. Мы живём в другом городе, не проверяли, что здесь происходило. Съехал быстро. Ключи оставил соседям. Мы только через неделю сюда попали. Первым делом окно открыли, потому что запах стоял такой…»

Полиция не заинтересовалась

Знакомясь с потенциальными съёмщиками, наймодатели стараются обезопасить себя от воров, мошенников, недобросовестных жильцов. Есть даже такие хозяева, которые требуют от арендаторов справку с работы, информацию из банка о платёжеспособности, справку об отсутствии судимости. Некоторые изучают личности будущих жильцов по соцсетям, многие во время знакомства устраивают настоящий допрос – что за человек поселится в их доме?

– Сдача квартиры – это прежде всего отношения с людьми. Выбирайте лишь тех, кто предсказуем, понятен, с кем вы сможете справиться, – рекомендует московский риелтор Сергей Соболев. Он считает себя прирождённым психологом, в его рабочей биографии есть случаи, когда он лично «отбраковывал» будущих квартирантов. – Человек может выглядеть респектабельно, но проходит в квартиру в грязных ботинках. Или с порога ставит условия: «Покрасьте потолок. Купите новое постельное бельё. Почему нет обогревателя?» От такого не жди ничего хорошего. Внешний вид обманчив, поэтому при выборе жильцов требуются опыт и знания.

Однако, даже пообщавшись с человеком, изучив его документы, выслушав его порой мастерски сочинённую биографию, легко нарваться на воров, грязнуль, буянов, алкоголиков и прочих асоциальных элементов. О них в интернете рассказывают горемыки – хозяева жилья.

«Я подполковник милиции, 23 года на оперативной работе, мой сын говорит, что я вижу людей как рентген. Но с квартирантами иногда ошибаюсь. Как-то раз сдала приличной семье, проверила документы. Муж – прораб на стройке. Жена – врач, в декрете с ребёнком. Полгода платили стабильно, но в пандемию муж потерял работу, а у них второй ребёнок на подходе. Вошла в положение. Несколько месяцев жили в долг, а когда съехали, забрали всё – от розеток и патронов в лампочках до раковин и смесителей. Съехали ночью, отдав ключи соседке, так и не заплатив за квартиру».

«Мы с мужем наших первых квартирантов пустили из жалости. Молодая пара с двумя маленькими детьми. Смотрела на них, сердце сжималось. Мы ведь тоже с мужем когда-то такими были – бедные студенты с двумя малышами в чужом городе. Но мы-то себе в необходимом отказывали, а хозяину за съёмную комнату платили. А эти уже на третий месяц стали задерживать плату. На звонки не отвечали. Поехала к ним и увидела: шторы порезаны, разбита столешница на кухне, разбит унитаз, обои – в детских рисунках, диван – в пластилине. Дали им две недели на поиск нового жилья. А потом два месяца приводили квартиру в порядок. Одни убытки!»

«Сдавала квартиру доктору наук в галстуке и блестящих ботинках. Оказался обычный алкоголик! Перестал платить. А в один прекрасный день звонят соседи, говорят, что видели, как он подогнал фургон, погрузил в него всю мою мебель и вывез. Приехала, вошла в пустую квартиру, на полу лежало заявление в полицию от него – о том, что его якобы обокрали и кто-то украл всю мебель, пока его не было дома. Я пошла в полицию, показала этот листок, хотела написать рапорт. Но полицейский сказал, что заявление о краже мебели уже есть и я не могу подать заявление вторично. Соседи отказались быть свидетелями, а ушлый квартирант ещё и выдвинул мне контробвинение во лжи, просил возмещение морального вреда».

«Заселяли в нашу «трёшку» молодую пару с Дальнего Востока. Через месяца два соседка звонит, спрашивает: «Что это у тебя в квартире за табор устроился?» Оказалось, к паре подселилось ещё два десятка родственников! Пять лет не могла их выгнать! Полиция ими не заинтересовалась».

«Заехала пара с ребёнком. Оформили договор. Спустя три дня нам звонит соседка, говорит, что в квартире громко ругаются. Мы узнали, что парень, который заселялся с девушкой, был её любовником, а муж каким-то образом нашёл их и разнёс половину квартиры. Добиться компенсации не получилось, потому что разговаривать с ними страшно».

