Как у нас отняли 20 миллиардов
29.11.2023 15:59
Как у нас отнялиНеделю назад мне в «Телеграм» написал Владимир Александрович Фронин, главный редактор «Российской газеты». Увидев его любезное обращение по имени-отчеству, я удивилась, поскольку с «РГ» никогда не работала. Но Владимир Александрович не предлагал сотрудничество. Он предупредил, что со мной свяжется майор Макаров, куратор кадровой безопасности газеты. Оказалось, товарищ майор подозревает, что безопасность не на высоте, и теперь все сотрудники газеты должны пройти собеседование. «Но как вы узнали мой номер?» – я уже откровенно потешалась. «Ваши данные обнаружились у нас в архиве», – гнул свою линию «главред». «Отлично! – ответила я. – Как раз готовлю материал о мошенничестве в сети. Готова записать интервью с майором Макаровым и с вами». Переписка мгновенно исчезла.

Кто-то пытается снять деньги с вашего счёта

Самый актуальный сегодня мошеннический сценарий таков: вам звонят «из полиции» или «службы безопасности банка» и сообщают, что злоумышленники пытаются получить кредит или снять ваши сбережения по подложным документам. Дальше вам обычно предлагают снять деньги (как вариант – взять кредит) и перевести сумму «на безопасный счёт» или передать курьеру для помещения «в надёжное место».

Вариантами того же сценария в последнее время стали письма от наших «руководителей» с предупреждением о некоем расследовании и скором звонке «из органов». Дальше схема работает так же: угроза потерять средства, предложение их снять и вывод наличных.

Переписка с «главредом» – пятый случай моего общения с мошенниками. Мои родственники и друзья общаются с ними примерно с той же частотой. Больше всего я боюсь за маму, которой перевалило за 80. Впрочем, одно испытание она уже выдержала: когда ей позвонила «внучка» и, рыдая, объявила, что попала в аварию и срочно нужны деньги, мама самоотверженно положила трубку. Сценарий с попавшими в беду близкими известен уже много лет и постепенно уходит в прошлое. Им пользуются в основном для общения с абонентами из регионов. В Москве мошенники действуют более находчиво.

Схемы отлично работают с доверчивыми бабушками. Но жертвами становятся не только пенсионеры. В начале ноября сотруднику Минпромторга Алексею Бусоргину, известному и уважаемому в кругах российских промышленников менеджеру, позвонил якобы его бывший руководитель. Бусоргина убедили, что на его имя взят кредит, для поимки мошенников надо взять ещё один кредит и перевести на указанный счёт. Несчастного Бусоргина обжулили на 7 миллионов рублей.

В апреле этого года жертвой мошенничества стал директор административного департамента Министерства финансов. Работала та же схема с угрозой кредита на его имя. На этот раз цена вопроса составила 3,8 миллиона рублей. Директор департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков с грустью объяснил причины успехов жуликов: «Они (сотрудники Минфина) всё время на бегу, заняты. Мошенники умеют под это подстраиваться».

Страх потерять сбережения делает лёгкой добычей жуликов даже крупные фигуры либеральной журналистики. В октябре этого года к бывшему заместителю главреда радио «Эхо Москвы» Сергею Бунтману по телефону обратились всё те же «сотрудники ЦБ и ФСБ». Они поведали сказку о том, что некие преступники пытаются снять деньги с его счёта. Для спасения средств Бунтмана убедили их обналичить и передать курьеру, который увезёт их в «безопасное место». За деньгами приехал мужчина кавказской внешности, и Бунтман лично передал ему пакет с наличкой. Только через три недели борец с «российской пропагандой» понял, что его развели как котёнка, и подал заявление в полицию.

Телефонное мошенничество давно уже стало главным способом грабежа населения и, увы, самым успешным. Зампред правления Центробанка Станислав Кузнецов привёл ужасающую статистику. В 2022 году объём хищений составил 14,2 миллиарда рублей, но в этом году сумма потерь россиян вырастет на 33 процента. К Новому году мошенники похитят у граждан 19 миллиардов рублей. 85 процентов хищений происходит в результате телефонного мошенничества.

