Сиропно-майонезная семья
18.12.2023 00:00
Зачем школа так настойчиво лезет в нашу личную жизнь?

Сиропно-майонезнаяДобрый день, уважаемые сотрудники редакции! «Мою Семью» читаю много лет и ценю за то, что вы не только развлекаете читателей, но и учите уму-разуму, помогаете разобраться в житейских ситуациях, даёте советы. Но иногда позволяете людям просто высказаться. Моё письмо как раз из этой категории.

Не знаю, только ли у нас в школе сейчас активно пропагандируют важность семьи. Казалось бы, правильно делают, но меня, если честно, кое-что в этих уроках смущает.

Сын учится в пятом классе, каждую неделю у них проходит несколько таких уроков. Их ведёт психолог. Ребята и рисуют, и фильмы смотрят, и проходят разные тесты – всё на тему важности семьи, построения генеалогического древа и прочего. Вечером сын рассказывает, какая тема была в этот раз, задаёт вопросы, на которые у меня порой нет ответа. В частности, по поводу развода с его отцом: почему это произошло? И всё с позиции, что я поступила неправильно, надо было сохранять семью.

Господи, да мы развелись сто лет назад, сын с отцом периодически общается, правда, на расстоянии. Да, у нас вот так, и почему это неправильно?

Сыну к понедельнику задали написать рассказ о семье, причём на основе духовно-нравственной культуры России. И вот я думаю – о чём ему писать? Наша семья – это я и он. Есть бабушка с дедушкой, можно добавить и про них. Но я вовсе не хочу, чтобы в школьной тетради сына появилось рассуждение о том, что с папой он видится лишь несколько раз в год – бывший нередко и эти встречи переносит, поскольку не способен прийти трезвым.

Нет, это не моя паранойя. Искренне не понимаю цель таких заданий, требующих откровений о составе семьи. Ну а если у нас в семье нечем гордиться? Я, наоборот, стараюсь минимизировать у ребёнка все мыслительные процессы на эту тему, чтобы он не чувствовал себя неполноценным и спокойно воспринимал ситуацию, что у него есть мама, а папа – где-то далеко. Он уже не глупый малыш и насчёт отца всё понимает, а тем не менее его любит. Я не против – пусть любит, но на расстоянии. Писать-то об этом зачем? Не все семьи «сиропные», будто из рекламы майонеза.

Ей-богу, лучше бы о творчестве Пушкина писали.

Я понимаю, что полная семья лучше, однако в моём случае пришлось выбирать из двух зол меньшее. У сына была перспектива жить с отцом, но в аду. Разве это лучше? В октябре бывший муж приезжал на три недели в наш город, и мы запланировали для него аж четыре встречи с сыном. Но все четыре раза он их отменял под разными предлогами, а иногда просто не выходил на связь, отключал телефон. Но я-то знала, в чём дело – просто не просыхал. А сын сильно переживал: папа же обещал! Я утешала его.

То есть текущие отношения с отцом ранят ребёнка, и я не хочу, чтобы сын лишний раз задумывался об этом, а тем более писал сочинение. Поэтому вижу один выход из ситуации: я составлю своими словами шаблонное повествование, в котором будет написано, что папа работает на Севере. И хватит. Но послевкусие у меня паршивое.

А тут ещё предмет «семьеведение» собираются ввести. Жду с ужасом. Объясните мне, зачем учебное заведение так настойчиво лезет в семью? Мой ребёнок посещает школу, одет и обут, накормлен, уроки делает, успеваемость нормальная. Всё, перед школой отчитались! И не надо касаться личного. На работе же мы ничего подобного не пишем в резюме, поскольку к работе это не имеет отношения. Почему тогда к учёбе имеет? Если уж воспитывать в детях духовное и нравственное, то, я считаю, это надо делать на литературных, исторических примерах, а не на личных.

И ещё мне интересно: по каким параметрам оценят опус сына? Ведь данное сочинение не на уроке русского языка задали, грамотность проверять не станут. Может, по степени откровенности? Не хотелось бы.

Хорошо ещё, что это домашнее задание, то есть творческий процесс, который я могу контролировать. А если бы всё писалось на уроке? И теперь меня волнует вопрос: а в устной форме что на подобных уроках происходит? Ведь это дети, они ещё не осознают, что можно говорить, а о чём лучше умолчать. Да и банальную информацию могут так преподнести, что закачаешься.

Видимо, пора вырабатывать какую-то тактику, чтобы ребёнок не начал комплексовать рядом с ровесниками из «сиропно-майонезных» счастливых полных семей. Я искренне рада за тех, у кого всё хорошо. У нас тоже всё хорошо, но без папы. Буду стараться донести эту мысль до сына.

Он у меня не самый послушный ребёнок. Когда начал чудить, отказывался делать уроки, прогуливал, – мы ходили к психологу. Но эффекта не достигли. Только мои разговоры и действия помогли привести поведение сына в норму, и пока всё идёт хорошо.

А вчера сын меня приятно удивил. Я взяла в наш театр билеты на балет «Щелкунчик» на 31 декабря. Когда сыну об этом сказала, у него прямо глаза загорелись: «Мама, там же танцуют красиво! Я никогда не видел, я так хочу посмотреть!» Раньше мы ходили в театры просто на спектакли, оперетту, и сыну тоже нравилось.

Так вот что я хочу сказать: детям из любых семей надо просто давать возможность соприкасаться с чем-нибудь прекрасным, с культурой, и это в их душах и сознании отложится и компенсирует то, что, возможно, недодала судьба. Так что пусть мы не идеальная семья и сынок порой творит такое, что мама не горюй, но в нашей жизни тоже хватает хорошего, о чём не грех написать в сочинении.

Из письма Л.
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №50, декабрь 2023 года