СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Деревня, которая не указана в навигаторах
Деревня, которая не указана в навигаторах
21.09.2023 12:34
ДеревняДва путинских гнезда

В Тверской области, на краю государственного заповедника Завидово, где находится президентская резиденция «Русь», есть небольшая деревня Поминово. Вокруг тёплая и родная красота средней Руси – маленькая речка Шоша с уютными песчаными заводями, поля, леса, бескрайние горизонтали, нарушаемые стройными вертикалями церквей.

В деревне Поминово всего 52 дома. Это, по деревенским меркам, не много и не мало. В самый раз. Вроде бы всё обычно, вот только деревню Поминово окружает ореол таинственности. Путь к ней не отражается в навигаторах. При запросе маршрут уводит за несколько десятков километров, в другую деревню с таким же названием. А перед въездом в нужное нам Поминово стоят шлагбаум и КПП. Без приглашения, прописки или документов о собственности туда въехать невозможно.

Всё становится понятно, если кратко познакомиться с историей деревни: именно здесь жили родители президента России Владимира Путина, а также его многочисленные предки.

Путин не просто здешний. Отсюда происходит его род, такой же древний, как императорская династия Романовых. Никаких мемориалов здесь нет, но дом Владимира Спиридоновича Путина-старшего знают все. Это небольшая приветливая изба, сложенная из почерневших от старости брёвен. Три глазастых окошка в синих наличниках весело смотрят на улицу поверх палисада.

Именно в эту избу вернулся Владимир Спиридонович, рядовой стрелок 330-го полка 86-й дивизии, после войны, которая закончилась для него 17 ноября 1941 года. При обороне Невского пятачка Путин-старший получил тяжёлое осколочное ранение в ногу и стопу, на долгие годы приковавшее его к костылям.

В Поминове мужа ждала Мария Ивановна Шеломова, будущая мать Путина-младшего. Она тоже местная, из соседней деревни Заречье, что от Поминова в трёх верстах. Происходила она из многодетной семьи. На кладбище в бывшем райцентре Тургиново под памятником из чёрного гранита лежит её мама Елизавета Алексеевна Шеломова, расстрелянная немцами в 1941 году. В том страшном году в этих местах шли отчаянные бои. Здесь в каждой деревне берегут памятники павшим и братские могилы героев.

Жизнь не баловала скромную деревенскую семью Путиных. К 1942 году Мария Ивановна успела похоронить двоих маленьких сыновей. Жить в деревне с мужем-инвалидом тяжело, и после войны семья отправилась в Ленинград. Владимир Спиридонович устроился мастером на Ленинградский вагоностроительный завод имени Егорова. Там же работала и жена.

В Ленинграде в 1952 году и родился будущий президент России. Но семья, укоренённая в Тверской области в небольших деревнях вдоль речки Шоши, не рвала связи с родной землёй. Сохранились оба путинских гнезда – и дом отца в Поминове, и дом матери в Заречье. Построены эти старые избы ровно так, как и положено в здешних местах: низкий сруб с высокой крышей и обязательным чердаком с большим окошком под стрехой.

Родство с президентом не озолотило ни Поминово, ни Заречье. Да и странно было бы, если бы среди сотен не самых благополучных деревень Тверской области только две купались как сыр в масле. Длина главной улицы Поминова – примерно километр. Этот километр и сейчас освещается одним единственным фонарём на автобусной остановке. Газ подведён лишь к нескольким домам.

Разрешение венчаться

Здешние земли, хоть и небогаты, но зато очень красивы. Эта красота не просто живописна. Здесь таится корень крестьянской Руси, а пейзаж, где реки перемежаются лесами и вспаханными полями, стал основой русской земледельческой культуры.

Первые поселения здесь появились за 7–5 тысячелетий до нашей эры. Славяне, то есть вятичи и кривичи, заселили верхневолжский регион в середине первого тысячелетия нашей эры, смешавшись с местными коренными мерями, весью и голядью. А великое княжество Тверское, появившись в 1246 году после убийства в Орде Великого князя Ярослава Всеволодовича, возглавило борьбу против татарского ига.

Путины, жившие здесь с незапамятных времён, всегда были частью этого общинного деревенского мира, имевшего свои представления о добре и зле. Если бы не воля местной деревенской общины, вполне вероятно, род Путиных прервался бы ещё в конце XVIII века.

