СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Почему у наших городов и улиц такие названия
Почему у наших городов и улиц такие названия
24.10.2012 00:00
Почему у наших городов и улиц такие названияМало кто задумывается о происхождении имён окружающих нас городов, сёл и улиц. А ведь, если разобраться, почти половина топографических названий на карте страны имеет православные корни. И даже советской власти не удалось вытравить из привычных названий христианскую основу.

Все дороги ведут к храму


В далёком сахалинском селе Троицком, где я родился, недавно построили «самый восточный форпост православия» – храм Святого благоверного князя Александра Невского. Сам патриарх Кирилл приезжал его освящать. Ещё три церкви с такими же названиями строятся на Крайнем Севере, Юге и Западе России. Жаль только, что ликвидированную после революции церковь во имя Святой Троицы так и не возродили. А ведь именно в честь неё было изначально названо село.

Точно так же, как и прочие посёлки и города со святыми именами.

Названия населённых пунктов с древних времён отражали природные особенности территории и уровень культуры и духовности обитателей. Язычники любили называть свои поселения в честь представителей животного и растительного мира. Медведь, Бык, Гусь, Лебедь, Судак, Сосна и даже Пенёк – такие названия рек, озёр и сёл были широко распространены. А о духовных основах наших пращуров говорят такие названия как Велесово (Волосово), Идолово, Родово и Перуново.

С принятием Русью христианства идея святости стала национальным идеалом русского народа. Наши православные предки верили, что при строительстве города или села первым делом надо возвести храм, вокруг которого создаётся особое сакральное пространство, получающее Божественное покровительство и благодать. Именно от храмов, становившихся центрами духовной жизни людей, начинались все улицы, и все дороги вели к храму.

Само собой разумеется, что улица получала такое же имя, как и церковь. Да и сами сёла очень часто брали церковные названия. Многие селения разрастались и превращались в города, а названия оставались прежними или принимали новое имя – как правило, в честь того храма, который на данной территории был наиболее почитаемым в народе.

Божественные названия

Городов и сёл с названием Спасск(ое) на Руси было так же много, как и Троицков. Эти два топонима были самыми распространёнными в нашей стране ещё сто лет назад. Да и сейчас их немало уцелело, несмотря на страсть советских властей к переименованиям. В честь Христа Спасителя – Спаса называли многие церкви и монастыри.

Распространена была и традиция прибавлять к святому слову народное название местности. В славящейся уникальными названиями Москве можно найти массу подобных словообразований.

Возьмём, к примеру, Спасоналивковские переулки. Названы они в честь церкви Спаса Преображения, что в Наливках. Об истории имени вошедшего в состав столицы селения Наливки, основанного ещё отцом Иоанна Грозного, есть несколько версий. Именно здесь был очень популярный у стрельцов и иноземных гостей царский кабак, в котором наливали в любое время дня и года, и народ это ценил. А ещё наливками назывались местные рощи и заливные луга.

Спасопесковская площадь и переулок обязаны своим именем храму Спаса на Песках, построенному в начале XVIII века. Нетрудно догадаться, какими почвами славилось это место. Церковь сохранилась поныне, и не последнюю роль в этом сыграли детские мультики. В советское время в ней располагалась мастерская «Союзмультфильма», в которой делали кукол. Именно здесь родились Чебурашка, Крокодил Гена и многие другие любимые мультперсонажи.

Московское урочище Глинищи известно с XIV века, здесь добывали качественную глину. Церковь Спаса Преображения в Глинищах дала название Спасоглинищевским переулкам. Правда, самой церкви, первое здание которой было построено ещё в 1460 году, уже нет. В 1931 году её приговорили к сносу.

…Многие считают, что улица Сретенка, а также бульвар, переулок и тупик были названы в честь построенного в XVII веке монастыря, посвящённого празднику Сретения Господня. На самом деле она имеет ещё более древнюю историю. В давние времена Сретенка тянулась до самого Кремля, и лишь со временем от неё отделились Никольская улица и Большая Лубянка. По Сретенке каждый день проходили православные паломники, шедшие пешком из Москвы в Троице-Сергиев монастырь.