«Мне позвонили полицейские, сказали, что под окном моей квартиры труп. Мужчина, который снимал мою квартиру, был наркоманом. Кололся с друзьями. Одного из них то ли сбросили с восьмого этажа, то ли сам обколотый выпрыгнул».
«В духовке нашла пакеты с травкой. В почтовом ящике – письмо от банка с просьбой помочь в розыске нашего арендатора, поскольку он не платил по кредиту и не выходил на связь. Квитанции за коммунальные услуги, которые он нам присылал, были с фальшивыми печатями об оплате. Больше 30 тысяч долга за коммуналку оплатили сами».

«В квартире, которую мы сдавали, держали заложника, как потом выяснилось. Квартирант с виду милейший человек, привозил деньги за съём на работу мужу. А через некоторое время к нам пришла милиция. Хорошо, что муж заключал договор найма. И всё равно крови ему потом попортили. Было это шесть лет назад, но помнится до сих пор».

О дамах следует поговорить особо

Зачем студентам-молодожёнам «трёшка» в центре города, если учебные заведения находятся в другом районе? Почему одинокий мужчина-программист ищет квартиру с тремя спальными местами? С чего скромно одетая учительница вдруг щедро отстёгивает свою месячную зарплату за вашу дизайнерскую студию с огромной плазмой и панорамным видом?

– Вычисляйте жильцов, которые планируют нажиться на вашей квартире. Применяйте метод дедукции, задавайте наводящие вопросы. Сопоставляйте их рассказы с внешним видом, зарплатой, ищите ложь уже в первых словах и не оставляйте своё жилье надолго без присмотра, – советуют риелторы.

Жильцы часто далеко не такие добрые и пушистые, какими хотят казаться. Внешне серьёзный, порядочный мужчина на деле – пьющий драчун, которого выгнала из дома жена. А дама прекрасная во всех отношениях – содержательница притона, мошенница, аферистка, которую давно разыскивает полиция.

О дамах следует сказать особо. Большинство наймодателей сходятся во мнении, что именно они – самые ненадёжные квартиросъёмщики.

«Не везёт мне с девушками. Первая оставила завалы мусора, как будто и не женщина вовсе. Вторую через несколько дней «отправили в командировку». Третья вместо себя заселила своего парня, который устраивал в квартире многолюдные оргии – весь дом от него страдал. Осторожнее с девушками, врут как поют!»

«Девушки часто при выезде воруют. Хотя бы мелочь, но надо прихватить. Нож, постельное бельё, тюль, полотенце, чашку, сковороду, утюг. Среди мужчин разные попадаются, но несунов не встречала».

«Женщины ещё и мстительные! Одна перед отъездом открыла все краны с водой. Хорошо, не успело много набежать».

«Одна звонила по ночам, жаловалась на странный шум за окном, боялась воров, требовала поставить решётки или чтобы я приехал «послушать». Другой мерещилась крыса в унитазе. Она же два месяца не могла понять, как функционируют плита, стиралка и пылесос. Высылал ей рисунки с объяснениями, но всё равно всю технику сломала. А ещё была помешанная на эзотерике, из-за неё квартира провоняла благовониями. Поцарапала ламинат, переставляя мебель, разбила телик – хотела спрятать его на антресолях».

«Сдавал комнату даме-иждивенке. Уже в день заезда у неё заболела голова, попросила купить ей продуктов. Потом – пива. В ванной нежилась по три часа, в санузле закрывалась на час. И плевать ей на соседей по коммуналке! Плату за аренду приходилось выпрашивать. Не убиралась в местах общего пользования, только свинячила. А когда я выставил её за дверь, грозилась заявить на меня в полицию за изнасилование!»

«Сдавала квартиру одинокой девушке. Пришла через месяц, а в квартире – трое детей от одного до четырёх лет. А ещё муж, бабушка и два брата-школьника».

«Сдала квартиру мировому судье – девушке 34 лет. За год она так и не научилась снимать показания счётчиков и вынимать почту из ящика».

