Теряю хорошие проценты
25.11.2023 17:40
Человек целый год провёл неспокойно

ТеряюКак и многие, я не очень люблю давать деньги в долг. Это и понятно, ведь, как известно, отдаёшь свои и сразу, а получаешь чужие и когда-нибудь. Да и занимать, признаюсь, терпеть не могу. А потому стараюсь избегать подобных ситуаций и искать пути решения без внешних финансовых вливаний. Однако жизнь наша не только прекрасна, но и неожиданна, случается всякое. Итак, мой опыт, мои размышления, мои выводы.

В давние времена мне повезло много зарабатывать – разумеется, по собственным меркам. Тогда я могла позволить себе покупать продукты, не глядя на ценники; приобретать бытовую технику, косметику и одежду из достойного, хотя и не люксового, сегмента; ездить отдыхать с семьёй ежегодно, а то и дважды в год – зимой и летом. В общем, мы жили на том же уровне, что и весь пресловутый средний класс.

В это же время моя самая близкая подруга Кирюха получала зарплату раз в десять меньше моей и растила детей «в одно лицо». У меня не возникало ни малейших сомнений: нужно помогать. И я делала это с большим удовольствием: притаскивала продукты, по возможности оплачивала «жировки», иногда отправлялась с Кирой в магазины за обновками для неё и детей. Я считала, что она должна быть одета красиво, по моде и со вкусом, потому что какое уж тут личное счастье, если на тебе старьё.

Ничего из перечисленного выше я не считала и сейчас не считаю одолжением, а уж о возвращении «потраченного» смешно даже думать. И всё, что я делала, доставляло мне радость. Да и «нематериальная» поддержка подруги мне очень дорога. Кира была рядом, когда случались неприятности, помогала находить нужные решения в кризисных ситуациях. Я всегда чувствовала её плечо. Дружба ведь не измеряется вещами.

А вот другая ситуация. Несколько месяцев назад позвонила приятельница – дама более чем состоятельная – и небрежно бросила: «Слушай, оплати, пожалуйста, образовательный курс моему ребёнку, а то у меня почему-то возникают проблемы с переводом. И, если можно, побыстрее». Я тут же перевожу через онлайн-банк названную сумму, 6 тысяч рублей, и сообщаю, что всё в порядке, оплата прошла. «Спасибо, – говорит она, – ты мне очень помогла».

Проходит неделя, вторая, третья. Деньги не возвращаются, и так – целых три месяца. Более того, иногда она звонит мне по другим вопросам, но о долге – ни словечка. Это, конечно, не слишком большие деньги, но неприятно, не скрою. Напомнить забывчивой даме про должок язык не поворачивается, да и выглядеть мелочной не хочется. Ну а молчать тоже глупо: вроде как меня всё устраивает, а это значит, можно продолжать в том же духе, беззастенчиво и безнаказанно пользоваться моей отзывчивостью.

Замечу, что воз и ныне там.

Однажды мне самой срочно понадобились деньги – мы с мужем продавали квартиру, а на покупку новой не хватало средств. Влезать в банковские кредиты под серьёзный процент и брать ипотеку категорически не хотелось. И тогда я обратилась за помощью к друзьям, один из которых согласился дать в долг приличную сумму. Договорились, что деньги мы вернём через год.

Теперь каждый божий день я с ужасом осознавала, что время идёт, а шансов уложиться в срок, увы, не так много. Но мы напряглись: оба брали всевозможные подработки; сократили до минимума личные траты, даже на питании немного экономили, отказавшись от дорогостоящих любимых продуктов. А тут ещё бензин подорожал, и мы вообще перестали ездить на своей машине, пользовались только городским транспортом.

Долг отдали точно в срок и вздохнули с облегчением. Однако я понимала, что человек, выручивший нас, тоже провёл этот год неспокойно, хотя и не тревожил напоминаниями. И я не смогла обратиться к нему снова, когда возникла нужда. Да и в целом наши отношения изменились: прежней теплоты в них явно поубавилось. Вот, казалось бы, с чего? Долг отдан, договорённости соблюдены. Может, как в старом анекдоте, серебряные ложечки нашлись, но осадочек остался?

А вот и совсем свежая история. Её герой – двоюродный брат моего мужа, Виталий, записной скряга. На день рождения он неизменно приносит мне цветы – как бы помягче выразиться? – второй свежести. Обычно это слегка траченные морозом гвоздики, стебли которых непременно ломаются, едва вынимаешь их из целлофановой упаковки. А если вдруг одарит бутылкой вина, это оказывается копеечное кислющее пойло – его и в рот взять невозможно.

И вот как-то вечером заглядывает он к нам и едва ли не с порога заявляет, что хотел бы занять денег. Муж смотрит на меня вопросительно, я молчу.

– Скажу откровенно, у меня эта сумма есть, но я не хочу раньше срока закрывать депозит: потеряю хорошие проценты, – делится Виталий, милостиво соглашаясь разделить с нами ужин и выпить по рюмочке коньяка. Нашего, разумеется. – А на строительство нужны деньги, мы хотим всё сделать качественно. Ну, вы же понимаете, да?

Мы, конечно, понимаем, за это он нас и ценит. И далеко не впервые обращается к нам за ссудой: мы же добрые, всегда идём навстречу. Но на этот раз что-то во мне перемкнуло.

«Интересно, до каких пор мы должны печься исключительно о его высоких процентах, а не о собственных? – думаю я. – Добро бы просил на серьёзное лечение, так нет же – всего лишь на стройку». И впервые в истории наших отношений говорю:
– Не получится, дорогой. У нас тоже депозит, и мы тоже не хотим терять выгоду, планы есть. Извини, но нет.

Ушёл Виталий расстроенным и даже слегка возмущённым: надо же, родня такую неотзывчивость проявила! А я села и призадумалась. Мой папа, человек не только исключительно умный и тонкий, но и добрый, сказал мне, когда я пожаловалась, что долг не возвращают и вряд ли вернут: «Доченька, обязательно нужно помогать людям, как же иначе. Но давать стоит только ту сумму, с которой готова расстаться навсегда. Чаще, конечно, долги возвращают, но бывает, что и нет. И чтобы такими сомнениями не маяться, учти мой совет на будущее».

Похоже, он был прав.

Алла ЗАГВОЗДКИНА
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №47, ноябрь 2023 года