В этом году под влиянием мошенников россияне взяли кредитов уже более чем на 200 миллиардов рублей. Каждый день в России совершается 8 миллионов мошеннических звонков из более чем 1000 колл-центров. Вроде бы мы все давно знаем и про «попавших в беду родственников», и про «службу безопасности Сбербанка». А вот поди ж ты!

Бабушка, я попал в аварию

История телефонного мошенничества шла рука об руку с развитием мобильных технологий. В России всё начиналось в 2004 году. Тогда ещё не было терминалов для пополнения телефонного счёта и онлайн-приложений банков. Оплачивать телефон приходилось довольно диким способом. На сумму желаемого пополнения счёта покупалась специальная карта ценой от 100 до 1000 рублей. На обратной стороне карты находился секретный код, который следовало отправить по СМС. После отправки кода счёт симки пополнялся.

Первые зафиксированные случаи мошенничества рассчитывали именно на доступ к коду. Потенциальным жертвам звонили от имени их родственников, якобы попавших в беду. Жулики просили купить карту оплаты и назвать код. Введя его в телефон, они получали на свой счёт небольшие суммы в размере 100–1000 рублей.

Заработать на этом можно было не так уж много, поэтому мошенничеством занимались предприимчивые пацаны вроде бедных студентов. Однако способы отъёма денег у населения постоянно развивались. Следующим шагом стали новогодние акции.
Сообщения об этой схеме стали появляться в конце 2005 года. Жителям Новосибирска, например, звонили «сотрудники радиостанции» и сообщали, что они стали победителями новогодней акции. Теперь счастливому новосибирцу полагался подарок – новый мобильный телефон. Чтобы его получить, надо лишь купить карту оплаты и продиктовать код. В те времена сам мобильный телефон был в новинку, а люди – куда более доверчивыми. Новосибирцы массово клевали на простенькую наживку. Интересный факт: новосибирские газеты утверждали, что мошенники действовали из Москвы.

По мере того как население осваивало новые технологии, их осваивали и жулики. Начиная с 2006 года преступники стали собираться в группы и действовать по более сложным сценариям. Именно тогда впервые появилась байка о родственнике, попавшем в ДТП. Первопроходцами стали два студента из Челябинска, Иван и Денис. Иван набирал из уличного таксофона случайный городской номер и, заслышав в трубке голос пожилого человека, кричал, что звонит внук, он попал в аварию и нужно срочно возместить ущерб в размере 7 тысяч рублей. Испуганные бабушки готовили деньги, за которыми ехал «друг внука» Денис. Так студенты разжились 8 тысячами, после чего их поймали.

Ваша карта заблокирована

Пик успеха для попавших в беду «внуков» пришёлся на 2008–12 годы. Схема используется и сегодня, но уже не так активно.

После 2012 года в России стали массово пользоваться дебетовыми банковскими картами. Это сразу же повысило ставки в криминальной игре. Уже в июле 2012 года газеты известили читателей о новом виде мошенничества.

На телефон жертвы приходит СМС якобы от «службы безопасности Банка России». СМС сообщает, что карта клиента заблокирована, а чтобы решить проблемы с безопасностью, надо позвонить по такому-то номеру. Испуганный клиент звонит, и «сотрудник службы безопасности» начинает долгий разговор о неких злоумышленниках, которые пытались взломать карту. Цель беседы – выведать номер карты и ПИН-код. Если это удаётся, клиент прощается с деньгами.

Однако рассылка СМС оставляла виртуальные следы и была небезопасна для жуликов. Очень скоро они перешли на прямые звонки потенциальным «клиентам». В этом случае мошенник фактически ничем не рискует. Симку можно купить на улице безо всякой регистрации и быстро от неё избавиться.

