СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Ждём вас в 2080 году. Пожалуйста, не опаздывайте!
Ждём вас в 2080 году. Пожалуйста, не опаздывайте!
20.07.2023 15:42
Ждём вас12 октября 1880 года в новом здании московского цирка собрались зрители и услышали торжественное объявление шпрехшталмейстера: «Дамы и господа! На арене – Альберт Саламонский с четырнадцатью дрессированными жеребцами!» Именно в тот день началась история Московского цирка на Цветном бульваре. Его основателем является наездник Саламонский, который когда-то первым в мире исполнил сальто-мортале на неосёдланной лошади, а затем решил организовать собственный цирк.

Продай учёную свинью

Альберт Вильгельмович не был новичком и в коммерческих делах. У него уже имелся опыт создания частных цирков в Берлине, Риге, Одессе и других городах. Смелая затея открыть новый цирк именно в Москве вызревала давно, однако денег не хватало. И тогда помощь пришла в виде щедрых инвестиций купца Данилова, известного любителя циркового искусства. На его средства построили здание на Цветном бульваре, на месте бывшего цветочного рынка.

Местоположение оказалось удачным. Цветочный рынок, в честь которого и назван знаменитый бульвар, всегда пользовался популярностью у москвичей. Горожане привыкли посещать его не только ради покупок, но и ради развлечений, ведь заезжие цирковые артисты часто устанавливали здесь свои разборные шатры.

Стационарное здание Цирка на Цветном бульваре построено по проекту архитектора Августа Вебера. В нём было предусмотрено всего пять рядов кресел, несколько лож и бельэтаж. Однако за креслами поставили простые деревянные лавки, вдобавок желающие могли приобрести дешёвые билеты на стоячие места.

Конечно, Саламонский рассчитывал прежде всего на платёжеспособное купечество, которое обожало цирк и приобретало дорогие места в первых рядах. Купцы платили с удовольствием, причём не только за билеты. Куда больше денег они оставляли в буфете.

Буфет при цирке по сути являлся клубом, где артисты и почтенные зрители после представления весело проводили время в кутежах и карточных играх. Вообще, обеспеченную публику привлекали не столько акробатические трюки, сколько миленькие акробатки в облегающих трико и ярких коротких юбочках. Кстати, представления в те годы отнюдь не подходили для семейного просмотра. Кроме акробаток, на арене выступали люди с физическими увечьями, да и дрессура животных была не такая гуманная, как сегодня.

Артисты цирка проводили в буфете большую часть времени. Заглядывали перед репетицией, чтобы перекусить и заодно заправиться горячительными напитками. А после представления возвращались сюда с теми же целями. Расходились частенько лишь под утро.

Саламонский любил устраивать проверки на утренних репетициях: если кто-либо из артистов опаздывал после ночной попойки, его штрафовали на изрядную сумму. Однако и сам Альберт Вильгельмович часто засиживался с коммерсантами в своём любимом буфете.

Вот где купечество гуляло с размахом! Директор прекрасно понимал, что выручка его заведения напрямую зависит от этой целевой аудитории, и вынужден был угождать во всём. Так однажды один из купцов вынудил клоуна Танти продать ему учёную свинью, которая являлась гвоздём программы, за 2 тысячи рублей. Огромная сумма! Выложив указанную сумму, ухарь приказал немедленно зажарить цирковую артистку и подать её на стол.

…Буфет мог посетить любой человек, зайдя прямо с улицы. Саламонский считал это рекламным трюком: ведь случайный прохожий, увидев счастливые лица зрителей, сам захочет купить билет в цирк.

Надо отдать должное Альберту Саламонскому: он следил не только за буфетной выручкой, но и за репертуаром. Именно на Цветном демонстрировались лучшие цирковые номера того времени. Здесь покоряли публику знаменитый дрессировщик Владимир Дуров, наездник Вильямс Труцци, комический дуэт «Бим-Бом» и многие другие.

