Человек, который окружил себя детьми
11.10.2023 00:00
Человек, который окружилХудожник Николай Николаевич Жуков знаком каждому, кто «родом из СССР». Даже не зная фамилии автора, мы не раз видели его работы на плакатах, почтовых марках, в детских книжках и школьных учебниках. Жуков был из тех, кто мог увидеть и поймать на кончик карандаша мимолётную эмоцию, запечатлевая этот момент навсегда.

Ни разу не поймали

Богатая на события биография Николая Жукова началась в семье московского юриста 19 ноября 1908 года. Через восемь лет Жуковы оказались в Ельце, где их застали события революции 1917-го. Смутные времена, когда каждый выбирал для себя гражданскую позицию, непосредственно коснулись и Колиной семьи. Однажды Елец захватило казачье войско генерала Мамонтова, и началась охота на людей еврейского происхождения. Мама Николая, Валентина Яковлевна, спрятала в дровянике двух соседей и, когда к Жуковым ворвались солдаты, упала перед ними на колени, прижимая к груди православную икону, взывая, что эта икона – самая большая ценность в доме. Так две невинные жизни были спасены.

С самого раннего возраста Николай не расставался с карандашами, зарисовывая всё, что видел. В школе мальчик вызывался оформлять стенгазету, а когда Жуковы стали сильно нуждаться, его талант пригодился и семье. Десятилетний сын рисовал на картоне игральные карты, а мама обменивала эти самодельные колоды на молоко и хлеб.

Несмотря на трудные времена, отец покупал сыну репродукции известных живописных полотен, которые Коля перерисовывал с большим удовольствием, получая художественное образование, так сказать, от первоисточников. Но не только рисованием увлекался будущий художник. Он прекрасно плавал, занимался спортивной гимнастикой и очень быстро бегал. Последнее умение Жуков приобрёл вынужденно.

Первой любовью Коли стала первая красавица школы из старшего класса. Разница в возрасте не явилась помехой романтической дружбе, и молодые люди часто проводили время вместе, вызывая зависть мальчишек-одноклассников девочки, поголовно в неё влюблённых. Жукова частенько поджидали в тёмных закоулках, а поскольку он уступал соперникам физически, то стал заправским бегуном. Как гласит семейная легенда, Колю так ни разу и не поймали!

Сомнений в том, что Николай станет художником, лично у него никогда не было, но вот родители мечтали о военной карьере для сына. Тем не менее, его желанию не противились, и в 1926 году Николай уехал из Ельца в Нижний Новгород, где жили родственники, и поступил в художественно-промышленный техникум.

Куришь «Казбек», у тебя глаза в разбег

Секреты графики юноше открыл архитектор и художник Николай Васильевич Ильин, создатель знаменитого в те времена издательства «Нижполиграф». Ильин каждый год перед летними каникулами приглашал общественных деятелей города, любителей искусства и родителей на выставку студенческих работ. Нескольких своих студентов, в том числе и Колю Жукова, Николай Васильевич пригласил на работу в своё издательство. Ребята с большим уважением относились к Ильину и старались изо всех сил, чтобы не разочаровать мастера. Когда Жукову удавалось нарисовать что-нибудь особенно хорошо, то Ильин хвалил талантливого ученика: «Моим утюгом глаженный!»

В 1930 году Николай окончил Саратовское художественное училище, и тут судьба всё же свела его с армией. Жуков служил на Кавказе в кавалерийских войсках, потом остался на сверхсрочную в Челябинске. После демобилизации переехал в Москву и наконец приступил к творческой деятельности.

Поначалу выполнял небольшие заказы книжных издательств и типографий, делал эскизы конфетных фантиков и плакатов. Потом ему стали доверять и журнальные обложки. Одной из первых известных работ художника стал рисунок на пачке легендарных папирос «Казбек», который до сих пор помнит каждый бывший житель СССР.

Слава к Жукову пришла в 1935 году после международного конкурса рекламных плакатов в Лондоне. По условиям конкурса свои работы художники присылали анонимно. Жуков отправил пять плакатов, а когда члены жюри стали вскрывать конверты с именами авторов-победителей, то оказалось, что четыре работы, занявшие первое и остальные призовые места, принадлежат художнику из Советского Союза.

«Немецкий танк здесь не пройдёт!»

Огромное место в творчестве Николая Николаевича заняла Великая Отечественная война. Жукова призвали на военные сборы за пять дней до её начала. Он стал служить артиллеристом в Белоруссии, но вскоре получил назначение на должность военного художника и публиковал свои рисунки в газете Калининградского фронта «На разгром врага». Рисовал очень много, будто боялся что-нибудь упустить, настолько хотелось зафиксировать всё, что происходило вокруг. Часто солдаты стояли за спиной и наблюдали за тем, как Николай рисует портрет сослуживца, а он, чувствуя, огромную ответственность, очень волновался в ожидании реакции.

