СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Небо и земля «Бороться с силами зла – это так легко»
«Бороться с силами зла – это так легко»
25.07.2023 15:28
Есть очень эффективные способы, но церковь почему-то их не применяет

Бороться с силамиЗдравствуйте, уважаемая редакция! Меня давно интересует один непростой вопрос. Хочу обратиться за разъяснениями к священнику Александру Дьяченко.

Я люблю читать рубрики «Не от мира сего» и «Небо и земля», там публикуется немало интересных историй. Однако некоторые письма читателей, увы, наводят на грустные размышления. Многие люди страдают от падших духов и не понимают странностей, происходящих в их жизни. Однако способы избавления от бесов известны человечеству с давних времён: молитва, исповедь, пост, причастие, чин отчитки. Но есть и иные методы борьбы с силами зла. Но церковь почему-то обходит их стороной, хотя я считаю, что против тёмных сил все средства хороши.

Например, в книге священника Родиона «Люди и демоны» рассказывается, что для избавления от беса следует кадить положенным в кадильницу сердцем и печенью рыбы. Товит в Библии именно так и поступил, и бес, ощутив этот запах, сразу же убежал. Почему же в православной церкви не применяют метод борьбы, отлично зарекомендовавший себя в Книге книг?

Будущий царь Давид игрой на гуслях усмирил демона, мучившего царя Саула. В православной церкви есть регенты, певчие. Почему же этот действенный способ также не применяется?

В житиях святых мы читаем: когда бесы пришли убивать святого Андрея, ему на помощь пришёл апостол Иоанн Богослов с учениками. Иоанн Богослов снял цепь с шеи святого Андрея и избил ею бесов. А когда один бес попытался запугать святого Антония, тот дал демону пощёчину, и бес с воплем убежал. Такими примерами изобилуют жития святых. Так, может, священники должны советовать людям бить бесов, которые на них нападают?

Известно, что падшие духи – лжецы. В книге священника Георгия «Оружие на дьявола» написано, что архангел Михаил победил клеветника призывом ангелам: «Кто из ангелов может создать их ангелов, как Бог их создал?» Заражённые гордыней бесы не стерпели правды этих слов. Думаю, подобную правду тоже надо применять в борьбе с падшими духами.

В книге пророка Иезекииля написано: «От тщеславия твоего ты погубил мудрость твою». То есть дьявол безумен, а значит, безумны и бесы, поэтому в борьбе с ними надо применять здравый смысл и логику. Почему же православная церковь не пользуется всеми этими способами? Ведь разум, данный нам Творцом, – это тоже оружие.

Отец Александр, буду очень рад, если вы объясните все эти моменты.

Из письма Андрея Юрьевича Рябцовского,
г. Мурманск

Комментарий священника

Здравствуйте, Андрей Юрьевич! Давно замечаю, что мистика представляет особый интерес для читателей. Помню, в пионерском лагере мы собирались в кружок и наперебой рассказывали друг дружке разные страшилки. Кто только не становился героями этих «правдивых» историй! И лешие, и ведьмы с чертями, ожившие мертвецы и таинственная «чёрная рука». Все понимали, что истории от самого начала и до конца абсолютная выдумка, но слушали раскрыв рты и боялись.

Как мы любили бояться! Это потом появились в нашей жизни фильмы Хичкока, а тогда каждый из нас был сам себе готовый Хичкок.

Время прошло, и жизнь доказала, что реальность может быть куда страшнее наивных детских баек. У многих страсть к таким историям исчезает с возрастом, а у кого-то остаётся и продолжает питать воображение.

Сказать, что я, став священником, никогда не встречался с нечистой силой, будет неправдой. Встречался с ней, освящая дома. Сталкивался с проявлением полтергейста. Я никогда не видел ангелов, не ощущал на себе прикосновения их прозрачных крыльев, зато знаю, какой страшной физической силой обладают бестелесные духи зла. Видел людей беснующихся, падающих в обморок или убегающих стремглав из мест, где начинают читать Евангелие. Один раз крестил бесноватого младенца. Зрелище не для слабонервных.

При этом в отношении сил зла неизменно руководствуюсь единственным принципом: «И дуни, и плюни на него!» Эта фраза на церковнославянском языке всякий раз произносится священником во время Таинства крещения. Наше отношение к падшим духам – презрение, а главное наше оружие – чистая жизнь по заповедям Божиим и порядочное уважительное отношение окружающих. Не важно, верующие они или нет. Тогда никакие черти нам не страшны.

Непосредственно сталкиваются с бесами те, кто им реально мешает своей молитвой, но таких людей очень мало. Зато сегодня, как никогда, полно граждан, которые увлекаются оккультными практиками, паломничеством по «местам силы», участием в языческих обрядах. Стало модно возить детей к ведуньям, вешать им на шейки защитные амулеты – обереги. Люди сами добровольно впускают в себя бесов и заражают ими своих детей.

Я разговаривал с некоторыми носителями духов-«подселенцев». Они прекрасно осознают своё положение и порой даже пользуются услугами собственных «кураторов», поднимаясь вверх по карьерной лестнице. Правда, понимают и то, что ожидает их в конце земной жизни, и всячески оттягивают срок своего перехода. Таких людей, живущих среди нас, пугающе много.

Андрей Юрьевич, вы упоминаете книгу «Люди и демоны», в которой приводится пример изгнания беса путём курения дыма от горения сердца и печени рыбы, помещённых в кадильницу.