Церковнославянское слово «сретать» означает «встречать». 8 сентября 1395 года именно по этой улице была перенесена в Москву из Владимира для защиты государства российского от нашествия Тамерлана одна из главных православных святынь – чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Её встречал весь город, был грандиозный даже по современным меркам всеобщий молебен и крестный ход. И враг передумал идти на Русь, предпочтя убраться восвояси.

Праздник Крещения Господня (имеющий и второе название – Богоявление) породил в России сёла Крещенки и Новокрещенки, а также безчисленные Богоявленские улицы, переулки и населённые пункты. В Нижегородской области поныне сохранилось село Богоявление. А на Тамбовской земле есть древнее село с забавным названием Хобот-Богоявленское. Разумеется, слоны тут ни при чём. Всё дело в реке Хоботец, на правом берегу которой оно и было построено.

Не мог остаться в стороне и праздник Преображение Господне. Как повествуется в Евангелиях, однажды, поднявшись вместе с своими учениками Петром, Иоанном и Иаковом на гору Фавор, Иисус Христос преобразился и стал сиять неземным светом, наглядно показав Свою Божественную суть. На картах мы поныне можем найти немало улиц, станиц и посёлков, названных именем сего праздника.

Не счесть и таких топографических названий, как Воскресенск(ая) и Воскресенка, рождённых благодаря главному христианскому празднику – Воскресению Христову. Через 40 дней после Пасхи празднуется Вознесение Господне, в честь вознесения воскресшего Христа на небо. Ему посвящены многочисленные Вознесенски(е) и Вознесенки.

Благодаря Спасителю орудие казни стало почитаться святыней, а с IV века появился праздник – Воздвижение Креста Господня, посвящённый обретению на месте Голгофы и пещеры Гроба Господня того самого креста, на котором распяли Иисуса. С тех пор накануне этого праздника священники выносят из алтаря на середину храма распятие, медленно и с молитвами «воздвигая» его на четыре стороны света, и возлагают на аналой. А некоторые поселения и улицы получают название Воздвиженск(ие) и Воздвиженки.

Заступница земли Русской

Богородицу у нас традиционно считают заступницей и покровительницей земли Русской. А народная любовь к Ней порой настолько «зашкаливает», что доходит до курьёзного. В сознании некоторых простодушных верующих Божья Матерь может воспринимается как своего рода «богиня» и подчас почитается даже больше, чем Сам Христос. Разумеется, и связанных с Ней названий существует гораздо больше.

Одних только Богородсков на Руси было несколько десятков, правда, за советское время от них остались считаные единицы. А ещё есть московская улица и несколько селений Пречистенка, напоминающие ещё об одном имени Богоматери – Пречистая Дева.

Гуляя по столичному району Якиманка, включающему одноимённые улицы, проезд, набережную и переулок, мало кто догадывается, что все они тоже связаны с Богородицей, а точнее, с Её святыми родителями. В честь Иоакима и Анны в 1684 году был освящён придел храма Благовещения Пресвятой Богородицы. А народ соединил два имени воедино, родив новый топоним.

А вот такие названия, как Рождественка, Рождественск(ое) и прочие подобные, могут быть связаны и с Христом, и с Его Матерью. Хотя второй вариант всё же более распространён. Например, некоторые из сёл произошли от названия храмов, освящённых в честь Рождества Христова. Московская же улица Рождественка названа по монастырю Рождества Пречистой Богородицы, а большинство из селений – в честь храмов с тем же названием.

Описанное в Евангелии явление Деве Марии архангела Гавриила, сообщившего о том, что Она родит в мир Сына Божьего, породило праздник Благовещение. Храмы Благовещения Пресвятой Богородицы дали названия двум российским городам – в Башкирии и Амурской области, а также множеству посёлков и станиц. В советское время амурский Благовещенск (родина актёров Олега Стриженова и Валерия Приёмыхова и писателя Александра Фадеева) прославился на всю страну обнаруженным на его территории кладбищем самых настоящих динозавров. А также полным уничтожением всех имеющихся храмов и приходов, коих в городе было больше двадцати. К настоящему времени удалось возродить три храма и монастырь.