Жуков очень критически относился к собственным работам и за жизнь уничтожил более трёх тысяч своих рисунков.

Художник также был военкором газеты «Правда», но разговаривать с солдатами стеснялся и после пары вопросов быстро переходил к рисованию. Его не зря называли мастером молниеносного рисунка. У Жукова почти никогда не было черновых набросков – сразу готовая и точная работа. Однако Николай Николаевич прекрасно владел и литературным стилем, это доказывают записи из его дневника.

Знаменитыми стали военные агитационные плакаты художника. Плакат «Отстоим Москву!», который Жуков нарисовал вместе с Виктором Климашиным, был готов в течение одной ночи в октябре 1941-го, и вскоре все москвичи увидели его на улицах. В то время не требовалось агитировать, люди и так были готовы отстаивать свою землю, но подобные плакаты поддерживали их и дарили надежду.

В 1943 году Николай Жуков создал плакат «Немецкий танк здесь не пройдёт!», на котором изображён наш боец с гранатой. Выразительное лицо солдата через несколько десятилетий так потрясло актёра и режиссёра Леонида Быкова, что он представлял себе именно его, когда играл ефрейтора Святкина в фильме «Аты-баты, шли солдаты» (1976).

Художник много ездил по фронтам, видел людское горе, пережил бомбёжки и потерю друзей. И всякий раз рисовал. Карандашный набросок «Минута молчания» в его альбоме соседствовал с ярким натюрмортом «Фронтовые васильки».
А ведь за каждой работой Жукова стоит история.

Букет васильков нарвал парень-сапёр, когда после ужина с кашей и тушёнкой пошёл к речке мыть походный котелок. Там и нашёл голубые цветы, напоминавшие ему о довоенной жизни. Собрал васильки и поставил в котелок. Любовался букетом, пока была возможность, в сотый раз перечитывая «счастливый треугольник» – письмо из дома.

Фашист, открой своё лицо

С 1943 года и на протяжении тридцати лет Николай Николаевич Жуков возглавлял студию военных художников имени М. Грекова. Во время Великой Отечественной художники были разбросаны по фронтам и становились частыми гостями в партизанских отрядах.

Жуков вспоминал увиденный им однажды парад белорусских партизан. Каждый отряд тогда имел свой талисман: у кого козёл дрессированный, а у кого и петух учёный. Выстроившись в колонны, партизаны маршировали по огромному плацу, но не отставал и козёл, облачённый в военную амуницию и с удивительной точностью попадавший в ритм марша. Весь этот богатый материал переносился на бумагу.

Великая Победа застала Николая Жукова в Австрии. Но для него война на этом не закончилась.

Ещё одной важной страницей в жизни художника стало его присутствие на Нюрнбергском процессе в феврале 1946 года, где судили военных преступников нацистской Германии. Перед Жуковым стояла задача сделать карандашные портреты всех участников процесса. Но поначалу художник допустил стратегическую ошибку, выбрав в зале заседаний первый ряд. Подсудимые видели, что художник рисует их лица, и всеми способами пытались помешать, отворачиваясь и закрываясь ладонями. На следующий день он сел в последний ряд, но возникла другая проблема – теперь лица нацистов не разглядеть. Тогда Николай Николаевич стал использовать бинокль, что осложнило ему работу. Приходилось рисовать и держать планшет с бумагой одной рукой, поскольку вторая оказалась занята.

Однако всё это не помешало Жукову за 40 дней присутствия на историческом процессе создать более 400 уникальных портретов, передающих истинные эмоции нацистских преступников. Позже портреты были изданы отдельным альбомом.

Ещё на войне художник подружился с писателем Борисом Полевым. Когда Борис Николаевич написал свою знаменитую «Повесть о настоящем человеке», в которой рассказал историю лётчика-героя Алексея Маресьева, над иллюстрациями к книге трудилось 19 художников! Но рисунки Жукова были признаны лучшими. Именно они украсили страницы первого издания «Повести», а художник получил за эту работу в 1946 году вторую Сталинскую премию. Первая была присуждена тремя годами раньше за цикл военных рисунков.

И нарисовал звёздочку

Николай Николаевич, искренне преданный идеалам своей Родины, был обласкан властью. Его «Лениниана» началась ещё в школе, когда кто-то из одноклассников сказал: «А вот хорошо бы портрет Ленина в стенгазету поместить!»

Идея была настолько смелая, что вызов принял только Жуков. Принял и сильно задумался: как же достойно нарисовать вождя мирового пролетариата? Работа шла сложно, мальчик боялся «хотя бы один волосок с ленинской брови уронить», но всё, к счастью, удалось.