Цирк процветал, хотя директор ещё долго возвращал долги купцу Данилову, оплатившему постройку. Однако первый серебряный рубль, полученный за продажу билетов, Саламонский вставил в рамку и повесил на стену.

Обязуется покинуть Москву

Однако Альберт Вильгельмович оказался не единственным успешным цирковым антрепренёром. И Цветной бульвар как любимое место развлечения москвичей давно заприметили конкуренты.

В 1886 году трое братьев-циркачей выкупили пустовавшее здание на Цветном бульваре, по соседству от заведения Саламонского. И вскоре там открылся «Русский цирк братьев Никитиных». В то время московский зритель желал видеть не заграничное, а своё, родное. Вспомните хотя бы моду на русскую живопись, которую прекрасно почувствовал Павел Третьяков, открывший галерею именно в те годы.

Никитины сделали ставку на русских цирковых артистов, что привлекло публику. Успех конкурентов больно ударил по карману Саламонского, и он выкупил цирк Никитиных за невероятную сумму – 35 тысяч рублей! Старший брат Дмитрий Никитин подписал договор, согласно которому обязался закрыть цирк, уехать из Москвы и больше в этом городе цирков не открывать. Никитины сдержали слово: уехали из Москвы и стали работать в провинции, где также добились большого успеха. Саламонский успокоился, в здании бывшего цирка открыл манеж, где очень богатые москвичи могли бесплатно кататься на породистых лошадях, но при этом преподносили хозяину дорогие подарки.

Однако история конкуренции не закончилась. Никитины вернулись в Москву через год и открыли цирк уже на Воздвиженке. Саламонский побежал в суд, но дело проиграл. Дело в том, что он подписал договор только с Дмитрием Никитиным, и старший брат действительно обязался больше не открывать в Москве цирк. Он и не открывал. А вот Аким и Пётр никаких договорённостей не подписывали.

Таким образом у цирка на Цветном появился сильный конкурент. У Никитиных выступали Иван Поддубный, Дуровы и другие известные русские артисты. В 1911 году братья построили себе новый цирк на Садовом кольце и уже там каждый вечер собирали аншлаги. Это здание существует и поныне, в нём располагается знаменитый Театр сатиры (метро «Маяковская»).

Альберт Саламонский стремительно терял зрителя и деньги. Он придумывал всё новые способы заманить публику: выписывал из Европы самых популярных звёзд цирка, менял концепцию представлений. Теперь цирк на Цветном бульваре могли посещать дети. Специальные программы для маленьких зрителей привели москвичей в восторг. В день давали три представления, и всё равно билеты было не достать! В общем, Цветной оказался спасён.

Конкуренция между Саламонским и Никитиными продолжалась до 1913 года. А потом основателя старейшего московского цирка не стало… Альберт Саламонский скончался, но оставил после себя поистине великое детище!

Весь вечер на арене!

После революции цирк Саламонского особым декретом был переименован в Первый государственный. Поменялся и репертуар. Новая власть требовала срочно сделать цирк пролетарским и революционным. Ведь наряду с кинематографом он являлся «важнейшим из искусств».

Руководителем цирка на Цветном назначили Вильямса Труцци, обрусевшего итальянца. Это была поистине крупная личность. Великолепный наездник и дрессировщик лошадей, Труцци всю жизнь посвятил цирку и являлся основоположником масштабных конных представлений в России.

Однако попытка сделать цирк идеологическим оружием не удалась даже ему. Большевики требовали включать в программу «революционные» номера, но они отпугивали публику. Не помогли даже усилия Владимира Маяковского и Демьяна Бедного, которые писали репризы для новых представлений. Маяковский не раз своим знаменитым «голосом-трубой» читал стихи с арены Цирка на Цветном. Он же сочинял сценарии представлений. Одно из них являло собой поэтическую часть и пантомиму, изображавшую русских царей от Петра I до Николая II, противостояние рабочих и царских солдат, а в финале появлялись юные пионеры. Но простой зритель ожидал от цирка совсем иного – людям хотелось радости, а не идеологической трескотни.
В 1930 году усилиями дирекции удалось прекратить попытки создать революционный репертуар, и цирк оставили в покое.

