Человеческий конвейер
13.07.2023 13:55
Как устроен эскалатор, и правильно ли мы им пользуемся

Человеческий конвейерУ современного человека эскалатор ассоциируется со станциями метро, аэропортами и торговыми центрами. Однако появился он раньше всего перечисленного. И хотя само устройство не такое уж сложное, правила пользования эскалатором бывают чрезвычайно разнообразные. Более того, люди выработали особый этикет, регламентирующий поведение на движущейся лестнице. Например, легендарное правило «стойте справа, проходите слева». Ещё недавно оно существовало в Московском метрополитене, однако сегодня не действует. Спрашивается, почему?

Рюмочку для храбрости, и поехали

Первый механизм, напоминающий современный эскалатор, был запатентован в США ещё в 1859 году. Он представлял собой вращающуюся цепь с площадками-ступенями, которые поднимали грузы. Но этой сложной и громоздкой конструкции тогда не придумали разумного применения. В итоге идея была забыта на три десятка лет.

Новое дыхание ей придало развитие конвейерного производства. В 1892 году американский изобретатель Джесс Рено представил своё творение – наклонную конвейерную ленту. Чтобы люди не падали, ленту оснастили перилами – тогда ещё неподвижными. Прототип выставили в Нью-Йорке как аттракцион, однако желающих проехаться было мало – люди побаивались новой конструкции. Посмотрели бы они на нынешние американские горки!

На Всемирной парижской выставке 1900 года были представлены уже более современные модели – перила с обеих сторон и полноценные ступени. Тем, кто соглашался прокатиться, предлагали рюмку для храбрости.

В том же году компания «Отис», ныне известная как крупный производитель лифтов, придумала название «эскалатор», образованное от латинского scala («лестница»). Слово прижилось.

Когда электричество в крупных городах стало широко доступно, эскалатору быстро нашли практическое применение. С середины 1900-х эскалаторы появились в многоэтажных магазинах европейских столиц. А настоящий эскалаторный бум начался с 1911 года, когда механизм придумали использовать в бурно развивавшемся метро. Впервые эскалатором оборудовали лондонскую станцию «Эрлс-Корт», и решение оказалось очень удачным.

К 1921 году эскалатор обрёл современный вид – с движущимися лентами перил и металлическими ступенями с рифлёным покрытием. За последующее столетие в его облике ничего принципиально не изменилось.

В СССР производство началось только в 1930-х, со строительством первых веток московского метро. У советских инженеров не было образцов или чертежей западных моделей, так что отечественный аналог пришлось разрабатывать на основе фотографий и устных описаний. Несмотря на это, правительственное задание удалось выполнить быстро и качественно.

Мужчина на ступень ниже

Устройство эскалатора можно наглядно представить себе на примере велосипедной цепи. Это такая же замкнутая цепь, только состоящая из ступеней. И она тоже натянута между двумя шестернями. Шестерни находятся под площадками, откуда мы шагаем на ленту, поэтому не видны.

С конструкцией эскалатора связана интересная деталь. Многие замечали, что обычно перила движутся не синхронно со ступенями, а немного быстрее. Интуитивно кажется, что тут какая-то небрежность, недоработка. Но нет, это предусмотрено специально. Дело в том, что в механизмах используются прокладки, призванные уменьшать трение. С годами они стираются, что замедляет ход полотна. Поэтому перила изначально проектируются так, чтобы двигаться быстрее ступеней и со временем замедляться, в итоге приходя к одной скорости с ними. Получается, что чем сильнее поручень обгоняет ступеньки, тем современнее эскалатор. Для обычного пользователя это простейший способ определить его возраст.

…Постепенно люди привыкли и перестали бояться. Многие компании признали удобство, а в некоторых случаях даже незаменимость эскалаторов. Они стали будничным явлением для миллионов жителей крупных городов.

Однако увеличение пассажиропотока породило новую проблему – понадобились правила пользования, которые делали бы перемещение быстрее, удобнее и безопаснее.

Большинство правил понятно интуитивно: не становиться на край ступени, не засовывать конечности в механизм, быть аккуратным с длинным подолом платья или обувью на каблуках, ехать лицом вперёд для устойчивости и снимать роликовые коньки. Всё это казалось столь очевидным, что формальный свод правил долгое время не создавался. Однако обилие нелепых и иногда трагических инцидентов заставило выработать хотя бы рекомендации.

Так, например, в США в метро и торговых центрах памятки призывают пассажиров перед началом поездки на эскалаторе убедиться, что тот движется в правильную сторону. Также они рекомендуют робким гражданам тренироваться в подъёмах и спусках рано утром и поздно вечером, чтобы научиться справляться со страхом, не мешая другим пассажирам.

