Кто не знает Людочку
17.03.2024 23:08
У женщины безупречный вкус, но никто её не ценит

Кто не знаетДобрый день, уважаемая редакция! Не могу не отреагировать на письмо читательницы «Они недостаточно интеллигентные» (№40, 2023). Там рассказывается о женщине, возомнившей себя третьим членом семьи подруги, однако чета её не поняла и прекратила отношения.

Думаю, что у людей, подобных автору письма, проблемы либо с головой, либо с воспитанием, а скорее всего, и с тем, и с другим. Даже боюсь представить, до какой степени та назойливая дама надоела людям. И прямым текстом неудобно сказать, что у людей свои планы – побыть с детьми или наедине друг с другом. А тут – нежданная гостья, которая от невостребованности и избытка свободного времени не знает, куда себя деть. Интересно, она хоть чуть-чуть отдаёт себе отчёт о своём поведении, хоть каплю соображает, как выглядит со стороны?

Сколько в письме скрытого пренебрежения к подруге и явного самолюбования! Автор гордится, что она гуляла с томиком Бунина, в то время как подруга – всего лишь с журналом «Космополитен», и это стало поводом для высокомерного отношения, однако не помешало постоянно напрашиваться в гости. Удивительным образом такие люди сочетают в себе умственную и душевную ущербность с назойливостью и беспардонностью. Им никогда не понять, что порой и гость, и самая лучшая книга абсолютно неуместны.

Автор твёрдо убеждена, что является «добрым ангелом» для другой семьи, не понимая, что только воспитание, вежливость и терпение её знакомых не позволяют вымести её из своего дома и жизни, как мусор. Хотя догадываюсь, как им этого хочется.

Я была знакома с одной такой особой. Несколько лет назад в нашу юридическую компанию приняли незамужнюю, бездетную, восторженную и до приторности любезную даму, вечно с какими-то книжечками в руках. Звали её Людмилой, но она попросила называть её Людочкой.

Поначалу ничто не предвещало проблем – но как же быстро мы от неё устали!

Однажды наша сослуживица собралась после работы приобрести в ближайшем магазине чашки. Дети и муж всё перебили, нужно было что-то дешёвенькое – не жалко, если опять разобьют. Людочка тут же вызвалась помочь: «Я с вами! У меня безупречный вкус!» Отказать неудобно.

Утром сослуживица пришла разъярённая как мегера. По неотвязному требованию новенькой – «дети должны с детства пить и есть из самой дорогой посуды, так развивается эстетический вкус» – они убили целый вечер, объездив три магазина. В результате был куплен дорогущий сервиз «Гжель», абсолютно не вписавшийся в интерьер квартиры. Людочка же сияла, рассказывая, как помогла коллеге сделать удачное приобретение.

К счастью, сохранился чек. Вечером сотрудница сдала сервиз обратно – детям его хватило бы дня на три. Но тут Людочка стала напрашиваться к ней на чаепитие – обновить чашки. И сообщила, что приедет в выходной с тортиком.

Коллега за голову схватилась. Людочка не понимала, что у людей свои планы, – она заявилась-таки со своим тортиком. Пришлось соврать, что сервиз оказался с браком.

Ну, для бешеной собаки сорок километров не крюк. И понеслась Людочка в магазин – выяснять, в чём, собственно, брак. Ей объяснили, что посуда в отличном состоянии, просто не понравилась. Людочка предъявила претензии коллеге. Та не выдержала и без обиняков заявила, что безумно устала от такой навязчивости. И вообще ей нужны чашки по 100 рублей, а не фарфор за несколько тысяч.

В конце концов они перестали здороваться: Людочка обвинила коллегу в неблагодарности, а та её – в докучливости.

