Мы все под колпаком |
10.06.2023 00:00 |
Живой я им не дамся ![]() Есть у меня подруга – дама образованная, с компьютером давно на «ты», в соцсетях как рыба в воде. Казалось бы, и коммунальные платежи, и прочие услуги должна с лёгкостью оплачивать онлайн – но не тут-то было! Ежемесячно ходит в Сбербанк и платит исключительно там. На мой вопрос, почему так, отвечает: – Телефон свой нигде «светить» не буду. Даже не уговаривай. К слову сказать, она его нигде не указывает: ни в поликлинике, ни в библиотеке, ни в интернет-магазинах – их вообще обходит стороной, – ни при оформлении дисконтных карт. Электронную почту тоже старается утаить. Посмеиваюсь, ехидничаю, пытаюсь убедить в безопасности подобных действий, но толку чуть. А недавно звонит и спрашивает: – Как заказать корм для кота на «Озоне»? Сын в отъезде, купить и привезти некому. Описываю алгоритм: выбираешь товар, оформляешь заказ, оплачиваешь, получаешь уведомление, идёшь в пункт выдачи и забираешь. Или курьер приносит. – Ни в коем случае, никаких курьеров, – отвечает. – Сама дотащу. Ага, двадцать кило. Ну, дело хозяйское. Жду, что ещё спросит. – А как оплачивать? – интересуется. – Банковской картой, естественно. – А получать как? – Показываешь штрих-код на телефоне, тебе выдают заказ. – Как это – на телефоне? – Ну, тут всё просто. Уведомление о доставке включает штрих-код. – То есть ты хочешь сказать, что телефон привязан к покупке? – Ну да. – Ты что, забыла? Для меня это абсолютно неприемлемо! – голос крепнет. Чувствую, начинает заводиться, барышня темпераментная. Пока терплю. Ещё раз объясняю порядок действий. Уверяю, что ничего страшного в этом нет. Молчит. Думает. И новая идея: – А можно просто прийти и заказать? И оплатить наличными? – Нет, нельзя. – Почему? – снова сказка про белого бычка. Короче, поцапались мы с ней в тот день. Истоки её страха таковы. Во-первых, она не желает находиться «под колпаком» – ну просто секретный агент в тылу врага. Все мои объяснения, что мы все под ним уже почти тридцать лет, с тех пор как стали обладателями ИНН и СНИЛС, бесполезны. А во-вторых, и это самое главное, у неё в Сбере есть небольшой счёт. Который, ясное дело, непременно будет взломан и обчищен, как только сотрудникам банка, а стало быть и мошенникам, станет известен номер её телефона. По той же причине она на всякий случай скрывает его везде. Кстати, о мошенниках. Меня они тоже частенько беспокоят – то звонками, то грозными посланиями в почтовых ящиках. А недавно я устроилась на работу, посему пришлось отказаться от городской доплаты к пенсии. Ну и замешкалась с этим делом, тем более что мне кто-то сказал, будто отказ оформляется автоматически. И вот примерно через месяц иду домой, вынимаю из ящика в подъезде почту, дома привычно выбрасываю «письма счастья» якобы из «Жилищника» и прочих подобных инстанций – и натыкаюсь на конверт из районного отдела социальной защиты. Ну, думаю, уже и оттуда загребущие ручонки жулья тянутся, ничего святого не осталось. Однако конверт всё-таки вскрываю – и что же вижу? Такая-то поступила на должность такую-то в ООО N. И требование, в соответствии с законом под номером 000, немедленно вернуть присвоенную сумму (означена цифрами и прописью). Мошенникам такие подробности вряд ли известны, реальным письмо оказалось. Побежала в Сбер, вернула государству долг. В МФЦ объяснили, как оформить отказ. И тут вдруг мне становится ясно: я ведь тоже под колпаком. Всё обо мне давным-давно известно – везде. И номер телефона для этого не нужен. Позвонила подруге, рассказала эту историю – но, похоже, не в коня корм. Продолжает «шифроваться» и предпочитает по возможности платить наличными. А может, это я слишком доверчива, легкомысленна и недостаточно осторожна? Из письма Ольги Фото: Shutterstock/FOTODOM Опубликовано в №23, июнь 2023 года |