В англоговорящих странах даже существует понятие «эскалаторный этикет». Например, обсуждается, обязан ли мужчина вставать на ступень ниже едущей с ним девушки и можно ли лепить наклейки на поручни. Впрочем, однозначных решений по этим важным вопросам пока нет.

Спешу и падаю

Самый страшный инцидент, связанный с несоблюдением правил поведения на эскалаторе, произошёл в 1987 году в Лондоне на станции «Кингс-Кросс». Из-за непогашенной спички, которую обронил один из пассажиров, скопившиеся под полотном эскалатора мусор и пыль вспыхнули. Пламя стремительно распространилось по наклонному ходу и выплеснулось в находившийся выше кассовый зал. 31 человек, в том числе один пожарный, погибли, больше 100 были госпитализированы. Виновника так и не нашли – тогда не было видеокамер на каждом углу.

Хотя запрет на курение в лондонском метро действовал ещё с 1985 года, многие игнорировали его, закуривая при подъёме на эскалаторах перед выходом из подземки. Но после пожара на «Кингс-Кросс» наказание за курение ужесточили.

Самая большая авария на отечественных эскалаторах произошла в 1982 году в Москве на станции «Авиамоторная». Тогда погибло восемь и было ранено 30 человек. Но тут пассажиры не виноваты: причиной стало то, что оборудование пришло в негодность.

В 2005 году в Баку тоже произошла трагедия. Группа пассажиров стала спускаться по остановленному неработающему эскалатору. Однако полотно неожиданно поехало вниз. Оказалось, по вине ремонтной службы аварийный эскалатор не был должным образом застопорен и даже не ограждён. И когда по ступенькам стали спускаться люди, под их тяжестью механизм пришёл в движение. Эскалатор всё набирал скорость, затем и вовсе сорвался, после чего резко затормозил. Люди не успевали сходить со ступенек на платформу, падали, а сверху на них летели тела других пассажиров. Один человек погиб, десять пострадало.

Стойте справа, стойте слева

Поскольку единого писаного свода правил нет, а необходимость как-то упорядочить поведение пассажиров всё-таки имеется, многие организации принялись создавать собственные кодексы. Оказывается, все метрополитены российских городов имеют самостоятельный регламент в отношении эскалаторов.

Ещё интереснее дела обстоят в торговых комплексах, создающих свои правила. Их, конечно, никто не читает, а жаль. Например, один из владивостокских торговых центров запрещает пассажирам подталкивать ступени для ускорения движения.

Впрочем, в ключевых вопросах, по крайней мере внутри страны, указания не расходятся: стоять нужно с правой стороны, соблюдая дистанцию в одну свободную ступень, хотя на неё разрешается поставить тяжёлую сумку.

Впервые эти принципы были сформулированы в Великобритании, где раньше всего появились эскалаторы в метро. В лондонской подземке люди стихийно начали вставать на правую сторону, а слева пропускали спешащих. И в большинстве стран такое поведение впоследствии скопировали.

Удивительно, что ровно наоборот процесс организован у других стран именно с левосторонним движением – Австралии, Новой Зеландии, Индонезии, Малайзии. Там предписано стоять слева и проходить справа. А в Японии всё ещё сложнее, там правила хаотически меняются от города к городу. К примеру, в Осаке принято придерживаться привычной нам правой стороны, а в Токио – наоборот. Путаница возникает немаленькая.

А теперь она только усугубляется, поскольку человеческий поток резко увеличился. Во многих мегаполисах пассажиров призывают не ходить по эскалатору, а становиться вместо этого по двое на одну ступень. Исследования показали, что потенциально это позволяет перевозить почти на 30 процентов больше людей в единицу времени. Но пока желающие бегать по эскалатору саботируют эту концепцию.

В России она тоже ещё не стала официальной. И хотя правило «стойте справа, проходите слева» в Москве давно отменили, вставать по двое на каждую ступеньку люди ещё не привыкли. А ведь такое указание дежурного обычно звучит в динамике в случае столпотворения в часы пик. Многие москвичи наверняка слышали их по дороге на работу.

Самый длинный, самый короткий

Сегодня эскалаторы стали использоваться в необычных условиях и потому приобрели необычные формы. Например, одной из главных проблем эскалаторов всегда была громоздкость, мешавшая располагать их во многих интерьерах. Но в 1985 году придумали спиральную ленту, наподобие винтовой лестницы. Построить такой механизм гораздо сложнее, но и места он занимает в разы меньше, а потому постепенно завоёвывает популярность.

