СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Катимся колбаской по Малой Спасской
Катимся колбаской по Малой Спасской
28.09.2023 14:06
Катимся колбаскойВетер в лицо, скорость, шарахающиеся прохожие и ощущение полной свободы… А также аварии, травмы и даже смертельный исход. Все эти «прекрасные» возможности человеку даёт электросамокат. Он удобен и компактен, но, кроме того, крайне опасен. Если бы составлялся рейтинг самых популярных технических новинок последних лет, то электросамокат оказался бы на первом месте. И он же является самым ненавистным изобретением. Казалось бы, чего мы не знаем о самокатах? Но, оказывается, кое-что не знаем.

Научились на своих ошибках

Электросамокаты очень просты в эксплуатации. Заряжаются они от двух до шести часов, и этого хватает на 20–50 километров.

Технические характеристики незамысловаты. В среднем этот вид транспорта выдерживает до 120 килограммов веса и развивает скорость до 40 километров в час. Впрочем, некоторые модели способны конкурировать даже с автомобилями и разгоняться не хуже них.

На сегодняшний день максимальная скорость электросамоката – 100–140 километров в час. Но, к сожалению, именно быстроходные средства, обладающие мощным мотором, чаще всего становятся причинами аварии.

Слава богу, большинство самокатов всё же не могут разогнаться до таких смертельных скоростей. Дело в том, что крупнейший производитель двухколёсного средства – это Китай. Продукция поставляется в основном в европейские страны, а там давно действует ограничение скорости электросамокатов. Так что китайские производители по умолчанию ограничивают скорость, программируя самокаты на максимум – 25 километров в час.

Правда, получить электросамокат можно и без предустановленного ограничения, если заранее оговорить это условие с поставщиком.

Самые известные марки самокатов – это «Сегвей», «Сяоми», «Кугу», «Хальтен» и «Найнбот». Все они выпускаются мастодонтами, специализирующимися на производстве электротранспортных средств. И уж если вы хотите обзавестись собственным самокатом, лучше выбирать из данного списка популярных производителей. Ведь они учились на своих ошибках. К примеру, продумали гидроизоляцию и защиту аккумулятора от возгорания.

Купить это современное чудо техники можно всего за 8 тысяч рублей и даже дешевле, если самокат б/у. А дальше цена устремляется в бесконечность. К примеру, самый крутой и мощный самокат, на который при желании можно даже установить сиденье, стоит 130 тысяч.

В ближайшем будущем никто не будет ходить

Электросамокат кажется самым современным, самым передовым видом транспорта, однако впервые такое устройство было представлено ещё в 1915 году. Тот самокат весил 50 килограммов, имел двигатель и бензобак, установленные над передним колесом, и был способен развивать скорость свыше 50 километров в час.

Новинку представила американская компания. Их «автопеды» быстро заполонили улицы Нью-Йорка, а ведь тогда даже светофоров не существовало. Самокатами пользовались не только мужчины, но и женщины, а самую большую популярность автопеды снискали у полицейских и почтальонов. На одной из фотографий самоката тех времён значится надпись: «Нам говорят, что в ближайшем будущем никто вообще не будет ходить».

Прошли десятилетия. В 2001 году складной самокат «Рейзор» стал мировой сенсацией – было продано около 7 миллионов единиц. В России это средство передвижения тогда тоже стало очень популярным. Но всё же это был лишь прототип, ведь движущей силой там являлась человеческая нога. Однако в 2003 году инженеры разработали самокат с прикреплёнными аккумуляторными блоками, подготовив таким образом почву для современных электрических самокатов. И вот теперь ими пользуются миллионы людей.

Прокат электросамокатов стали предлагать ещё в 2013 году во многих городах мира. Но массовым это явление стало только в 2017-м, когда появились соответствующие мобильные приложения.

Интересный факт: ковид вовсе не повлиял на продажу электросамокатов. Наоборот, многие компании резко увеличили продажи, причём в самый разгар пандемии и ограничений. Да что там говорить! Москвичи прекрасно помнят, как во времена самоизоляции продукты на дом привозили курьеры на самокатах. Эта сфера услуг процветает и сейчас.

