Сделай ам-ам
28.05.2023 14:57
Похоже, сейчас мы будем обедать

Сделай ам-амЗдравствуйте, дорогая редакция! Расскажу вам невероятную историю. Если бы кто-нибудь поведал её мне, сомневаюсь, что поверила бы. Но всё было именно так.

Начало мая. Наступили первые тёплые деньки, настроение замечательное! По небу плывут лёгкие, почти летние облака, кричат стрижи.

Это удивительные птицы. У них коротенькие лапки всего с четырьмя перепонками, поэтому они практически не умеют ходить и плавать и, что самое главное, не способны взлетать с земли. Зато в полёте им нет равных – стрижи преодолевают огромные расстояния со скоростью 170 километров в час.

Десять месяцев в году они проводят в небе – питаются насекомыми, пьют воду по капелькам, спят над облаками в воздушных потоках, находят себе пару. И только два месяца, в период гнездования и вывода птенцов, их можно увидеть на земле. Стрижи вьют гнёзда в дуплах деревьев, пещерах и под крышами высоких домов.

В начале августа они улетают, и для меня заканчивается лето. Появляются в мае – и это праздник!

Вот и в тот день стремительные, красивые, звонкие птицы кружили надо мной. И вдруг мой взгляд упал на противоположную сторону улицы. На зелёном газоне стояли парень с девушкой, а в траве кто-то шевелился. Я присмотрелась: похоже, это стриж.

Перехожу дорогу и, приблизившись к молодым людям, спрашиваю:
– А почему вы не подкинете его вверх? Тогда он полетит.

Девушка грустно качает головой:
– Не полетит. У него крыло сломано.

Я и сама не поняла, почему стриж оказался в моих руках: воистину они действовали вперёд головы. Маленькое горячее тельце, бешеный стук птичьего сердечка и алая кровь, стекавшая по пальцам… Я понимала, что у бедняги нет шансов выжить, но бросить не смогла.

Пока несла стрижа домой, он отчаянно пытался вырваться из рук. Крепкие коготки вцепились в мои пальцы, здоровое крыло расправлялось упругой тетивой и мешало держать птицу. Стриж кричал, когти впивались в меня всё сильнее. Я тоже пищала от боли и боялась его уронить. Короче, кошмар.

Худо-бедно добрались до дома. Наскоро подготовила старую клетку, сунула туда стрижа. Кровь не унималась. Но если не удастся остановить кровотечение, птица погибнет очень скоро. Я смочила кусочек марли перекисью водорода и прижала к больному крылу. В результате получила очередной щипок коготками, но самое главное – кровь больше не текла.

Я и раньше выхаживала птиц – голубей, воробьёв, даже галок. Но стрижей – никогда. И что теперь делать? Чем и как кормить, где держать, как лечить? Как вообще с ним обращаться? Одно дело – любоваться стрижами с земли, и совсем другое – спасать.

Ну что ж, взялся за гуж – не говори, что не дюж. Да и Гугл наверняка не даст мне пропасть. Сколько же информации я там обнаружила! Оказывается, по всему миру, включая Россию, действуют группы спасения стрижей. В одной из них – «Подари птице небо» – нашлись ответы на все мои вопросы.

Первое кормление прошло не совсем удачно. Стриж никак не хотел есть – крыло-то болит! Завернула его в салфетку, осторожно раскрыла клюв, засунула туда чуть-чуть корма и напоила водичкой.

Ближе к ночи стриж забрался на клетку и заснул в висячем положении. Я накрыла его простынкой и тоже пошла спать. Устала невероятно.

В шесть утра подскакиваю на кровати. Первая мысль – стриж! Наверное, помер. Затаив дыхание, подхожу к клетке, откидываю простыню. А стриж строго смотрит на меня глазами-бусинками и помирать, судя по всему, не собирается. Ну что ж, будем жить!

Поначалу я кормила раненую птаху сушёными рачками – правда, это корм для рыбок, но у меня нет причин не доверять Гуглу. А ещё – опарышем. Тяжёлое испытание: черви вызывают у меня страх и отвращение. Но пришлось взять себя в руки, а в руки – ножницы и заняться приготовлением «фарша». Кормила каждые три-четыре часа – больному следовало восстанавливать силы. Да и непонятно, сколько корма давать, пришлось выяснять опытным путём.

Стриж, однако, оказался не дурак и быстро понял, что если я беру его и заворачиваю в салфетку, то сейчас мы будем обедать. Даже делал движение, похожее на ам-ам, но до конца клюв не раскрывал: это приходилось делать мне. Зато глотал с удовольствием.

На третий день я заметила, что моя птичка чистит пёрышки. А после кормёжки, ковыляя по расстеленной простынке, машет обоими крыльями. Хороший знак!

Изучая информацию о стрижах в интернете, я узнала, что у меня, скорее всего, девочка. Назвала Зайкой, потому что при моём приближении она начинала мелко дрожать. Но не от страха – просто стала узнавать меня. Теперь я смело брала её в руки: крепкие коготки ни разу не причинили мне боль. Зайка любила сидеть на моём плече и «разъезжать» по всем комнатам.

Пришлось снова наступить на горло собственному страху и за сумасшедшие деньги приобрести мраморных тараканов. Из гуманных соображений не стану посвящать вас в тонкости приготовления «блюд». Зато аппетит у Зайки стал отменным. И она уже сама шла на руки, стоило только протянуть ладошку.

Вскоре мне предстояла длительная командировка. В интернете я нашла женщину, готовую принять мою птицу на выхаживание и, возможно, на ПМЖ. Оказывается, у неё уже не первый год жили пострадавшие стрижи. И ещё раненый грач.

Мы созванивались, я спрашивала, как у моей Зайки дела, какие новости. Слушала истории о её подопечных – настоящая «стрижиная мама», как она сама себя называла.
…А я по-прежнему часто смотрю в небо – туда, где обитают эти необыкновенные птицы, почти всю жизнь проводящие в полёте, не знающие ни земли, ни человека. Иногда я тихо шепчу: «Милые мои! Пожалуйста, летайте – и никогда не падайте!»

Скоро у стрижей появятся птенцы. Не проходите мимо! Поднимите выпавшего из гнезда малыша. Подарите ему небо.

Из письма Натальи Ракитиной
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №21, май 2023 года