В норвежском Тронхейме есть эскалатор для велосипедистов. Город расположен на холмах, часть из которых трудно преодолеть, не спешившись. Поскольку вести велосипед в горку неудобно, местные власти решили помочь горожанам, установив специальный подъёмник. По принципу действия он ничем не отличается от классического эскалатора, но ступени у него очень маленькие и расположены не подряд, а с большими промежутками. Они двигаются на уровне асфальта и не ограждены, а потому почти не видны в уличном пейзаже. Желающий прокатиться ставит одну ногу на ступень, а вторую – на педаль, и так без малейшего напряжения преодолевает подъём длиной в 150 метров.

Большим подспорьем этот механизм стал также для родителей с колясками и владельцев самокатов. Не обходят его стороной и туристы.

Для жителей колумбийского Медельина, отличающегося огромным перепадом высот, постройка эскалатора тоже стала серьёзным облегчением – у жителей пропала необходимость подниматься пешком на сотни метров вверх. Ежедневно этим эскалатором пользуются тысячи человек, что снимает нагрузку с очень редкого там общественного транспорта. К огорчению туристов, этот эскалатор расположен в очень криминальном районе, так что желающим прокатиться на нём нужно вести себя предельно осторожно.

Очень живописный каскад эскалаторов установлен в итальянской Перудже. Исторический центр города расположен на вершине холма, и пеший подъём может отнять немало времени и сил. Чтобы облегчить жизнь горожанам и многочисленным туристам, власти установили почти непрерывную линию эскалаторов, часть из которых проходит прямо по городским улицам, а часть – по подвалам средневековой крепости Рокка Паолина. Виды на открытых участках «трассы» очень красивые – современная техника гармонично вписалась в исторический облик города.

Захватывающие картины открываются и с эскалатора в океанском парке Хуалянь на Тайване. Он проложен под водой в трубе из прочного стекла, и посетители могут любоваться проплывающими мимо морскими обитателями.

Азия вообще богата уникальными эскалаторами. В китайской провинции Хубэй по лесистому склону на туристическом маршруте проложена лента длиной 668 метров, с которой виден красивейший горный пейзаж. А в Гонконге с 1993 года действует самый длинный в мире уличный эскалатор протяжённостью 800 метров. Он соединяет между собой офисные кварталы и поэтому постоянно загружен. Лента здесь только одна: утром она движется вниз, в сторону офисов, а вечером – наверх, к жилым массивам.

В Гонконге, кроме того, существует и обычное метро, но эскалаторы в нём тоже удивляют. Прежде всего мокрыми перилами. В невидимой, нижней части эскалатора поручни по дороге «назад» обрабатываются жидким антисептиком. Специальную систему обеззараживания разработали и установили в метро после эпидемии атипичной пневмонии в Южном Китае в 2003 году; тогда особенно сильно пострадал Гонконг. Так что теперь пассажиры хватаются за мокрые, зато стерильные поручни. Да и высыхают они за несколько секунд.

Самый маленький эскалатор находится в японском городе Кавасаки: высота – всего 83 сантиметра. Книга рекордов Гиннесса считает его не только самым коротким, но и самым бесполезным в мире. Он расположен внутри магазина и связывает его уровни, между которыми есть небольшой перепад высоты всего в пять ступенек.

Самый старый из ныне действующих эскалаторов расположен в магазине одежды «Мэйсис» в Нью-Йорке. Службу он начал ещё в 1927 году и благодаря надёжной конструкции и качественному обслуживанию функционирует уже почти столетие.

Старейшие эскалаторы в России можно увидеть на станциях московского метро «Белорусская» и «Комсомольская», они установлены в 1952 году. Несколькими годами позже ввели в эксплуатацию эскалаторы на «Киевской», «Арбатской» и «Краснопресненской». До 2015-го рекордсменами были ленты на «Бауманской», работавшие с 1944 года, но недавно их заменили во время капитального ремонта.

Самый длинный эскалатор в нашей стране – на станции «Адмиралтейская» в Санкт-Петербурге, его длина – 130 метров. В этом году с ней сравнялась станция московской Большой кольцевой линии «Марьина Роща».

Сейчас инженерами разработана совсем продвинутая модель эскалатора, где лента может двигаться не прямо, а по произвольной кривой, что позволит вписывать её практически в любой интерьер или ландшафт. В металле она пока не воплощена: слишком сложно и дорого, да и желающих спонсировать не нашлось. Но, возможно, именно так будут выглядеть эскалаторы уже в недалёком будущем.

Алексей ПЕРЕВЕРЗЕВ
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №27, июль 2023 года