Исследования подтверждают: людям нравятся электросамокаты за удобство, скорость и удовольствие, которое приносит вождение. Кроме того, двухколёсный транспорт позволяет объезжать пробки в крупных городах.

Условно это чудо техники можно разделить на два типа – прогулочный и внедорожный. Прогулочный вариант весит 12 килограммов. В эту категорию попадают лёгкие, компактные и не очень быстрые модели. Такие подойдут для коротких поездок. Кроме того, их можно носить с собой – они помещаются и под сиденьем в метро, и в багажнике машины. Хороший вариант для поездки по парку, городским улицам или просто для того, чтобы добраться до ближайшего метро. Прогулочных электросамокатов хватит на два-три часа и пару десятков километров езды при полной зарядке.

А вот «внедорожники» – это уже другая история. Данный транспорт предназначается тем, кто хочет уехать далеко и быстро, преодолев десятки километров. На этих двухколёсных устройствах некоторые даже отправляются в путешествия. Но, конечно, должно быть соблюдено условие: вечером нужно обязательно оказаться у розетки, чтобы подзарядить самокат.

Вот такие аппараты весят до 50 килограммов в полной комплектации. Так что из-за тяжести они подходят не всем, и особенно капризен в этом смысле прекрасный пол.

Для поправки здоровья

Нельзя отрицать, что у электросамокатов в основном резко отрицательный имидж. Большинство пешеходов убеждено, что ездят на них исключительно сумасшедшие камикадзе, представляющие угрозу порядочным людям. А уж родители маленьких детей являются самыми убеждёнными противниками электросамокатов, и никто никогда не убедит мамочек, что этот вид транспорта безопасен для окружающих.

К счастью, недавно были внесены изменения в ПДД, касающиеся непосредственно самокатчиков.

Но прежде чем говорить об ущербе здоровью, нанесённом электросамокатами, отметим, что эти устройства приносят значительную пользу. Вообще-то люди, испробовавшие новинку, отзываются о ней положительно. Во-первых, самокат так устроен, что во время езды не оказывается дополнительная нагрузка на спину и плечи. Во-вторых, это устройство развивает вестибулярный аппарат, ведь нужно постоянно держать баланс. Кроме того, при езде стоя укрепляются мышцы спины, живота и ног. Вдобавок поездка на свежем воздухе снижает риск заражения респираторным заболеванием, в отличие, скажем, от переполненного автобуса.

Положительным моментом является и то, что для управления этим транспортным средством не нужны права. В общем, это отличный вариант для многих категорий населения.

Но в любом плюсе есть и минус. Человек на самокате, сбив пешехода, может скрыться с места происшествия на большой скорости и тем самым избежать наказания. К сожалению, такие случаи имели место. Например, в августе этого года самокатчик сбил школьника в самом центре Москвы. Мальчик получил тяжёлые травмы, хирурги собирали его челюсть буквально по частям. А молодой человек, врезавшийся в 8-летнего Диму Орлова, скрылся с места происшествия.

Один самокат – один человек

Не так давно в Правилах дорожного движения появился новый термин – средства индивидуальной мобильности (СИМ). К ним относятся электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколёса и прочее.

Таким образом СИМ получили правовой статус и признаны транспортными средствами. А значит, их владельцы обязаны соблюдать правила дорожного движения. Да, права для электросамоката не требуются. Но ПДД распространяются даже на них.

Раньше человек на электросамокате приравнивался к пешеходу, и правила безопасного вождения носили для него рекомендательный характер. К сожалению, ими часто пренебрегали. Наверняка многие из нас наблюдали, как самокатчики гоняют по дорогам, играют в «шашки» с пешеходами, несутся по переходу и тротуарам.

Новые правила установили приоритетность движения на дороге, ввели ограничение скорости при движении по городу и позволили применять к владельцу СИМ административные меры.

Итак, нововведения предполагают максимальную скорость не более 25 километров в час, а в жилых зонах и на дворовых территориях – до 20.