Сценарий «службы безопасности Сбербанка» быстро оброс разнообразными вариантами. С 2016 года его начали активно использовать тюремные сидельцы. В тюрьмах, колониях и СИЗО стали появляться целые организованные «колл-центры», которые совершали тысячи звонков в день. По данным Сбера, такие колл-центры есть в каждой третьей тюрьме, а организация «Русь сидящая» считает, что в половине, если не больше. Только за август 2020 года из московского СИЗО №1 «Матросская тишина» было совершенно 225 удачных вымогательств. Каждый такой колл-центр делает от 3 до 7 тысяч звонков в день. А в целом по стране фиксируется до 300 тысяч звонков ежемесячно. Потери граждан составляют до 5 миллиардов рублей в месяц. Средний чек каждой успешной операции у жуликов составляет 8 тысяч рублей.

Сбер яростно пытается спасать деньги клиентов. Но всё непросто. Колл-центры в колониях и СИЗО могут существовать только при поддержке сотрудников учреждений. Долгое время ни МВД, ни руководство ФСИН никаких мер борьбы с жуликами не предпринимали, считая, что это не проблема тюрем. Только в 2020 году Сбер обратился к сотовым операторам, и те составили карту с координатами исходящих звонков мошенников. Так было установлено, что большинство звонков производится именно из тюрем и СИЗО.

Но и этот факт не изменил ситуацию. Не помогают ни обыски, ни массовые изъятия сим-карт. В 2018 году Госкомиссия по радиочастотам даже создавала рабочую группу для решения этой проблемы. Но, увы, техника оказалась бессильна: установить в тюрьмах постоянные блокаторы связи нельзя – они влияют на здоровье. В итоге весной 2021 года был принят закон, согласно которому операторы обязаны отключать от обслуживания телефоны на территории колоний по запросу ФСИН.

Это, впрочем, не особенно помогло гражданам. О прибыльном бизнесе российских жуликов уже узнали их коллеги с Украины, и «служба безопасности Сбербанка» заговорила с ярко выраженным южным акцентом.

Таки вам звонят со Сбербанку

В 2019 году зампред правления Центробанка Станислав Кузнецов заявил, что на Украине есть две столицы телефонного мошенничества – Киев и Днепр (бывший Днепропетровск). Мэр Днепра Борис Филатов обиделся и сделал встречное заявление – колл-центры есть по всей стране. Скорее всего, правы оба.

Поначалу украинским мошенникам не везло. Всё упиралось в украинскую специфику. Россияне быстро вычислили, что жулики Незалежной являются патриотами и на вопрос «Чей Крым?» просто не могут ответить. Подводил и украинский говор.

Пару лет назад мой приятель рассказывал, как поймал мошенника на суржике – простонародном языке, смешивающем русские и украинские слова, с характерным произношением. Разоблачённый жулик тут же бросил трубку. Однако через минуту у приятеля снова зазвонил телефон. Оказалось, на связь вышел сам начальник мошеннического колл-центра. Он беспокоился, не помешает ли коммерции деревенский выговор подчинённых, и попросил объяснить, как русское ухо распознаёт речь украинца. Приятель честно рассказал ему о признаках южнорусского говора – смягчение твёрдых согласных на концах глаголов, широкая «а». В качестве ответной вежливости «начальник» объяснил, насколько эффективна их «работа». Оказалось, что прибыль приносят примерно 5 процентов звонков!

Неудачи преследовали украинских жуликов и в Казахстане. Подводило незнание местных реалий. Например, жители Казахстана не смягчают согласные перед «е» в слове «тенге». Неправильное произношение в устах «сотрудника банка» просто закрывало тему. Но жулики быстро учатся. Теперь для потенциальных сотрудников колл-центров требуется владение грамотной русской речью.

