СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Вячеслав Манучаров: Мне нравится время, в которое мы живём
Вячеслав Манучаров: Мне нравится время, в которое мы живём
03.04.2023 13:29
МанучаровЗвездой телеэкрана он стал в совсем юном возрасте, снявшись в легендарном сериале «Простые истины». А затем блистал в кино и на театральной сцене. Неординарные образы созданы Вячеславом Манучаровым в сериалах «Папины дочки», «Отблески», «Зелёный фургон», «Декабристка», фильме «Страна хороших деточек». Весёлый балагур, остроумный шутник на экране, в жизни Манучаров очень вдумчивый, глубокий, принципиальный человек. А ещё он многодетный отец-одиночка, который в перерывах между съёмками выступает перед мобилизованными.

– Вячеслав, хотелось бы начать с вашей программы «Эмпатия Манучи», которая в интернете бьёт рекорды. Что заставило вас, знаменитого актёра и успешного шоумена, вдруг переквалифицироваться в видеоблогера-интервьюера?
– Да, наш канал «Эмпатия Манучи» действительно сегодня быстро развивается. За год число подписчиков выросло в три раза и приблизилось к миллиону. О проекте я говорю «наш», потому что, конечно, это командная работа. Мы сумели найти правильную интонацию, чтобы ответить на сегодняшний запрос общества. Я бы сформулировал этот запрос так: обострённое чувство реальности и жажда правды. Люди хотят честных и прямых ответов без «кружевных» умозаключений. А я выступаю ретранслятором вопросов от народа, которые витают в воздухе. И задаю их лидерам общественного мнения. В таком деле главное – побороть своего внутреннего цензора и не смягчать углы, а говорить обо всём открыто, как того требует время. В этом смысле мне нравится моя новая журналистская стезя.

– Значит ли это, что вам тесно исключительно в актёрской ипостаси?
– Мне нравится время, в которое мы живём. Сегодня становится понятно, что мало быть талантливым, способным и трудолюбивым, если мы говорим о представителях артистических профессий. Я убеждён: сегодня актёр, художник или музыкант прежде всего должен быть личностью с чёткой гражданской позицией. Позиция страуса – «я просто артист и в политике ничего не понимаю» – лично у меня вызывает брезгливость. Не понимаешь – разберись, изучи вопрос. Сегодня, в эпоху интернета, это не трудно сделать. Однако некомпетентность таких, с позволения сказать, звёзд почему-то не мешает им публиковать на своих интернет-страницах чёрные квадратики с антивоенными лозунгами из детских книжек. Инфантилизм выглядит мило, когда перед тобой девочка трёх лет в цветастом платье. А когда перед тобой большой артист или немолодой телеведущий федерального канала – такой способ взаимодействия с миром требует консультации у специалистов медицинского профиля.

– Программа «Эмпатия Манучи» в 2018 году начиналась с интервью у звёзд эстрады, шоу-бизнеса. Почему на смену им сейчас пришли политики, философы, блогеры?
– Действительно, формат «Эмпатии Манучи» менялся вместе со мной. Я взрослел, взрослела и моя программа. Ведь за последние пять лет жизнь претерпела колоссальные изменения. Экономический кризис, пандемия, теперь вот спецоперация. Витать в облаках шоу-бизнеса уже как минимум странно. Да, честно говоря, и не интересно. Многие сегодня находятся в растерянности и не понимают, что день грядущий нам готовит. А я своими интервью пытаюсь помочь людям обрести почву под ногами и веру в завтрашний день. Именно для этого мы стали приглашать наряду с артистами ещё и экспертов – экономистов, политологов, востоковедов, и не только. Потому что артисты могут помочь лишь по части гармонизации эмоций, а эксперты способны дать некоторое понимание мироустройства.



– Интервью с Марией Захаровой – 4 миллиона просмотров, с Дмитрием Пучковым – почти 5 миллионов. Около 2 миллионов собрали Анна Шафран и Анатолий Вассерман. А ведь раньше такие цифры были возможны только с приглашением поп-звёзд. Можно ли сказать, что изменился запрос зрителя?
– Я рад, что вы тоже обратили внимание на эту тенденцию. Год назад невозможно было представить, что востоковед Каринэ Геворгян, известная лишь в узких научных кругах, за неделю наберёт три миллиона просмотров и обгонит по этому показателю многих представителей шоу-бизнеса. Сегодня это реальность. И меня эти изменения очень радуют.

Спецоперация стала испытанием для нашей страны, но именно она пробудила национальное самосознание у миллионов соотечественников. Стало ясно, что, если мы как народ не проснёмся и не объединимся, нас просто не станет. И я сейчас говорю не о физической расправе. При наличии у нас ядерной кнопки врагам всё-таки довольно сложно это сделать. Я говорю о традиционных ценностях, основах нашей русской цивилизации, которые за последние десятилетия не воспринимались всерьёз. В стране правила либеральная идеология. Её представители считались элитой общества. И эти самые представители нагло смеялись над всем, что нам дорого. А теперь народ сказал «хватит!». Галкин* и Ургант могут сколько угодно кокетливо жаловаться на изгнание из федерального эфира, намекая, что они жертвы режима. Но если бы не полное единодушие народа в отношении таких звёзд, то их программы давно уже вернулись бы в эфирную сетку.