Кстати, на самокатах, которые сдаются в аренду, разогнаться выше 25 километров в час не позволит встроенный ограничитель скорости. А вот водителям личных самокатов регулировать скорость нужно самостоятельно.

В пешеходных зонах рекомендуется двигаться со скоростью пешеходного потока. За нарушение предусмотрен административный штраф в размере 800 рублей.

Также введено правило «один самокат – один человек». Дело в том, что при падении вдвоём, а уж тем более втроём, травмы оказываются куда серьёзнее. Да и потом, самокат по технологии рассчитан на одного, и если на него встанут двое, он может сломаться. И управлять самокатом намного сложнее из-за перевеса и неправильного распределения массы.

За это нарушение также предусмотрен административный штраф в размере 800 рублей.

На пешеходном переходе самокатчикам полагается спешиваться. Такое правило уже действует в отношении велосипедов.

И, наконец, ещё пара важных правил. При движении по пешеходным дорожкам и тротуарам приоритет остаётся у пешеходов. А на электросамокате тяжелее 35 килограммов по тротуару ездить вообще нельзя.

Полная свобода и строгие запреты

В некоторых городах самокаты запрещены полностью. Так, официально электросамокаты объявлены вне закона в крупнейшем городе Канады Торонто. Однако власти признают, что в реальности запрет работает слабо. Поэтому весной нынешнего года запрет ослабили. Теперь управлять самокатом можно только с 16 лет и лишь при наличии шлема. Максимальная скорость – 24 километра в час. За нарушение – штраф до 25 тысяч долларов или лишение свободы на срок до шести месяцев.

В Сингапуре самокатчикам запрещено ездить по тротуарам, можно только по специальным дорожкам. Иначе – штраф до 2 тысяч сингапурских долларов или тюремное заключение на срок до трёх месяцев.

В Дании, Норвегии и Испании можно ездить только в шлеме и запрещено парковаться в центре города. В Великобритании управлять электросамокатом можно только с 18 лет, а самокатчик должен иметь действующие водительские права. И держать скорость не выше 20 километров в час. Похожие правила и в Бельгии: ездить можно только совершеннолетним.

Первой страной, которая закрыла все сервисы аренды самокатов в своей столице, стала Франция. Вообще-то Париж одним из первых внедрил прокат этих транспортных средств, но с 1 сентября всё запретили. Таков итог местного референдума. Запрет поддержало 90 процентов проголосовавших.

В этом нет ничего удивительного. Движение на улицах Парижа в последние годы напоминало кромешный ад. К машинам и велосипедам добавилась новая беда – электросамокаты, которые не подчиняются никаким правилам. Кроме того, беспорядочная парковка самокатов загромождает тротуары, ведь пользователи бросают их бессистемно. А порой просто выкидывают в Сену.

Предпосылкой к упразднению проката электросамокатов стало трагическое происшествие. В июне 2021 года в Париже от наезда погибла 31-летняя женщина. Она гуляла вдоль Сены, и её сбил электросамокат с двумя пассажирами.

Парижане рассказывают в интервью, что самокатчики стали кошмаром мегаполиса. По данным французских СМИ, в 2022 году в Париже в ДТП с самокатами пострадало 456 человек, трое погибли. Главная причина – отсутствие шлемов.

Что касается России, то самокаты разных сервисных компаний сегодня появились во многих городах. Количество электросамокатов в Москве, например, превысило 60 тысяч штук, что сделало нашу столицу обладательницей самого большого парка электросамокатов в мире. Москва обогнала Сеул и Берлин. Но стоит ли этому радоваться?

Итак, несмотря на все противоречия, самокаты набирают популярность. А общество разделилось пополам – одни ужасаются растущему числу двухколёсных средств, другие находят их забавными. Но жизнь показала: если не вводить ограничения, то обычным пешеходам скоро будет опасно ходить.

Так куда же мы катимся с этой современной техникой? Вполне возможно, что ко всем чертям.

Дмитрий СОКОЛОВ
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №38, сентябрь 2023 года