История моей глупости |
04.02.2024 13:37 |
Не могли бы вы подсказать название вашего банка? Не скажу, что я от себя в полном восторге, но без ложной скромности замечу: не глупа и не особо доверчива. Однако у каждого бывают дни, когда некое событие выбивает из колеи, и тогда даже разумный человек способен совершить глупость. Дело было так. Я приболела, а доктора не смогли быстро разобраться в причинах моей хворобы и погнали по кабинетам. В тот день, после рентгенов и анализов, я вернулась домой абсолютно без сил и к тому же с высокой температурой. Приняла жаропонижающее и решила полечиться сном. Но едва погрузилась в объятия Морфея, как меня выдернул оттуда настойчивый телефонный звонок. С этого момента и началась история моей глупости. Помните старый чудесный фильм с таким названием? Оказалось, что беспокоит меня оператор сотовой сети. Накануне по многим источникам прошла информация, будто провайдеры уточняют данные с целью совершенствования услуг. – Это ваш сотовый оператор, меня зовут Татьяна. Вы такая-то? – вежливо спрашивает девушка с приятным контральто. – Да, – отвечаю. – Ваши данные не менялись? – Нет, всё по-прежнему. – Странно. Дело вот в чём: завтра заканчивается срок использования номера вашего телефона, – с беспокойством сообщает Татьяна. – Кроме того, с нами связался портал «Госуслуги» – обнаружены разночтения в ваших данных. Это тоже может повлечь за собой блокировку номера. Вы же наверняка знаете о новых предписаниях? Крайний срок – до 18.45 завтрашнего дня, когда можно внести изменения. Иначе номер придётся заблокировать. – Не надо, – отвечаю, с ужасом представляя, каково это – остаться без связи. – Давайте уж сегодня закончим – продлите, пожалуйста, договор. Неизвестно, что со мной будет в ближайшее время, я болею. – Выздоравливайте. Ну, раз вы настаиваете, продлеваю ровно на год. Только ещё кое-что надо уточнить. Номер вашего паспорта 43 07 923744? – Нет, не угадали (пытаюсь шутить). Это паспорт моей мамы (у нас с ней разница всего в трёх цифрах). – Мой – 43 07 923907. – Так, вношу исправления. В «Госуслуги» передам, – продолжает Татьяна. – А адрес регистрации у вас прежний, тот же, что и у мамы? – Да, – отвечаю. – Только мамы уже два года нет. – Ох, простите, – смутилась собеседница. – Всё, отпускаю вас, отдыхайте и выздоравливайте. Спасибо, что уделили мне время. Я легла и почти заснула. Но не тут-то было: телефон зазвонил снова. – Ольга Максимовна, это менеджер портала «Госуслуги», – голос уже мужской, но тоже приятный. – Ваш сотовый оператор внёс в базу необходимые изменения и сообщил нам, теперь всё в порядке. Вы позволите задать вам ещё несколько вопросов? Я уже, честно говоря, хотела только одного: чтобы меня оставили в покое хотя бы на пару часов. Но представила, что волокита со звонками продлится, собралась и долго поддерживала разговор. Тут последовал «контрольный выстрел»: – Благодарю вас, Ольга Максимовна, вы нам очень помогли. И последний вопрос: не могли бы вы оставить отзыв об отделении банка, которым пользуетесь? Я машинально ответила: – Да, конечно. Я довольна своим отделением. – Спасибо за ответ, – поблагодарил мужчина. – Оно ведь находится на улице Ю…? (Я и живу на ней.) А название банка не подскажете? И тут меня что-то торкнуло. А при чём здесь банк, тем более что на нашей улице имеется только отделение «Сбера», других нет. И какое отношение к банкам имеют сотрудники «Госуслуг»? Да, кстати, откуда у них номер паспорта моей мамы? Цель мошенников – как можно дольше оставаться в контакте с «лохом»: чем больше времени человек поддерживает диалог, тем выше возможность считывания данных, хранящихся в смартфоне, в том числе онлайн-банков, ключей-паролей и прочей конфиденциальной информации. Ну как я могла об этом забыть? И о том, что произносить слово «да» никак нельзя! Впрочем, в моём состоянии это немудрено. Я нервно бросила трубку, разговор прервался, сон как рукой сняло. Попалась! Как говорила мама, «ты, доча, у меня