Из-за многолетней череды банкетов, премий и корпоративов у них сложилось ложное представление, что якобы страна – это полоумные московские хипстеры вроде Александра Гудкова и переколотые ботоксом дамы с сумками за полтора миллиона рублей. Но, к счастью, наша страна – это совершенно другие люди.

Вообще, редкая программа на отечественном телевидении может похвастаться таким количеством иноагентов в эфире, как «Вечерний Ургант». Потрудились на славу! Вот только нашим людям нравятся не Гудков, Моргенштерн* и Милохин. Нам нравится, когда страну любят, то есть уважают её традиции, веру и культуру, а не смеются над всем этим ради бабла. Поэтому в телевизоре их не хотят видеть не злые чиновники или коварные завистники, а обычные люди. Ургант, Галкин стали чуждыми элементами, которые отторг коллективный иммунитет. Понимаю, после стольких лет на небосклоне им это трудно понять и принять. Но всё проходит, пройдёт и это. К тому же, судя по обилию украинских флагов в комментариях к их заметкам в интернете, они быстро нашли себе новую восторженную аудиторию. Не пропадут.

– Ваша программа очень популярна в интернете. Почему же её не показывают по телевидению?
– Этот вопрос надо задать не мне, а руководителям телеканалов. Но, скажу честно, после стольких лет работы на телевидении я понимаю, что там невозможна такая свобода, как в интернете. На ТВ работают редакторы – старшие и главные, продюсеры – исполнительные, креативные, генеральные… И у всех свои представления о прекрасном и свой личный внутренний цензор. Но ведь позиция «как бы чего не вышло» губительна для творчества. Она делает телевидение безжизненным, скучным и не интересным. Я в своих выпусках всеми силами стараюсь сохранить правду жизни. Поэтому у нас вообще нет никакой цензуры. Из интервью мы не вырезаем ничего. Зрители видят беседу практически такой, какой она была в реальности.

– Что вас заставило в противовес некоторым коллегам встать на сторону народа и родной страны?
– Мне было не трудно это сделать. Во-первых, потому что я искренне считаю, что Россия не проявляет агрессию, а только отвечает на неё. Во-вторых, всё сильнее обнажается реальная картина мира. Я об обмане с Минскими соглашениями, подрыве «Северных потоков» и так далее. Ну а в-третьих, мне легко, потому что я единодушен с народом своей страны.

– После выступления перед нашими мобилизованными вы написали об этой поездке на своей странице: «Не знаю, кому она была больше нужна, мне или им». Чему вас учит опыт общения с мобилизованными и волонтёрами, работающими сейчас в Донбассе?
– Тому, что именно эти ребята являются носителями правды. Они видят реальное положение дел ближе некуда. Они сегодня наша истина и соль земли. Во время общения с ними я испытал чувство гордости и даже какой-то робости от их мужества и невероятной доблести. Они уже герои!

– Правда ли, что многие ваши предки были высшими военными чинами в СССР, а двоюродная бабушка Шушаника Мкртычевна Манучарянц работала библиотекарем Ленина?
– Да, это правда. Она была активной участницей революционного движения. Похоронена на Новодевичьем кладбище. Возможно, в какой-то степени ей я обязан своим обострённым чувством справедливости.



– Вы легко поступили в Театральное училище имени Щукина. Помните, что было самым трудным на экзаменах?
– Поскольку на момент поступления я весил 135 килограммов, самым тяжёлым в конкурсной программе оказался танец. Но свои хореографические недочёты я скрыл актёрской игрой и красными гвоздиками, которые перед танцем спрятал за спину, а после подарил дамам из приёмной комиссии. Они были приятно удивлены импровизацией смелого упитанного абитуриента.

– Звездой вас сделал фильм 2009 года «Ласковый май», где вы исполнили главную роль – Андрея Разина. Как думаете, почему реальный Разин, успешный музыкальный продюсер, вдруг двинулся в политику?
– Мне трудно судить о мотивах Андрея, могу лишь сказать, что очень благодарен ему за помощь. Во время съёмок фильма «Ласковый май» он давал ценные советы и наставления, рассказывал удивительные истории из своей жизни. Всё это, наверное, и помогло мне вжиться в роль, которая запомнилась многим зрителям. Во время гастролей по городам страны меня часто узнают именно по картине «Ласковый май». У меня за плечами десятки картин, но именно «Ласковый май» стал поистине народным фильмом.

– Возможен ли сегодня такой оглушительный успех, какой был у «Ласкового мая»?
– Раньше не было такого музыкального разнообразия. А сегодня столько артистов, музыкантов, блогеров, тиктокеров, что весь зрительский интерес распределяется между ними. И сногсшибательная волна популярности, которая была у группы «Ласковый май», сегодня, наверное, уже невозможна. К тому же мы сильно повзрослели как общество. Насмотрелись, наслушались и стали более требовательными. А тогда страна была совсем другая, наивная и простодушная. История о поющих ребятах из детского дома разорвала сердца всех девчонок Советского Союза. Поплакали, пострадали и начали двигаться к новым, более сложным материям.