Один наш молодой сотрудник очень любил детективы. Людочка увязалась за парнем в книжный, поскольку «разбирается в литературе как никто другой». Утром обескураженный коллега показал нам толстенный том – «Руководство по постройке деревянного дома с газовым оборудованием и приусадебным участком». Его надежды покопаться вечерком на книжных полках Людочка обломала, подсунув ему дорогую ненужную книгу, поскольку, по её мнению, «такую книгу обязан прочесть каждый настоящий мужчина». Парень очень сожалел, что воспитание не позволило ему нагрубить «высокоинтеллектуальной» прилипале.

Как-то раз она потащилась с сотрудницей покупать её дочери подарок на день рождения. Ребёнок просил куклу Агату, которая храпит, когда засыпает, но Людочка настояла на дорогостоящей развивающей игрушке-конструкторе. Увидев это, девочка прорыдала весь вечер.

Утром чрезвычайно довольная собой пятидесятилетняя дурочка спросила у коллеги, понравилась ли дочке игрушка. Та ответила, что сегодня сама, без сопровождающих, поедет покупать куклу, ибо малышку вчера еле успокоили. На что Людочка ответила, что конструкторы намного полезнее кукол, а если ребёнок этого не понимает, то ему надо объяснить. Кстати, она может приехать к ним и сделать это, раз у родителей не получается.

Как коллега не послала Людочку по известному адресу, до сих пор удивляюсь. У меня такое желание возникло чуть позже, в Новый год.

Мой муж – военнослужащий. К тому времени он уже год находился в длительной командировке. Приехал домой 31 декабря в двухнедельный отпуск. Я не знала, куда его усадить, хотелось поговорить, пообщаться, а тут ещё хлопоты с новогодним столом, – ничего, справилась, всё успела.

Без десяти двенадцать раздался звонок. Я встала из-за стола, удивляясь, кому приспичило звонить за десять минут до боя курантов. На том конце провода послышался задыхающийся от восторга голос Людочки: «Поздравляю вас всех с Новым годом! И супруга от меня поздравьте!» (они не были знакомы). А затем она начала – медленно, с выражением, параллельно с речью президента – читать стихи Пастернака: «Снег идёт, снег идёт. К белым звёздочкам в буране тянутся цветы герани за оконный переплёт…» На фразе «не оглянешься – и Святки» я не выдержала и положила трубку, ринувшись к столу.

Телефон под бой курантов тут же зазвонил вновь. Так мы и чокались под назойливые трели, вслух отсчитывая двенадцать ударов. Муж вспылил: «Да что это такое? Кому там неймётся?»

Я вновь взяла трубку. Людочка как ни в чём не бывало сообщила, что нас разъединили, и продолжила декламацию. Гневу моему не было предела. Хотелось послать её подальше, но ругаться в разгар праздника не стала, просто кратко поздравила и отключила телефон.

Муж раздражённо спросил: «Да кто названивает тебе в такое время?» Сказала как есть – сотрудница поздравляла с Новым годом и читала стихи. Он поинтересовался: «А умнее ничего придумать не могла?» Я промолчала.

После праздников у мужа оставалось несколько дней отпуска, и он решил встретить меня после работы. Я ждала его на крыльце офиса, рядом подпрыгивала на морозце Людочка. Увидев подъехавшего мужчину в военной форме, она коршуном ринулась в машину, опередив меня.

– Ой! Вы ведь муж нашей Ивановой? Как давно я хотела с вами познакомиться! Вы меня подвезёте?

Супруг опешил. Но отказать даме постбальзаковского возраста, без приглашения усевшейся в автомобиль, было невежливо. Плюхнувшись на переднее, то есть на моё сиденье, она продолжила трескотню:
– А почему у вас такая длительная командировка? А вы разве ещё полковник, а не генерал? Я вам в Новый год звонила, читала стихи и поздравляла! Правда, ваша жёнушка не додумалась пригласить вас к телефону, но мы это ей простим, правда?

Муж с немым удивлением посмотрел в зеркало заднего вида, я пожала плечами. Он задал единственный вопрос: «Куда ехать?» – но Людочка, не поинтересовавшись нашими планами на вечер, выразила горячее желание прямо сейчас посидеть в кафе.