Тогда, в 1771 году, Россию и Европу охватила страшная эпидемия чумы. 13-летний Алёша Путин остался сиротой. Однако поминовские крестьяне обратились к Тверскому митрополиту с просьбой разрешить Алёше раннее венчание с местной девушкой Агафьей. Дело было не в большой любви, а в том, что только мужчина и глава семьи мог претендовать на земельный надел в общинном владении. Мальчик Алёша, повенчанный с юной женой, формально становился взрослым и мог получить землю, вместо того чтобы пойти по миру.

Агафья родила мужу Алексею двоих сыновей. Род продолжился.

Выраженное мужское начало

Один из потомков того Алёши, Александр Путин, сегодня работает над историей своего рода. В 2001 году он издал книгу «Род президента В.В. Путина», где содержится история 163 представителей рода Путиных из двенадцати поколений семьи начиная с 1630 года. Кстати, Александр Путин, радиоинженер и экономист-управленец, задумал исследовать свои родовые корни ещё в детстве, когда сам остался сиротой. Тогда и речи не было о родстве с лидером России, а сам будущий президент в те времена учился в школе. За годы работы Александр Путин сумел разыскать воспоминания и описания нескольких десятков мужских характеров Путиных до шестого колена.

«Внешне все мужчины семьи Путиных среднего роста и плотного телосложения, – рассказывает Александр. – Они имеют крепкое здоровье от природы. Многие были долгожителями. У Путиных выраженное мужское начало: честолюбие и стремление к личной самореализации в любых жизненных ситуациях. Они уважительно относятся к знающим людям, профессионалам, компетентным в специальных вопросах, стремятся к познанию нового, к учёбе. Они лояльны к власти, дистанцируются от общественных мероприятий излишне эмоционального характера, от ярко выраженных политических движений и крайних общественных взглядов. Многие из них держали в своём внимании дальние территории, не ограничиваясь местом жительства. При возможности и целесообразности уезжали на перспективные работы в новые места. Благодаря широкому кругозору и опыту работы в разных условиях они имели возможность более объективно оценивать людей, соответственно, меньше ошибаться в них».

Древлее благочестие

Родные места президента – это не только пейзаж. Это ещё и мировоззрение.

Дело в том, что деревня Поминово входила в так называемый старообрядческий пояс. Район реки Шоши принадлежал к древлему беспоповскому изводу старообрядчества, которое возникло после смерти священников, рукоположённых в сан до начала Никоновской реформы. Именно беспоповцы среди всех староверов считаются самыми упрямыми. А историки религии вообще относят их к числу особых хранителей традиции древлего православия.

Следы староверческих обычаев заметны и в биографии Путина. Дед президента встретил свою будущую жену в Петербурге. Поминовская община дала согласие на этот брак, но, видимо, молодые не венчались в православном храме: и муж, и жена сохранили свои фамилии, что при совершении синодального таинства было невозможно.

То же самое произошло и в браке отца и матери Путина. Мать оставила себе девичью фамилию Шеломова.

Вообще-то тверская земля, как место глухое и лесистое, стала прибежищем старообрядцев разного толка со времён Петра I. В Гуслицах обосновались поповцы, а вот по другим местам Верхневолжья селились упрямые беспоповцы разных согласий – федосеевцы, поморцы, филипповцы.

Беспоповцы унаследовали главную идею раскола – об антихристе, последнем и самом жестоком враге церкви и человечества, который явился в мир после предательства Никоном истинной веры. Мир ещё держится лишь «верных ради», то есть ради самих беспоповцев. Идея об антихристе постепенно претерпевала многочисленные превращения. Поначалу под антихристом подразумевали церковных иерархов и царей. Но после смерти «антихриста» Петра I беспоповцы стали говорить об антихристе духовном. Таким врагом рода человеческого беспоповцы почитали уже не конкретную личность, а сам дух общества, искажённый воздействием ложной веры.

К верховной власти, как и к официальному священству, беспоповцы относились с крайним подозрением и подчинялись ей только за страх, но не за совесть. На этом фоне крайне важными для них стали личная самостоятельность и ответственность каждого участника общины. Церковь без священников для беспоповцев означала необходимость каждому христианину самолично отправлять таинства и блюсти святость.

Втайне от отца

Во всех беспоповских деревнях и по сей день можно воочию наблюдать торжество традиции древней демократии в её народном истолковании.