А с 1936 года наступила новая эпоха – в труппе Первого государственного цирка появился клоун Михаил Румянцев, известный как Карандаш!

Этот выдающийся артист поднял советскую клоунаду на новый уровень. Теперь ковёрные не просто заполняли паузы между номерами, а стали полноценными актёрами, на которых ходила публика. Имена клоунов крупно писали на афишах.

Именно Румянцев во многом способствовал приходу в цирк Юрия Никулина, Михаила Шуйдина, Леонида Енгибарова – удивительного клоуна с «осенью в душе» – и «солнечного» Олега Попова.

Михаил Николаевич Румянцев был человеком очень сложным и противоречивым. Многие артисты не выдерживали и уходили из цирка именно из-за него. Но случались и забавные истории.

Бессменным партнёром Карандаша являлась собака Клякса, угольно-чёрный скотчтерьер, без которой не обходился ни один номер. Она свободно перемещалась по клоунской гримёрке, которую, кроме Карандаша, занимали Никулин и Шуйдин.

Михаил Шуйдин часто своими руками создавал реквизит для реприз. Покупайте дешевые авиабилеты в Москве онлайн, низкие цены, безопасная оплата, удобный поиск. Сервис авиабилетов в Москве Компания предоставляющие услуги по продаже билетов на самолет в Москве, адрес компании: 115184, г. Москва, Малый Татарский пер., д. 6, стр. 1 Как-то раз он смастерил несколько бумажных носов, проклеенных гуммиарабиком, и положил сушиться на батарею в гримёрке. Приходит наутро, а носов нет. Видимо, уборщица выбросила. Шуйдин сделал ещё одну партию и оставил на просушку. На следующий день носы пропали! Клоун решил, что это очередная подлая шутка Никулина, известного своими розыгрышами. Но настоящего «преступника» Шуйдин застукал на третье утро, когда Клякса с удовольствием догрызала последний нос с батареи! Видимо, собачке понравился вкус и запах клея.

Румянцев-Карандаш проработал в цирке 55 лет. В последний раз он вышел на манеж за две недели до своей смерти в 1983 году.

Именно он сделал клоунов символом советского цирка! Даже сегодня, когда вспоминаешь отечественное цирковое искусство, в первую очередь представляешь Никулина и Шуйдина с бревном, Енгибарова, гуляющего по канату, и Олега Попова, собирающего в ладошки солнечный свет… Эти люди дарили детям 1970-х такую радость, что невозможно забыть!

Умеет делать чудеса

Во время Великой Отечественной войны несколько цирковых бригад ездили по самым опасным участкам фронта. Ветераны часто вспоминали, как артисты поднимали им настроение в трудные минуты. Чудом казался сам факт, что на фоне разрушенных зданий жонглёры подкидывали в серое небо разноцветные кольца, акробаты показывали чудеса ловкости, а клоуны смешили до боли в животе.

В 1945 году директором знаменитого коллектива назначили Николая Семёновича Байкалова, удивительного человека, с приходом которого открылась новая страница истории Цирка на Цветном бульваре. Именно тогда появилась традиция делать программы, где номера разных жанров объединены одной темой. Байкалов стал привлекать к работе режиссёров, а также балетмейстеров Большого театра. С их помощью цирковые артисты стали двигаться с неповторимой пластикой, что выгодно отличало их от зарубежных коллег.

Почти до конца XX века советский цирк занимал лидирующие позиции в мире. Гастроли проходили в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке и повсеместно вызывали фурор. Иллюзионные номера братьев Кио, головокружительные трюки эквилибристок сестёр Кох, «медвежий цирк» Валентина Филатова и, конечно, клоуны, которые умели найти общий язык со зрителем в любой стране, – русские артисты стали кумирами миллионов людей по всему миру. Да и как можно забыть филатовских мишек на мотоциклах! В одной из рецензий были такие слова: «Если Большой театр завоевал наши сердца, то Московский цирк увёз их с собой».