– Вы работали с легендами российского и советского кино, многих из которых, к сожалению, уже нет с нами. Василий Лановой, Сергей Соловьёв, Олег Янковский, Александр Абдулов – кто особенно повлиял лично на вас?
– Это то же самое, как если бы в Эрмитаже вас попросили назвать лучшую картину. На такой вопрос в сравнительной манере ответить невозможно. Все, кого вы назвали, – величайшие мастера. Мне повезло, Владимира Абрамовича Этуша и Василия Семёновича Ланового я по праву могу назвать своими учителями. Они преподавали во время моей учёбы в театральном. Я горд, что во мне живёт частица их мастерства, которым они щедро делились со мной и другими студентами Щукинского училища. Для меня было невероятно важно, что, когда президент Владимир Путин награждал меня званием «Заслуженный артист России», в зале присутствовал и мой учитель Владимир Абрамович Этуш. Тогда он получил, к сожалению, свою последнюю награду. Я поблагодарил его за бесценные уроки и доброе сердце. Помню до сих пор, как по его щеке потекли скупые мужские слёзы.

– Вы много общаетесь с молодёжью, преподаёте в «Щуке», ведёте курс для молодых телевизионщиков. Что скажете о современной молодёжи?
– Считаю, у нас прекрасная молодежь. Ей просто надо помочь, её надо направить. У нас удивительная страна, где каждый способен реализовать свой потенциал, если захочет. В России огромное количество задач, и кому как не молодым их решать.

– Ваша супруга Дора – американка русского происхождения, гражданка США.
– Всё не совсем так. С Дорой мы развелись. К сожалению, испытания пандемией и спецоперацией наш союз не выдержал. У Доры большая семья в Америке, пожилые родители. Бросить их и переехать в Россию она так и не смогла. Да и я никогда не представлял своей жизни в эмиграции. Россия – моя земля, мой дом. Здесь мои корни, моя история, мой язык и культурный код. Во мне очень сильно чувство Родины, поэтому я не решился на отъезд в США. Однако мы остались в прекрасных отношениях. Дети, как и прежде, живут в России. Но теперь только со мной. И мы постоянно находимся с Дорой на связи.

Манучаров– В 2015-м Дора подарила вам дочь Нину, спустя ещё два года родился сын Даниил. В вашем блоге есть фотографии с совместных прогулок и путешествий. А какая у вас с детьми любимая игра?
– Честно говоря, я так устаю на съёмках и спектаклях, что нашей любимой игрой стало следующее занятие. Лежу без сил на диване за просмотром очередного интересного сериала или интервью, а дети прыгают по мне и играют друг с другом. А вообще, у нас большая семья. Часто устраиваем семейные обеды с моей сестрой Валей, её сыном, его супругой и их чудной дочкой Варварой. Часто куда-нибудь ходим вместе. Не так давно были в цирке у братьев Запашных, которые гостеприимно провели для нас экскурсию за кулисами. Дане очень понравился слон. А Нине с Ариной – обезьянки.

– Арина – ваша старшая дочь от брака с первой супругой Викторией, которая в 2017-м скоропостижно умерла. Тогда вы забрали девочку в свою новую семью. Как приняла её Арина?
– Дети довольно много проводили времени вместе и до 2017 года, поэтому никаких сложностей не возникло. Хотя, конечно, для меня и Арины эта страница нашей семейной истории остаётся очень тяжёлой.

– Арине сейчас десять. Вы уже замечаете её таланты?
– Пока желания Арины очень непостоянны. В понедельник она хочет быть дизайнером, а к пятнице – уже журналистом и срочно завести свой интернет-канал по примеру отца. В любом случае я стараюсь поддерживать все интересы своих детей, чтобы они сами сумели сделать выбор. Но хочется, чтобы они стали прежде всего порядочными людьми.

– В младших детях видите продолжателей своего дела – актёрского?
– Я часто обращаюсь к ним со словами: «Ну, вы артисты!» Хотя, возможно, просто путаю детскую хитрость с актёрским талантом. Но определённые способности у них замечаю. Особенно если дело касается просьб купить любимый десерт или заказать домой пиццу. Если бы эту игру профессиональными глазами наблюдала приёмная комиссия театрального училища, дети поступили бы с первого тура. Не сомневаюсь!

– Как думаете, можно ли человека с детства научить быть счастливым? От чего зависит лично ваше счастье?
– Счастье для меня в гармонии. Чтобы на душе и в семье был мир. Счастье – когда ты и твои дети здоровы. Когда ты честен с самим собой. И чувствуешь, что дело, которым ты занимаешься, нужно людям.

Расспрашивала
Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
*Иностранные агенты
Фото: из личного архива

Опубликовано в №13, апрель 2023 года