Супруг сказал, что у него намечена встреча с сослуживцами, где надо быть к определённому часу. Людочка тут же сообщила, что всё понимает, поэтому приедет к нам в гости перед его отъездом, чтобы создать всем маленький праздник, почитать стихи и сфотографироваться.

Даже муж, человек прямолинейный, растерялся от такой беспардонности. Я же и вовсе лишилась дара речи. Как объяснить этой дурёхе, что, как поётся в песне, «три счастливых дня было у меня», а затем опять расставание на год? Что соскучившиеся дети льнут к отцу, а мне даже отойти от него трудно… А тут вдруг посторонний человек ввалится к нам чуть не на сутки. Зачем? Ради чего?

Не помню, под каким предлогом мы от неё отделались, но супруг сказал, что таких дам с неустроенной личной жизнью и неукротимой энергией надо стреноживать, как лошадей, чтобы не вламывались в чужие семьи и не мешали людям жить.

У руководителя нашей организации в канун старого Нового года был день рождения – круглая дата. Людочка, разумеется, вызвалась купить подарок, поскольку, по её словам, умеет это делать лучше других. Коллеги, подустав искать презенты к Новому году близким, с удовольствием перепоручили ей эту почётную миссию. Правда, попросили показать приобретение до начала застолья, но наше «чудо» с придурковато-торжественным видом заявило, что это большой сюрприз.

На юбилее присутствовали банкиры, представители правоохранительных органов, коллеги из других юридических агентств. Все преподнесли очень достойные презенты, юбиляр был доволен.

После множества тостов и поздравлений Людочка наконец притащила корзинку, где лежали палка «деревянной» сырокопчёной колбасы, банка красной икры, коробка конфет «Вишня в коньяке», тульский фигурный пряник и шоколадные медальки в фольге. Всё это было засыпано то ли соломой, то ли резаной бумагой.

Юбиляр покраснел, поблагодарил, но не преминул заметить, что продуктовые наборы ему не вручали с 90-х годов, а подарок напомнил грёзы голодной студенческой юности. Дарительница, не обратив внимания на вполне предсказуемую реакцию, радостно верещала, что одаряемый, по правилам этикета, должен рассмотреть подарок, обрадоваться ему и поблагодарить. Босс, красный как рак, выложил провизию на стол. Людочка тут же распорядилась порезать колбасу, открыть икру и конфеты – и на стол, на стол! Хотя он и так ломился от угощений.

Когда шеф, сославшись на больной желудок, отказался жевать колбасу, Людочка вынудила его съесть конфету с коньяком, хотя он совсем не употребляет спиртное. А затем устроила идиотские конкурсы, награждая всех шоколадными медальками.

Кто-то из смежных ведомств поинтересовался, все ли наши сотрудники такие, как эта странная дама. Мы поняли, что репутация компании пострадала буквально за вечер. А ведь люди приходят на подобные мероприятия, чтобы, помимо прочего, обзавестись полезными знакомствами и пообщаться на своём уровне.

Утром Людочка была в восторге от того, как чудесно всё прошло, зато шеф пришёл на работу вне себя от ярости. Это и понятно: кому приятно чувствовать себя посмешищем из-за несуразного подарка и идиотского поведения подчинённой? Руководство компании предложило ей написать заявление об увольнении по собственному желанию. Ко всеобщему удивлению, Людочка быстро согласилась, на прощание сообщив, что все мы злые – она так старалась, а никто не оценил.

Глубоко убеждена, что такие люди всю жизнь пребывают в пятилетнем возрасте: я вам фантик подарила, а вы со мной дружить не хотите, я такая хорошая, всё лезу и лезу к вам, а вы меня гоните.

Жаль близкое окружение таких дурочек. Замучают кого хочешь, задушат, как петля на шее, и даже не заметят этого.

Из письма В.В. Ивановой,
Санкт-Петербург
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №11, март 2024 года