Книга Товита, где описывается данная практика, не является для нас, православных, канонической. Мы признаём её в кодексе Ветхого Завета лишь по факту её нахождения в Септуагинте, переводе семидесяти двух толковников, но лишь как апокриф. Для нас это образец благочестивого повествования, но никак не руководство к действию. Воскурение печенью и сердцем или ещё какой-нибудь частью тела рыбы, не привязанное к молитвенному и нравственному состоянию человека, который изгоняет беса, очень напоминает оккультное языческое действие. Наподобие того, как в книжках волшебники варят чудесное снадобье из рога единорога, глаз жуков, связок птичьих перьев, звериных клыков и загнутых когтей.

Кстати, само увлечение темой, столь подробно исследуемой «священником Родионом», или отцом Алексием Морозовым, возможно, и привело последнего к тяжелейшему духовному поражению. Здесь писать об этом человеке я не буду, но всякий интересующийся сможет найти и прочитать биографию отца Алексия Морозова в интернете. Для нас же его пример наука – если берёшься за такую огненную тему, становись святым и веди внимательный к своим мыслям и чувствам образ жизни. Иначе и не заметишь, как тебя самого схватят за горло.

Не все священники, даже великие подвижники, способны бороться с бесами. Таких воинов очень мало, однако они наделены от Бога великими дарами.

Следующая история рассказана моим духовником, священником во всех отношениях достойным и серьёзно относящимся к своим словам. Назовём его отцом Сергием.

Когда будущий отец Сергий ещё только начинал свой путь в вере, познакомили его с одним монахом в сане игумена. Этот монах и духовный отец Сергия были большими друзьями, когда-то учились в одном классе семинарии.

Отец игумен обладал необыкновенной способностью – любого человека он читал, словно книгу, напечатанную крупным шрифтом. Жил в монастыре, но не вместе с братией, а отдельно, во флигеле. Всё потому, что братия однажды возроптала и заявила отцу наместнику, что совершенно невозможно жить с человеком, знающим о тебе абсолютно всё. Отец игумен мог даже сказать, сколько раз за утро ты прочитал «Отче наш».

Отец Николай – так звали того игумена – всячески скрывал от окружающих свои способности, но порой забывался и попадал впросак, когда вслух отвечал на мысли окружающих.

Иногда он приезжал к нам на приход. Мы отправлялись в трапезную, но моя староста никогда с нами не трапезничала. Она говорила: «Невозможно разговаривать с человеком, который слышит, о чём ты думаешь».

Помню случай. Мы с батюшкой заговорили об одном молитвословии, которым очень редко пользуются современные священники. Я сказал, что вообще не представляю себе его содержания. На что отец Николай тут же мне возразил: «Знаешь. Ты читал его целых пять раз». Уже потом, оказавшись в родительском доме, я обратил внимание на одну старинную книгу и вспомнил, что именно по ней учился читать на церковнославянском языке. Открываю, и вот он, тот самый чин, о котором мы разговаривали с отцом игуменом.

Я знал архимандрита Германа (Чеснокова), одного из немногих священников, имевшего благословение на проведение отчиток для изгнания бесов из людей поражённых. Один из батюшек, близких к отцу Герману, рассказывал мне, что отец архимандрит периодически летал в Италию в город Бари к святителю Николаю Чудотворцу и брал там миро от его мощей. Этим миром, растворённым в святой воде, он и кропил страдальцев. Нужно сказать, что отец Герман был одним из самых уважаемых в нашей Церкви священников, но и он не дерзал изгонять бесов собственными усилиями. Что тогда говорить обо всех остальных?

Тот же знакомый священник рассказывал, как сам попытался по просьбе одного отца помочь его страдающему сыну и чуть было не погиб. Спасибо отцу Герману. Ночью примчался в Москву и спас моего товарища.

По этой причине меня крайне удивляет католическая практика подготовки экзорцистов на курсах, куда приглашаются чуть ли не все желающие. Прослушал курс, и вот ты уже готовый экзорцист. На самом деле это не смешно, это страшно.

Древние святые вообще изгоняли бесов без всяких молитвенных чинопоследований, одним лишь требованием: «Выйди!» И враг с позором бежал. То же рассказывают о преподобном старце Макарии Оптинском. Бесноватый человек ударил старца по щеке, а тот безропотно подставил бесу другую, и враг вышел посрамлённым. Вот и преподобный Антоний Великий побеждал бесов одной лишь фразой из Псалтири. Но произносил он эту фразу не механически, словно формулу, а с пониманием, выстраданным в результате долгого подвижничества в пустыне.

То же самое можно сказать и о вашем предложении певчим и регентам изгонять бесов своим сладкогласным пением. Пение пением, но, если приводить в пример царя Давида, так тот вдобавок к своему музыкальному таланту был ещё ветхозаветным праведником и пророком. А вот среди нынешних певчих я людей святых особо не припоминаю.

Заявлять огульно, что бесы безумны, я бы не стал. Один из оптинских старцев говорил, что бесы есть разные. Среди них есть подобные собакам, которые только и могут, срываясь с цепи, рвать людей. Но есть и такие, которых можно назвать интеллектуалами.

Безусловно, вражда с Творцом повреждает разум сотворённого Им и восставшего против Творца мыслящего существа, но давайте не будем преуменьшать мыслительные способности павших существ, в том числе и нас, людей. Разве мало тех, кто сегодня сознательно идёт против Бога? О таких в той же Псалтири сказано, что они «безумные». Да, таких безумцев логично сравнивать с самоубийцами, но их мыслительный аппарат может находиться на высоте. Да, он не всегда нравственен, но физиологически безупречен. Так и у бесов. Не нужно преуменьшать их способности.

Андрей Юрьевич, я бы посоветовал вам перестать заниматься исследованием темы бесовщины. Нам это не полезно. Лучше перевести внимание на какую-нибудь иную область интересов. Рекомендую почаще вспоминать слова одного философа: «Если долго всматриваться в бездну, то бездна начнёт всматриваться в тебя».

Протоирей
Александр ДЬЯЧЕНКО
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №29, июль 2023 года