СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Почему исчезли банки и горчичники, и так ли уж они бесполезны
Почему исчезли банки и горчичники, и так ли уж они бесполезны
14.09.2023 19:47
Почему исчезлиСиние круги на спине

Медицинские процедуры, знакомые многим по советскому детству, одна за другой уходят в прошлое. Наука развивается, в ближайшей аптеке можно купить эффективные средства от простуды, и теперь мало кто сидит над горячей картошкой с раструбом из газеты во рту. Народные рецепты утратили прежнюю популярность и сейчас сохранились лишь в реликтовом виде.

Всплеск интереса к ним случился в девяностых на волне популярности альтернативной медицины, вроде заряжённой воды Чумака и дистанционного лечения энуреза в исполнении Кашпировского. А когда накал страстей спал, интерес к мистике поутих и маргинальные течения забылись.

Однако из обихода исчезли даже те процедуры, которые раньше рекомендовали советские врачи, считая их вполне научными. Например, многие помнят, как в детстве им ставили банки, но современные подростки уже не могут похвастать таким опытом. Этот метод пришёл из народной медицины, но наукой одобрялся, тем более что больные могли использовать его на дому без участия врачей. Были разработаны даже банки оптимальной формы, хотя люди зачастую обходились подручными ёмкостями – помните, как в «Поднятой целине» деду Щукарю ставили горшок на живот? Предполагалось, что приток крови к местам, куда поставлены банки, способствует скорейшему выздоровлению от сильной простуды и бронхита.

Отчасти это и правда так, но эффект минимален. На самом деле единственная польза – общий прогрев организма. Впрочем, вреда от банок, кроме живописной спины и риска ожога, тоже не было.

Схожая судьба у горчичников, второго из трёх китов, на которых держалось домашнее лечение в СССР. Их иногда прописывают и сейчас, хотя принцип действия и эффект такие же: едкие элементы из горчицы раздражают кожу, из-за чего к нужному месту приливает кровь. Польза ровно та же, что и от банок, а вот опасности заметно больше – от ожогов до сыпи по всему телу в случае аллергии.

Стоит помнить, что класть горчичники на сердце смертельно опасно – может случиться приступ. Также нельзя располагать их на сосках, где тонкая кожа наверняка воспалится. И на позвоночнике – вредно хрящам и спинному мозгу. С головой и шеей, особенно в районе щитовидной железы, лучше тоже не экспериментировать.

Едва ли кто-нибудь решится запретить горчичники, но их популярность сейчас основана в большей степени на ностальгии врачей и пациентов, чем на лечебной ценности, и потому они неизбежно уйдут в прошлое.

Мы тебя не больно зарежем

Третий кит – йодная сетка. Она была настолько популярна, что написаны даже инструкции, сколько в ней должно быть «прутьев», каково оптимальное расстояние между ними и ширина. Однако никто не знает в точности, что же именно она должна лечить.

Йод обеззараживает, поэтому им прижигают ранки, но сквозь кожу просачивается плохо и от синяков и простуды помогать не должен. Более того, около 90 процентов йодной сетки попросту испаряется, что сводит эффект к мизеру. Некоторые рисовали её профилактически, но смысла в этом вообще нет никакого. Главное – не рисовать сеточку на щитовидной железе и не пить йод: первое чревато гормональными заболеваниями, второе – поражением ЖКТ вплоть до смерти. В остальном она безвредна и может служить оригинальным элементом боди-арта.

Все вышеперечисленные процедуры могли прописать в советской поликлинике, но делать их пациент должен был дома. Кроме того, существовали методы, которые сейчас кажутся дикостью, но несколько десятилетий назад официально применялись врачами.

Среди таких – УВЧ-терапия. Пациент снимает с себя всё металлическое и садится на деревянный стул, после чего врач подносит к больному месту, не касаясь кожи, два электрода, излучающих электричество специальной частоты. Это расширяет сосуды и согревает обрабатываемую область, то есть делает то же, что банка или горчичник, только с высоты науки XX века.

Считалось, что УВЧ-процедуры особенно полезны при лечении отита, но нет никаких объективных подтверждений, что ушам становится лучше именно от этого лечения. Однако если не хвататься за электроды, то и хуже не становится.

Родственная процедура, диатермия, отличалась тем, что использовала более сильный ток для лечения суставов, нагревая ткани вокруг. Артриты и ревматизм не проходили, зато пациентов крепко било током, отчего к 1970-м методика вымерла.