В конце лета 2021 года сотрудник украинского издания «Страна» Влад Бовтрук провёл журналистское расследование и попытался устроиться на работу в один из нелегальных колл-центров. Предложениями о такой работе «без трудовой книжки и документов» полнится украинская сеть. Колл-центр располагался в тихом центре Киева, в двух шагах от офиса Службы безопасности Украины. Менеджер Михаил сообщил Владу суть работы:
– Мы звоним гражданам России, представляемся техническими сотрудниками Сбербанка и пытаемся развести людей на то, чтобы они перевели деньги со своих банковских карт на наши, а если у них нет денег, чтобы они взяли кредит и перевели деньги нам. Как это делать, написано в методичке.

В методичке были чётко прописаны фразы, с которыми мошенник обращается к «лоху» – так в их среде называют жертв. Влада тут же посадили учиться к опытному сотруднику. Никаких иллюзий ни у кого не было, все знали, что занимаются противоправной деятельностью. Но к «работе» относились с энтузиазмом.

– Здесь нужно чувствовать человека, я буквально по первым фразам и интонации голоса могу определить, клюнет «лох» на развод или нет. Их нужно чувствовать, это психология, – поучал новичка опытный Антон.

У каждого такого «работника» есть план выработки на день. У Антона – 200 тысяч рублей. Оплата составляет 100 долларов в неделю и 7,5 процента от каждой сделки. Получается прилично.

С вами говорит сотрудник «Майкрософт»

От телефонных мошенников страдает не только Россия, но и весь мир. В США, например, в 2019 году жители отдали мошенникам 19 миллионов долларов, средняя потеря каждого пострадавшего составила 1500 долларов. В Великобритании только за третий квартал 2021 года жертвами мошеннических звонков стали 45 миллионов жителей – почти 70 процентов населения страны.

И в Европе, и в США схемы примерно те же самые, что и в России. В Америке, правда, покушаются не на данные карты, а на карту социального страхования, которая там заменяет наши ИНН и страховой полис. Та же карта используется для открытия банковского счёта, при приёме на работу. Сценарий тот же самый. Жертве звонит якобы работник администрации социального обеспечения и сообщает о подозрительных операциях с картой. Испуганным гражданам советуют немедленно снять средства и положить их на «подарочную карту», сообщив при этом мошеннику номер счёта.

В Европе, кроме обычных сценариев со счетами, с 2012 года известна так называемая «афера «Майкрософт». Жертвам звонят люди и представляются сотрудниками компании. Они убеждают человека, что у его компьютера есть проблема, или предлагают установить антивирус. Проблемы предлагают решить удалённо за скромную сумму в 300–500 евро. А если речь об установке антивируса, то вместо него устанавливается вирус, который похищает личные и финансовые данные. К 2017 году бельгийская федеральная полиция вроде бы обнаружила, что под видом сотрудников «Майкрософт» действует некая «индийская банда». Но никого так и не поймали.

Западноевропейцы проявляют поразительную покорность в общении с полицейскими или налоговыми органами. Конечно, этим пользуются жулики. Сюжет с попавшим в беду родственником, который нуждается в деньгах, может стать для Европы бессмертным – если граждане слышат в трубке строгий голос полицейского, то мало кто находит силы возразить.

Особой популярностью на Западе пользуются мошеннические предложения выгоды. Жулик может предложить выгодную инвестицию, удачное вложение пенсионных накоплений, подарок от компании или выигрыш в лотерею. Доверчивые европейцы всё ещё верят в чудеса и радостно соглашаются назвать номера своих счетов.

Как бороться с этим мировым злом, не знает никто. Во всём мире действует множество горячих линий, идёт массовое информирование населения, во многих странах действуют целые специализированные отделы и даже общественные движения в поддержку жертв мошенничества. Результат этих действий, увы, не велик. Если мы сами не научимся бдительности, ни одно государство мира не сможет помешать нам отдать свои деньги жуликам.

Ольга АНДРЕЕВА
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №47, ноябрь 2023 года