«Моя квартирантка оставила в квартире «сюрприз» – разрисовала стену на кухне акриловыми красками, прямо по обоям».

«Квартиру сняла одинокая женщина средних лет, сказала, что работает медсестрой, даже давала мне советы по лечению. Но сама она в моей квартире не жила, а, сняв её за 12 тысяч в месяц, устроила там общежитие на несколько жильцов. Брала с каждого по тысяче в сутки. Очень прибыльный бизнес у неё получился».

«Сдали квартиру даме с собачкой, которая вскоре родила щенков. Соседи себя не слышали от лая! Ну и полы потом пришлось перестилать».

«Не говорите мне о девушках – любительницах животных. Как вспомню свою зоозащитницу, так мороз по коже. Когда сдавала, предупредила: никаких животных. Но девушка оказалась кошатницей, известной в определённых кругах. Зарабатывает тем, что берёт кошек на передержку, спасает бездомных, лечит. Может, к животным она и относится по-человечески, но к людям – нет. Когда я выселила её со всем зверинцем, она опубликовала мои данные, мой номер телефона на сайтах зоозащитников. Якобы я обрекла на смерть этих кошечек в количестве 23 штук! Мне звонили с угрозами».

Так поступают хорошие люди

«Аренда – это постоянные конфликтные ситуации. И все знают, что делать ремонт и сдавать чистую квартиру нерентабельно. Всё равно её «убьют» жильцы. Чужое ведь не жалко».

«Мои жильцы поставили в квартире террариумы с ядовитыми змеями. Когда увидела их, потребовала выселиться. Не выезжали и не платили арендную плату полгода, угрожая тем, что пожалуются в налоговую инспекцию. А я в законах ничего не смыслю. Терпела».

Один из самых распространённых видов мошенничества на рынке недвижимости – подделка документов. Под видом арендаторов заключая договор с хозяином, криминальные элементы узнают личные данные, снимают копию с паспорта и документов на жильё. А затем делают поддельный паспорт и продают квартиру. Хозяин приезжает, видит новые замки и нового владельца. Чтобы вернуть родной дом, требуются годы хождения по судам.

Закон защищает наймодателя, нужно лишь самому быть законопослушным. Например, подать в Росреестр заявление о запрете любых действий в отношении объекта собственности без личного присутствия собственника.

В вашей квартире жильцы устроили притон наркоманов, приют бомжей, бордель, гостиницу для гастарбайтеров? Полицейские обнаружили в вашем доме запрещённые вещества, оружие? Ваше гнёздышко стало местом преступления? Вот и доказывай, что всё происходило без вашего участия, наркотики в шкафу вы видите впервые, а малолетних проституток вы не заказывали.

Чтобы обезопаситься от таких неприятностей, нужно заключать договор с нанимателем, делать опись вещей, желательно в присутствии свидетелей – риелтора или соседей. А также регистрировать доходы от аренды, то есть платить налог. В таком случае суд будет на вашей стороне.

«Раньше был налог 13 процентов, и людей жаба душила его платить. Но теперь сделали 4 процента. И всё равно людей жаба душит! Сколько налог ни понижай, всё равно платить не будут».

«Сдаю несколько квартир более двадцати лет, налоги плачу как ИП, в договоре пишу: передаточный акт составляться не будет. Наниматель расписывается в договоре и описи имущества. Этого достаточно. Были суды, ущерб взыскивался на ура» – вот как поступают  продвинутые наймодатели.

Но статистика говорит, что разумных хозяев пока маловато – всего 5 процентов по всей России. Остальные идут на риск, обманывая государство ради каких-то копеек.

И ещё одна неприятная статистика. Большинство съёмщиков воспринимает своего наймодателя как врага, потому что у него есть квартира, а у них – нет. И чем внимательнее собственник относится к своему жилью, чем чаще приходит с проверками, тем больше его ненавидят. Такова человеческая натура.

Лишь некоторые идеальные квартиросъёмщики делают ремонт за свой счёт, покупают новую мебель и приходят лишь ночевать. Даже плитой не пользуются. Но попробуй узнай их в потоке желающих!

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №8, февраль 2023 года