Другое порождение врачебного гения называется сложным словом «аутогемотерапия». По сути, это переливание пациенту его собственной крови. Обычно она берётся из вены, после чего вводится в ягодицу. Сделать такое можно и сейчас в платных клиниках, причём в прейскуранте инъекция собственной крови в мягкое место будет называться «бьюти-практикой».

Основная цель – борьба с прыщами, и отнюдь не на попе. Предполагается обмануть организм: выкачиванием крови заставить его срочно вырабатывать больше гормонов, новых кровяных клеток и кислот, которые укрепят слабые места, в первую очередь кожу. А после такой «мобилизации» вернуть изъятое, чтобы пациент не истощался.

В действительности аутогемотерапия оказывается серьёзным шоком, после которого нужно несколько дней восстанавливаться, а результат совершенно не гарантирован. За те же деньги акне можно вывести без всякого экстрима.

Принимаются заявки на лечебные пиявки

Наверное, самым ярким примером забытых медицинских технологий является метод, сошедший со сцены всего-то столетие назад, – кровопускание.

Эту процедуру хвалил ещё в V веке до нашей эры «отец медицины» Гиппократ. В Античности и Средневековье польза кровопускания объяснялась так: каждая жидкость в теле бывает хорошей и дурной, в том числе кровь. Дурная кровь загрязняет всё в организме, приводит к порче характера, ссорам, глупым поступкам и смерти. Если от неё время от времени избавляться, жизнь будет долгой и счастливой, поэтому иногда нужно открывать вену.

Возникал вопрос: как отличить хорошую от дурной и выгнать только вредную? Ответ подкупает простотой – организм хочет как лучше, а значит, выгоняет первым делом всё самое гадкое.

Эта логика объясняет и гирудотерапию – лечение пиявками. Поскольку пиявки весьма мерзки, древние предположили, что нравится им тоже всякая гадость и потому сначала они будут высасывать именно дурную кровь.

Позднее «научное» обоснование сменилось. Выпускание некоторого количества крови вообще-то снижает давление в сосудах, что кратковременно помогает при приступах гипертонии и таким образом снижает риск инсульта или инфаркта. Но вплоть до XX века давление мерить врачи не умели и ориентировались только по головной боли и покраснению лица. Покраснение действительно может свидетельствовать о повышенном давлении, а вот голова порой болит и при пониженном. В таких случаях риск инсульта при кровопускании, наоборот, повышается.

А стоит ли говорить, сколько людей умерло от кровопотери или заражения при таких манипуляциях – ведь до изобретения антисептиков врачи порой пользовались одним ножом для всех пациентов, делали перевязку грязными тряпками и посыпали раны порошком из растущих в округе растений.

Зато лечение пиявками сохранилось до сих пор! Например, оно официально разрешено в России и США. Выяснилось, что при укусе пиявки выделяют в ранку гирудин – вещество, которое мешает свёртыванию крови. Это полезно пиявке, поскольку иначе она не смогла бы продолжить своё грязное дело, но и человеку тоже – гирудин разъедает тромбы и мешает образованию новых.

Сейчас гирудин научились синтезировать и делать на его основе лекарства, однако пиявки действуют более концентрированно. Впрочем, это не гарантирует успеха: в теле пиявок живут бактерии, в том числе и опасные для человека, вызывающие воспаления, заболевания кожи, опухоли. После терапии пиявками рекомендуется курс специальных антибиотиков, что само по себе не полезно.

Леденцы с опиумом

Вторая половина XIX века стала переломным моментом в истории медицины. На фоне прогресса в химии и физике появилась возможность доказывать эффективность новых методов и вредоносность старых, открылись новые подходы к привычным проблемам и простор для научной работы. Оказалось, что у врачей в разы больше возможностей, чем ранее представлялось, и специалисты бросились экспериментировать.

Доверие обывателей к медицине неуклонно росло, а с ним и спрос на современные лекарства. При этом уровень образования у большинства людей был ещё крайне низким, поэтому они охотно покупали любые фармацевтические новинки, в том числе и заведомо дикие.

Например, в викторианской Англии женская худоба считалась необходимым условием красоты, из-за чего барышни, от природы чуть более полные, искали средства контролировать вес. Среди многообразия предложений было и такое: скромная коробочка с двумя таблетками. Первая содержала личинку червя, который поселялся в кишечнике и рос, пожирая значительную часть поступающей пищи, что позволяло худеть. Чтобы червь не слишком разрастался, его нужно было вовремя убить, для чего и предназначалась вторая таблетка.