Отмечая Введение Богородицы во храм, христиане празднуют описанное в Священном Предании событие, символизирующее Божественное предназначение человека. Этот зимний праздник последнее время стал знаменит ещё и тем, что в ночь перед ним даже в лютые морозы повсюду на несколько часов распускаются вербы. В честь него были названы очень многие российские селения, и даже сейчас сохранилось более десятка Введенок и Введенских.

Ну а праздник Покрова Божьей Матери породил множество топонимов с именем Покровка, Покровск и Покровское.

Многие исследователи полагают, что Дева Мария прожила 72 года и умерла примерно в 57 году нашей эры. Празднование Её ухода из земной жизни (Успения) украсило карты России огромным количеством Успенских улиц, переулков и населённых пунктов. Некоторые неверующие недоумевают: как это можно праздновать дату смерти, да и зачем? Всё дело в том, что для искренне верующих христиан смерти не существует, есть лишь переход от земной жизни – к жизни Небесной, к вечному бессмертию. А уход Богородицы в Вечность подарил миру величайшую из всех святых, рождённых на грешной земле.

И конечно же, можно найти множество городов, сёл и улиц в честь чудотворных икон Божьей Матери – Владимирской, Казанской, Страстной, Тихвинской, Иверской и «Знамение Пресвятой Богородицы». А в числе уникальных названий можно вспомнить аж три Неопалимовских переулка в Москве, названных во имя иконы «Неопалимая купина», издавна считающейся защитницей от пожаров. Её, кстати, могут считать своей покровительницей все, кто работает в службах МЧС.

Святые и апостолы

Если вы видите на карте топоним с корневым словом «Иван», то можете даже не сомневаться – в подавляющем большинстве случаев в основе названия лежит почитание одного из величайших святых, жившего на стыке ветхозаветной и новозаветной истории. Иоанн Предтеча, он же Креститель, предсказал приход в мир Христа, стал родоначальником святого таинства крещения. В честь него названы не только московские улицы и российские сёла, но и даже «город невест и ткачих» – Иваново.

А названия вроде Богослово – связаны с другим святым Иваном – Иоанном Богословом, единственным апостолом Христа, которому удалось дожить до старости и умереть естественной смертью.

В Москве поныне есть Петроверигский переулок, в котором когда-то жил знаменитый доктор Боткин и гостили писатели Толстой, Тургенев и Гоголь и поэты Некрасов и Фет. Столь оригинальное название породила Церковь Положения честных вериг святого апостола Петра, сооружённая в 1669 году. Вериги – это цепи, которыми гонители сковывали апостола. Со временем они стали считаться святыней, как и другие сохранившиеся предметы, коими мучили Христа и Его учеников.

Можно подумать, что улицы и сёла Петровские и Петровки тоже названы в честь апостола Петра, но на самом деле это не совсем так. В основе большинства из них – имена-фамилии землевладельцев либо императора Петра I. В то же время, основывая новую столицу, царь назвал её Санкт-Петербургом не в честь себя, любимого, а по имени своего небесного покровителя-апостола.

Похожая ситуация складывается и с топонимом Павловск. В современной России есть два таких города, и один из них, пригород Санкт-Петербурга, именован в честь императора Павла I. В то же время воронежский Павловск назван в честь небесного покровителя города, апостола Павла.

Ну а сочетание двух имён – всевозможные Петропавловки и Петропавловские, а также город Петропавловск-Камчатский указывают именно на тех самых апостолов, самых значимых проповедников христианства, в честь которых 12 июля празднуется День Петра и Павла.
Не остался забытым в топонимике и ещё один апостол, Иаков Зеведеев. На карте Москвы вы можете найти посвящённый ему Яковоапостольский переулок.

Первые русские святые, младшие сыновья крестителя Руси князя Владимира, Борис и Глеб с детства славились милосердием и сердечной добротой. Но их старшему брату, Святополку Окаянному, они казались опасными конкурентами, которых он решил уничтожить. Братья могли оказать сопротивление, но они предпочли не участвовать в кровопролитии и умереть как христианские мученики, принеся себя в жертву ради прекращения междоусобных распрей. Князья-страстотерпцы стали считаться покровителями Русской земли. А название Борисоглебск(ое) стало весьма распространённым топонимом.