умная-умная, а дура дурой». Конечно, я сразу стала звонить в «Госуслуги». На то, чтобы добиться человеческого ответа, ушло почти два часа, но оно того стоило. – Ваш аккаунт заблокирован, – сообщил бесстрастный голос. – Была попытка взлома. – Только попытка, или всё же мои данные попали в чьи-то руки? – Возможно, вы стали жертвой мошенников, поэтому настоятельно рекомендуем обратиться в правоохранительные органы. Сил у меня не осталось совершенно. Но предположение, что кто-то уже берёт от моего имени микрокредиты или совершает иные противоправные деяния, резко выдернуло меня из-под одеяла. Я оделась, на всякий случай позвонила подруге, вкратце обрисовала ситуацию и уже собралась бежать в отделение полиции, но остановилась – в голове промелькнуло: «Карта!» Позвонила в «Сбер», заблокировала её и отправилась к правоохранителям. Я впервые в жизни подавала заявление в полицию, и эта процедура отправила меня в состояние шока. Для того чтобы добиться встречи с должностным лицом, потребовалось полтора часа – на меня просто никто не обращал внимания. Неподалёку кого-то допрашивали, применяя ненормативную лексику и выкрикивая угрозы, что тоже оптимизма не добавляло. Наконец я догадалась «случайно» уронить сумку, задев при этом стаканчик с карандашом и ручкой на стойке дежурного. Звук привлёк внимание товарища в форме (в званиях не разбираюсь), он лениво поднял трубку, тихо что-то в неё сказал и велел следовать в кабинет №5. Я вошла в кабинет, назвала своё имя. Сидевший за столом хмурый человек неразборчиво представился – я уловила только слово «капитан» – и поинтересовался, в чём дело. Объяснила. – Ну а от нас вы чего хотите, гражданка Н.? – спросил он. – Помощи! Ведь речь идёт если не о преступлении, то о мошеннических действиях, которые могут к нему привести. – Слушайте, ну вас же, слава богу, не били, не грабили и не насиловали, а мошенниками занимается специальное управление. Не волнуйтесь, их всех найдут и накажут. – А можно хотя бы объявить мой паспорт недействительным? Я бы поменяла его на новый. – Нет. Документ не испорчен, не потерян и не украден – вы же его только что предъявляли. – Но данные моего паспорта, как я вам только что объяснила, в руках злоумышленников! – Это не основание для замены. Потом хмурый страж закона около получаса отговоривал меня писать заявление, но я всё же настояла на своём и изложила свою историю. Капитан его зарегистрировал и выдал мне корешок, на котором стояли дата и штампик. И то хорошо – подумала я, но, как оказалось, немного поспешила с выводами. С тех пор прошло уже три недели. За это время я несколько раз звонила в отделение, пытаясь выяснить, дан ли ход моему заявлению. Получала ответы разной степени корректности, да и те далеко не всегда, поскольку хмурого капитана застать было сложно. Как только поступало очередное СМС, я с ужасом думала: вот он – взятый микрокредит или ещё что похуже! Карту перевыпустили, доступ к «Госуслугам» восстановили, но заходить туда почему-то боязно. Следовало, наверное, прислушаться к совету подруги и перед походом в полицию пролить на паспорт чернила или кофе, затем поехать в МФЦ и подать заявление о замене. Но все мы задним умом крепки, толку-то от этого. Теперь жду и надеюсь – а что ещё остаётся? Возможно, в полиции дело сдвинется с мёртвой точки, в чём я сильно сомневаюсь. А может быть, вообще всё обойдётся и мошенники просто забудут обо мне и не воспользуются моими данными. В любом случае приятного мало. А ведь этого можно легко избежать, если не вступать в беседу с сомнительными личностями. Короче, урок я получила на всю оставшуюся жизнь. И, как ни горько это констатировать, получается, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Наверное, некоторым в подобной ситуации повезло больше, за них вступаются и стражи порядка, и «Госуслуги», и МФЦ, и прочие высокие инстанции. Но со мной, увы, такого не случилось. Из письма Ольги Н. Фото: Shutterstock/FOTODOM Опубликовано в №5, февраль 2024 года |