Помимо животного, она наносила немалый урон и кишечнику, тем более что стойкая тварь не всегда умирала с первой попытки. Более того, червь мог и вовсе остаться равнодушным к химическим атакам – на этот случай рекомендовалось сесть с открытым ртом над миской с мясом или молоком и ждать, когда тот проголодается и выползет к пище.

Едва ли можно передать, насколько отвратительны были ощущения пациентки.

Косметика той поры шла в ногу с этим варварством. Для ухода за кожей аптеки предлагали препараты на основе свинца, сурьмы, аммиака, карболовой кислоты, белладонны и мышьяка. Верхний слой кожи они фактически уничтожали, а заодно наносили урон лёгким и глазам. И происходило это в прогрессивный век пара и стали, когда уже изобрели радио, телеграф, построили тысячи километров железных дорог, опустились под воду и приручили электричество. Тяжело представить такие методы в эпоху Конан Дойла и Жюля Верна, однако учёные активно одобряли подобные изобретения.

Жертвой викторианской фармакологии был и Шерлок Холмс. Несколько раз упоминается, притом без осуждения, что он курил опиум для стимуляции мысли в перерывах между заказами. Действительно, консилиумы лучших британских врачей признавали опиум весьма полезным для расслабления и общего улучшения самочувствия. Одновременно с ним и боролись, потому что притоны всей страны были набиты бедняками, привыкшими к наркотику и истратившими на него последние деньги. Медики всерьёз считали, что зависимость возникает только у представителей низших общественных слоёв, которые видят в галлюцинациях манящие картины счастливой жизни. Богачам и аристократам, наоборот, опиум рекомендовался.

Он стал в Англии основным обезболивающим, которое врачи прописывали даже при простуде как лекарство от кашля. Здравое зерно в этом было, поскольку опиум действительно имеет анестезирующий и противоспазматический эффект и расширяет сосуды, что полезно при большинстве болезней. Механизм привыкания тогда ещё оставался неизученным, и множество судеб было загублено из-за врачей, которые поставляли на рынок леденцы и даже соски с опиумом! Считалось, что детям он также полезен – больше спят и меньше плачут. Однако смертность среди младенцев от этого возросла критически. Умиротворённые наркотиком, они не чувствовали голода, а когда их пытались кормить, были слишком расслаблены, чтобы сосать молоко. В результате умирали от голода.

Остановить повальную наркоманию в Британии удалось только к 1910-м годам, да и то с помощью жёстких полицейских мер.

Миллионы людей не могут ошибаться?

До нас с тех пор дошла и вполне безвредная процедура – душ Шарко, названный по имени изобретателя, психиатра и невролога Жан-Мартена Шарко. Он считал, что для лечения нервной и кровеносной системы подходят водные процедуры, из коих душ стал самой популярной.

Пациента с небольшой дистанции обливают тонкими, но мощными струями разной температуры, чем стимулируют отклик его нервов и прилив крови. Душ Шарко не может вылечить серьёзных болезней, но полезен при реабилитации, например после инсульта или травмы, из-за чего такая услуга до сих пор есть в большинстве санаториев. Важно, что никакого урона организму она, в отличие от большинства других выдумок XIX столетия, не наносит.

Но, говоря о медицине, стоит понимать, что научные методы никогда не победят окончательно. Всегда будет процент людей, и весьма существенный, которые захотят лечиться чем-нибудь «неофициальным». Яркое свидетельство тому – невероятный всплеск популярности гомеопатии в последние годы.

Несостоятельность её доказана совершенно однозначно. Однако миллионы людей говорят, что им помогает. И они не врут – просто, во-первых, эффект плацебо никто не отменял, а во-вторых, многие гомеопаты используют в своих шариках вполне нормальные, медицински обоснованные дозы проверенных лекарств, которые закономерно и помогают. То есть это не гомеопатия, но под маркой гомеопатии продаётся дороже, вот и весь фокус.

Но человеческую природу не переделать. Уйдёт гомеопатия – вернётся мода на какое-нибудь аюрведическое мумиё или, наоборот, что-нибудь новенькое.

Разглядывая в аптеке горчичники, приятно вспоминать, что нас в детстве всё-таки лечили щадяще и комфортно. Даже если перед физкультурой одноклассники смеялись над следами от банок, то эти процедуры хотя бы не вредили, а иногда и шли на пользу. В любом случае это гораздо лучше червей, опиума и пиявок. Да и вообще, есть в йодной сеточке нечто уютное и родное.

Алексей ПЕРЕВЕРЗЕВ

Опубликовано в №36, сентябрь 2023 года