Московские улицы Варварка, Васильевская, Трифоновская и Спиридоновская, переулки Георгиевский, Даниловский, Ирининский, Харитоньевский и Трёхсвятительский, а также аналогичные улицы в других городах – все они основаны в честь знаменитых святых покровителей.

Большим уважением на Руси пользовались святые целители Косма и Дамиан, в память о которых улицы и переулки назывались Косьмодамиановскими, а города и сёла – Козьмодемьянсками. На самом деле святых с такими именами было аж три пары. Ассийские Косма и Дамиан жили в Малой Азии, безплатно исцеляли больных и даже умерли естественной смертью. Их римские тёзки тоже были врачами. Им удалось выжить во времена гонений на христианство, но мученической смерти они не избежали – их из зависти убил бывший наставник. Аравийских же одноимённых христиан-лекарей казнили именно за исповедание христианства. Поначалу они не тонули и в огне не горели, и от них даже стрелы отскакивали. И лишь обезглавливание мечом позволило палачам добиться желаемого результата. В народном сознании подробности жизни всех святых целителей тесно переплетаются, и многие православные поныне верят, что их было только двое, а вовсе не шестеро.

Кстати, и Николай Чудотворец тоже был не один. История знает двоих святителей-архиепископов Николаев родом из Ликии, живших в III–IV веках и творивших чудеса. Вот только одному из них, Николаю Пинарскому, можно сказать, не повезло – о нём уже мало кто помнит. А некоторые факты из его биографии по ошибке перекочевали в жизнеописание другого святого – Николая Мирликийского, которого все знают и любят и который издавна считается на Руси самым популярным и любимым из всех святых. Именно в его честь названы почти все Никольские (Николаевские) улицы, переулки, села, города. В одной только Москве насчитывается более 40 храмов, освящённых его именем.

Страсть к переименованиям

В советские времена переименование улиц, сёл и городов было похоже на болезненную страсть. Большую часть религиозных топонимов постарались заменить. Доставалось даже Поповкам и Протопоповкам, которые на самом деле в большинстве случаев к священникам никакого отношения не имели, а были названы так по фамилиям владельцев земель. Впрочем, переименовывали порой и нейтральные названия. Скажем, город с приятным названием Лиски на четверть века превратился в режущий русское ухо Георгиу-Деж – так звали известного у себя на родине румынского государственного деятеля.

После революции возникла повальная мода переименовывать населённые пункты в духе марксизма-ленинизма. Лидерами по популярности были псевдонимы вождей Ленин и Сталин. Сгоряча хотели переименовать даже Москву – сперва в город Ильич, затем в Сталинодар. К счастью, «вождь народов» такое лизоблюдство не поддержал и привычное всем название оставили в покое.

Однако были и разумные переименования. Например, деревню Запердяжье превратили в Цветково. Заодно убрали с глаз долой и такие забавные топонимы, как Дураково, Пердуново, Ссакино и Херовка, заменив их на куда более благозвучные. А Москва лишилась Спасоболвановских переулков, превратившихся в Новокузнецкие, и о потере этой никто не пожалел.

В постсоветский период вернулись и продолжают возвращаться многие исконные названия. Давно уже вернул старое имя побывавший Загорском Сергиев Посад и снова есть московская улица Сергия Радонежского. Стали появляться и топонимические «новоделы» вроде бульваров Дмитрия Донского и Фёдора Ушакова. А в курортном Адлере теперь даже есть самая настоящая Православная улица.

Конечно, такие перемены не могут не радовать. Вот ещё бы всему народу нашему стать по-настоящему православным, да не по названию, а по духу. Чтобы освящённые святыми именами улицы, посёлки и города славились живущими в мире и любви добрыми, отзывчивыми, милосердными людьми, а не толпами забывших о Боге обывателей.

Алексей ХУДЯКОВ