Профессионально художник вернулся к этой теме в конце 1940-х и вновь столкнулся со сложностями. Просто срисовывать лицо Ильича с фотографий довольно просто, но это совсем не соответствовало замыслу Жукова. Он, привыкший ловить моменты реальной жизни, не мог так работать и стал изучать воспоминания современников и соратников Ленина, видевших его при жизни. Внимательно вглядывался в скульптурные изображения, сделанные с натуры, пересмотрел всю кинохронику и фильмы, где роль Владимира Ильича сыграли неповторимые Штраух и Щукин.

Напряжённая работа принесла плоды в виде знаменитого цикла карандашных рисунков с изображением Ленина. Художник сделал более двух с половиной тысяч эскизов. Портреты получились очень выразительными, будто Жуков присутствовал рядом со своим художественным героем. Все советские дети помнят иллюстрации Николая Николаевича в книгах о Ленине.

Он стал единственным художником, которого допустили к гробу Сталина, чтобы сделать посмертные зарисовки. Все они, кроме одного рисунка, попали в частные коллекции.

А ещё Николай Николаевич является автором октябрятской звёздочки!

Нас стало больше

Добрый по натуре и очень скромный человек, Николай Николаевич Жуков ценил мирную жизнь и с наслаждением рисовал то, что видел в послевоенные годы. Удовольствие доставляли любые мелочи: снежинки, деревья в осенней листве, малыши с красными первомайскими флажками, закутанный карапуз на зимней прогулке…

К детям у Жукова было особое отношение. Он вырос в любящей семье единственным ребёнком и уже с юности мечтал о том, что его будет окружать много детей. Именно так Николай представлял своё семейное счастье.

В 1943 году Жуков встретил удивительную девушку Альбину Галинскую, дочь польского революционера. Как говорил сам художник, она вернула ему уважение к женщине и веру в добро отношений. Видимо, до этого у Николая Жукова был неудачный опыт в сердечных делах.

Альбина Феликсовна стала музой, другом, человеком, который вселял уверенность в своих силах. Он преклонялся перед этой женщиной. Достаточно посмотреть на её портреты – добрые глаза, в которых играют лучики, и лицо, на котором художник любит каждую чёрточку.

Муза подарила творцу не только вдохновение и любовь, но и настоящую семью. У Галинской уже был ребёнок – сын Леон от первого брака, которого Николай Николаевич принял сразу и навсегда. В браке с Жуковым Альбина родила ему двух дочек – Наташу и Арину. Девочки росли полными противоположностями друг другу, что добавляло сложности и прелести в период их взросления. Старшая дочь получилась точной копией художника по характеру, а младшую отец называл «дитём Победы», потому что она появилась на свет в знаменательном 1945-м.

В 1953 году у Жуковых родился ещё один ребёнок – сын Андрюша, и слова из письма, написанные Альбине в тот день, говорят сами за себя: «Нас стало больше!.. Пусть торжествует в нашем доме радость любви, труда и творчества!»

Художник, окрылённый отцовством и новыми чувствами, переполнявшими его, стал рисовать своих малышей. Относился к этому процессу он очень серьёзно, понимая, что недопустима даже малейшая фальшь в передаче детских эмоций. «Маленькие ребятки требуют особого рисунка – светлого, экономного, требуют ласковых прикосновений карандаша, когда рисуешь, чуть дыша», – писал Жуков.

Николай Николаевич настолько любил свою семью, что отказывался от путёвок в санатории, лишь бы провести больше времени в кругу самых близких и дорогих людей. Только такой тонкий и остроумный человек мог написать натюрморт под названием «Отпуск с внуком», где на фоне распахнутого окна расположились открытая книга, очки, детское ведёрко со слоником и полупустой пузырёк с корвалолом – всё необходимое для отдыха с энергичным ребёнком!

Все дети Николая Жукова выросли интересными, достойными и творческими людьми, сохранившими память об отце. Арина Николаевна Жукова-Полянская, художник по стеклу, искусствовед и член Российской академии художеств, вспоминала: «Он сумел передать нам, своим детям, счастье жизни, умение радоваться успехам друзей, проявлениям красоты в человеческих отношениях, научил не принимать пошлость и неискренность. Нет, он не читал нам лекций о том, «что такое хорошо и что такое плохо», он просто жил и, как и всё остальное, делал это талантливо и красиво».

Арина Николаевна стала инициатором создания единственного в нашей стране дома-музея Н.Н. Жукова в Ельце, который открылся 12 декабря 1992 года. Несмотря на то что большую часть жизни художник провёл в Москве, Елец он всегда вспоминал с особой теплотой и считал своей малой родиной. Ельчане гордятся земляком и признают дом-музей одной из самых важных достопримечательностей города. С 2009 года талантливым елецким детям – начинающим художникам вручается премия имени Николая Жукова.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №40, октябрь 2023 года