Таких не берут в диверсанты
10.05.2023 00:00
Таких не берут в диверсантыЗдравствуйте, уважаемая редакция «Моей Семьи»! Хочу рассказать о муже моей сестры Лёшке, который в конце 1943 года попал в диверсионную школу.

Прошёл ускоренное обучение за три месяца, и вот уже выпуск. Приехал майор, всех забирает, а Лёшку не берут. Военного спрашивают: «А его почему не берёте?» Тот отвечает: «Куда я его возьму? Мы его с парашютом в Белоруссии выбросим, а ловить в Польше придётся». А Лёшка был ростом всего 152 сантиметра да весил 42 килограмма.

Он снова три месяца отучился на диверсанта, но его опять не взяли. Перевели во внутренние войска.

И вот первое серьёзное задание у Лёшки и его товарищей. Враг выбросил ночью диверсантов, по тревоге всех отправили прочёсывать местность. Наши наткнулись на известковый карьер. Лёшка заметил странное – сначала есть следы на росе, а у карьера они пропадают. Ребята пошли дальше, а Лёшка остался, стал всё осматривать и вдруг обнаружил в карьере с водой метрах в двух от берега тростинку. А в извести же ничего не растёт. Он сам на диверсанта учился и это проходил. Нашёл палку и по тростинке этой ударил. Из воды выскочил здоровенный амбал. Лёшка подал сигнал своим, его взяли.

Оказался старый опытный диверсант. Но в итоге был пойман таким пацаном. Начальство отметило это. А ребята над Лёшкой по-доброму шутили: «Сам два пуда весит, а поймал шестипудового карася».

Позже Лёшка ещё отличился. Дело было зимой 1945 года. С Западной Украины наши сопровождали состав, в котором везли всякую нечисть, предателей. Как-то ночью Лёшка стоял в тамбуре последнего вагона. Вдруг видит – на путях человек встаёт. Лёшка недолго думая прыгает из вагона. Оказался в сугробе по пояс в снегу. А мужик, что был на путях, подошёл к нему со словами: «Не бойся, я тебя убивать не буду. Сам сдохнешь. Ты знаешь, что до ближайшей станции сто двадцать километров?» А Лёшка ему: «Ещё шаг, и застрелю».

Мужик, на вид ему было около пятидесяти, повернулся и пошёл по путям. Лёшка вылез из сугроба, поплёлся следом. Мороз, а тут, кроме винтовки, ещё тулуп, идти тяжело. Сколько шли, он не знает. Очень долго. Последнее, что помнит, – вдали светофор, и солдаты идут навстречу. А дальше Лёшка отключился.


Потом выяснилось, что состав остановился на станции, там обнаружили, что его нет на месте, а из последнего вагона совершён побег. Удрать пытался руководитель какой-то области, который служил фашистам. Сообразили, что Лёшка рванул за предателем, пошли обоих искать.

У Лёшки были награды, но он их никогда не носил.

Из письма Николая Михайловича Афонина,
г. Элиста
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №18, май 2023 года