Но в конце 1980-х популярность советского цирка стала падать. В те годы во многих странах появлялись собственные труппы, они набирали популярность, так что потребность в активных гастролях отпала. Зато начался отток советских артистов за границу. И до сих пор знаменитый «Цирк дю Солей», открывшийся в 1984 году, на четверть состоит из наших исполнителей.

Вас это устраивает, товарищ президент?

В 1983 году директором Цирка на Цветном назначили народного артиста СССР Юрия Владимировича Никулина. Он понимал, что придётся вернуться к самому началу. Первым делом директор добился строительства нового здания. Ведь за вековую историю конструкция не просто обветшала – в цирке стало опасно находиться.

Строительство шло долго и тяжело, государственной поддержки не хватало. Четыре года длилась реконструкция, и лишь в 1989-м Цирк на Цветном бульваре вновь открылся. Внешний вид здания практически не изменился, но внутренние помещения стали значительно просторнее и удобнее. Теперь здесь могли разместиться и животные, и современное оборудование, и дополнительный манеж для репетиций. По личной просьбе Никулина гримёрки клоунов остались на прежних местах, а некоторые элементы интерьера времён Альберта Саламонского были бережно сохранены.

Казалось бы, теперь можно вернуть коллективу былую славу, но в стране начались перемены, и грянул экономический кризис. Цирк превратился в акционерное общество и вместе с другими творческими организациями стал рассматриваться как сфера влияния криминальных группировок. К этому времени заполняемость зала составляла всего 20 процентов, так что интерес мутных личностей, скорее всего, вызывало здание в центре Москвы и земля, на которой оно стоит. Многие сотрудники цирка стали получать угрозы.

В смутные времена на помощь пришёл Максим Никулин, сын Юрия Владимировича, который занялся администрированием и бухгалтерией. Но хватало и других проблем. На встрече президента СССР Михаила Горбачёва с творческой интеллигенцией Юрий Никулин произнёс запоминающуюся речь: «В цирке осталось мяса животным дня на два, на три. После чего мы объявляем забастовку. То есть погружаем клетки с тиграми на грузовики и двигаем к Моссовету. Правительство, естественно, вызывает усиленные наряды милиции, а мы в ответ на это требуем для тигров мяса! И если ничего не добьёмся – открываем клетки! Пусть тогда наши звери вашими милиционерами питаются. Устраивает вас такая перспектива, дорогой товарищ президент?»

Горбачёв от неожиданности растерялся, а потом расхохотался. Когда Никулин вернулся с заседания, у цирка уже стояли фуры с мясом.

После смерти Юрия Владимировича в 1997 году цирк стал носить его имя. Должность художественного руководителя занял Максим Юрьевич, ведь династии в цирке – обычное дело.

…Цирк на Цветном знавал взлёты и падения, но есть одно правило, которое не нарушалось никогда. Здесь не могут работать равнодушные люди. Это искусство требует самопожертвования и абсолютной преданности.

В последний раз Юрий Никулин вместе с Михаилом Шуйдиным вышли на манеж в качестве артистов в 1980 году, когда праздновался столетний юбилей цирка. Знаменитый дуэт показал репризу с шарманкой. На ней сидел попугай, обученный вытаскивать лотерейные билетики с указанием ряда и места в зрительном зале. Главным призом являлось приглашение на 200-летний юбилей!

Никулин вручил выигрышный билет счастливому зрителю со словами: «Пожалуйста, не опаздывайте. Если сами не сможете через сто лет прийти, на работе, к примеру, задержат, пусть ваши внуки приходят, а я их встречу!»

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Роман АЛЕКСЕЕВ

Опубликовано в №28, июль 2023 года