Лет десять назад я в качестве журналиста несколько дней жила в старых беспоповских деревнях Восточно-Казахстанской области вдоль реки Бухтармы. Здесь, по некоторым легендам, находился знаменитый староверческий земной рай – Беловодье с молочными реками и кисельными берегами. Именно сюда вели маршруты, зашифрованные в метафорических старообрядческих путеводителях, массово ходивших по Руси в списках.

Этот регион, освоенный и заселённый первопроходцами-староверами ещё в конце XVII века, до сих пор отличается от обычных сельских районов. Здесь вплоть до установления советской власти не было полиции, а община обладала колоссальными ресурсами самостоятельной мобилизации. История про Алёшу Путина, судьбу которого решил и устроил мир, типична именно для беспоповских деревень. Во главе таких общин стояли старшие уважаемые всеми наставники или «благословенные отцы», которые решали ключевые вопросы жизни деревни и совершали моления.

Намёк на мирское исполнение таинств в родной семье содержится и в книге «От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным». «Соседка баба Аня была человеком набожным, ходила в церковь, – вспоминал президент, – и, когда я родился, она вместе с мамой втайне от отца, члена партии, секретаря партийной организации цеха, меня крестила».

Скорее всего, та таинственная соседка ходила вовсе не в церковь, а в молельный дом, но этого в точности сам Владимир Владимирович мог и не знать.

Главной особенностью всех беспоповских регионов была совершенно особая этика труда, отдалённо напоминающая ту самую «протестантскую этику», породившую в Европе «дух капитализма». В русском старообрядческом изводе эта самая этика ищет награды не в результатах труда, а в самом труде как таковом. Какого бы богатства ни добивалась беспоповская семья или община, всё равно каждое утро все её члены отправлялись на работу. Труд есть лучший путь, каким можно уйти от соблазнов антихриста. По дороге труда за человеком не пойдёт никакой соблазнитель.

Безграничный патриотизм

Эта трудовая этика запечатлелась в истории России благодаря крупнейшим русским фабрикантам-старообрядцам, осуществившим первую в стране индустриализацию – ещё в конце XIX века. Рябушинские, Морозовы, Третьяковы, Гучковы, Кузнецовы – всё это старообрядцы и часто именно беспоповцы. Традиция жёсткой внутренней самоорганизации, опыт освоения диких земель, независимость от внешнего влияния, упрямство, уникальное сочетание традиционализма и свободной предприимчивости – породили ту социальную среду, на которой поднялась русская промышленность.

Удивительно, но именно самый консервативный слой населения великой империи (последователи древлего благочестия составляли ни много ни мало треть жителей России) стал проводником самых передовых идей. В этом во многом состоит уникальность русской истории, где не либералы, а консерваторы оказались носителями прогресса, который не уничтожает, а развивает общество. В основу этого прогресса легло понятие общины, цепи наследования, преемственности и жёсткой организации.

Как итог, для старообрядчества стало целью служение Родине. Сегодня доктор экономических наук Никита Кричевский среди основных ментальных черт беспоповства называет «безграничный и безусловный патриотизм как радение о благе Отечества, дарованного свыше». «Данная ментальная черта, – пишет он в статье 2017 года, – спасла русское государство от развала в конце XVII – начале XVIII веков, когда по стране катился Раскол».

Казалось бы, история беспоповской деревни Поминово и личный опыт президента Путина может только радовать. Однако у древлеправославных предпринимателей были и серьёзные поражения. В начале XX века староверческие производства вынуждены были уступить место новым капиталистам, принёсшим в Россию западный опыт индустриализации. Отчасти именно это историческое поражение толкнуло многих крупных предпринимателей из староверов в объятия большевиков.

Впрочем, тот же Никита Кричевский считает, что Путин уже перерос период управления страной в стиле замкнутого и непрозрачного «беспоповского согласия». «Началось осовременивание архаического управленческого менталитета, – считает он, – кадровая ротация должна принести в систему государственного управления современные, в том числе взятые из иностранных практик, управленческие решения».

Так или иначе, деревня Поминово и её жители стали надёжной гарантией для всей России: мы не перестанем быть русскими и сможем отстоять это право.

Ольга АНДРЕЕВА

Опубликовано в №37, сентябрь 2023 года