Это будущие барчуки
23.09.2023 00:00
Им работать не придётся, у них есть прислуга

Это будущие барчукиЗдравствуйте, уважаемые сотрудники редакции! Хочу отозваться на одно из писем, опубликованных в рубрике «На что жалуетесь». Оно вызвало во мне, с одной стороны, несогласие с автором, а с другой, воспоминания о собственном детстве.

Читательница Алла осудила «трудовую повинность» в школах («Она вырастет и не захочет работать», №34), особенно упирая на то, что мытьё полов в классе или работа на пришкольном участке плохо сказываются на здоровье детей, которое у многих не отличается крепостью. Я, как и Алла, училась в советской школе, а став учителем, застала эпоху реформ. Пускаться в рассуждения – мол, раньше было лучше – не стану, потому что так не считаю. В любые времена случается и хорошее, и плохое. А жить надо здесь и сейчас.

Ещё говорят – тот, кто забывает прошлое, не увидит будущее. Нисколько не ностальгируя, могу сказать с полной определённостью: в школах необходим и обязателен общественно-полезный труд. Очень важны для девочек уроки, на которых их научат рукодельничать и готовить, а мальчишки должны заниматься в столярных мастерских. Долгие годы обходились без этого – в результате дошли до абсурда. Сегодняшние дети понятия не имеют об элементарных инструментах, девочки не умеют держать в руках иголку с ниткой. А для неполных семей такие уроки – безусловная помощь в социализации детей.

В голове не укладывается, что учеников нельзя заставить помыть пол в классе, полить цветы или, боже упаси, вытереть доску. Почему? Неужели мы растим барчуков, у которых будет прислуга?

Не могу сказать, что мы в школе с большим энтузиазмом выполняли работу на приусадебном участке или в классах. Но за годы моей учёбы не произошло ни одного смертельного случая или вызова скорой в поле, где мы помогали совхозу собирать картошку и свёклу. Шли домой уставшие, но уже через час гуляли на улице и были вполне бодры.

Теперь по поводу недомоганий подростков. У нас всё обстояло так: есть справка от врача – никто работать не заставит. Но освобождённые всё равно присутствовали на уроках и мероприятиях.

У меня в 14 лет началась холодовая аллергия. От ветра и дождя открытые части тела покрывались красными пятнами и жутко чесались. Это проходило, когда кожа становилась сухой и не было ветра. Дерматолог дал мне освобождение от любых занятий на улице. Физкультурой и «трудовой повинностью» я занималась только в школе, в помещении. Никаких упрёков не помню ни со стороны учителей, ни со стороны одноклассников.

Несколько раз в год случались приступы мигрени, которые длились от нескольких часов до трёх дней. У мамы голова никогда не болела, и она не понимала, о чём я говорю, подозревала, что дочь просто филонит. А мне было плохо от любых звуков, света. Спасали тёмная комната, тишина, кофе и сон. Именно классный руководитель убедила маму поверить мне и оставлять дома в такие дни.

Я благодарна тому времени именно за то, что оказалась ко всему приучена. И сейчас детям от приобщения к труду только польза. Тем более нынешние школьники очень разобщены, особенно в больших городах. В классах мало ребят, которые дружат вне школьных стен. У них просто нет возможности сблизиться не только по учебным, но и по чисто человеческим качествам. Поэтому любая внеурочная деятельность поможет их общению, они лучше узнают друг друга. И я рада, что всё это возвращается в школы.

Из письма Галины,
Москва
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №38, сентябрь 2023 года