Болезнь красивых женщин
25.10.2012 00:00
«Я хочу жить, но боюсь снова скатиться в эту пропасть»

Болезнь красивых женщинЗдравствуйте, уважаемая Галина! Мама много лет читает «Мою Семью», и я тоже стала постоянной читательницей. Прошу у вас совета. Моя проблема, моя беда – это булимия. Мы с мамой планируем обратиться и к психологу в нашем городе, но сначала хотели бы узнать ваше мнение, чтобы понять, с чего надо начинать.

Мне 16 лет. Родилась в маленьком городке, там и прожила больше десяти лет, а теперь мы уже несколько лет снимаем квартиру в одном из самых больших городов Украины. У меня было, в общем, счастливое детство, хоть отец постоянно уходил в запои. Я часто плакала, когда видела и слышала ссоры родителей, их драки и постоянные попытки мамы развестись. В конце концов они расстались, и мы уехали жить в Россию к маминому новому гражданскому мужу. Но у неё не сложились с ним отношения, а к тому времени вновь объявился отец, который закодировался и просил простить его. Мама согласилась, потому что когда папа не пьёт – это золотой человек. В итоге семья воссоединилась, мы оказались в городе, в котором я и сейчас живу. Именно здесь и начались мои проблемы.

Лет c одиннадцати я начала переживать из-за того, что толстая, а с 13–14 лет стала зацикливаться на весе. Поначалу всё было безобидно, просто пробовала более правильно питаться. Для видимого результата требуется время, и я решила, чтобы похудеть быстрее, сесть на диету. Но сорвалась и наелась ещё больше обычного.

Снова начала себя ограничивать в еде, целый день пила только воду. Как я была собой довольна! Потом ещё пара дней голода – и снова срыв. Помню, что тогда я съела немножко гречки, варёное яйцо и полпомидора. Мне показалось, что это целая куча еды, и я побежала в туалет – вызвать рвоту и избавиться от неё. Потом такие случаи стали повторяться. Я попала в порочный круг: голод или жёсткая диета, срыв, рвота, самобичевание и снова голод или диета. И так – уже несколько мучительных лет!

Конечно, при этом я учусь, гуляю с друзьями, читаю, хожу в кино, отдыхаю и даже, подавляя свои комплексы, встречаюсь с мальчиками. Никто не догадывается о моей болезни. Я боролась с ней как могла, и однажды мне даже показалось, что я на несколько месяцев победила этого монстра. Я не вызывала рвоту, но принцип питания оставался прежним: либо сидела на жёсткой диете, либо ела как сумасшедшая. Меня не волновало тогда ничего. Пусть хоть война начнётся, но я, пока не набью желудок, спасаться не стану.

Во время так называемых «зажоров» (длились они от одного дня до двух-трёх недель) я не выходила на улицу, пока всё не доем, не отвечала на звонки, чтобы не тратить времени на разговоры. Иногда я ела столько, что приходилось говорить родителям, что у меня были гости.

Когда я голодала, любимым моим занятием было планировать срыв. Так мне становилось легче придерживаться диеты. За несколько дней до её окончания я писала список продуктов и блюд, которые хочу съесть, и ночью, мучаясь от голода, представляла, как буду поглощать всё то, о чём мечтаю. В день моего «запланированного срыва» я уже заранее переживала, знала, что всё закончится тяжестью в желудке, ненавистью к себе, и потом я не выдержу и опять пойду в туалет в гости к своему верному «белому другу».

Но что-то страшное всё равно толкает меня, заставляет забивать рот разнообразной едой, почти не прожёвывая, после этого залпом выпивать больше литра воды и идти вызывать рвоту. Я в совершенстве овладела этой методикой. У меня иногда шла во время процесса кровь носом, постоянно секлись и выпадали волосы, крошились зубы, слоились ногти, живот был похож на мячик, голос был сиплым, содранные о зубы костяшки пальцев – красными. Молчу уже о своём психологическом состоянии.

Недавно родители опять расстались. Мама ушла к другому, с ним она счастлива, и я её не осуждаю, очень рада за неё. Но папе было тяжело как никогда. Он опять начал пить, а я должна была находиться рядом с ним. С горем пополам он вышел из этой депрессии, хоть и сейчас ему так же плохо без мамы. А что я могу сделать? Это их отношения, и я бы хотела, чтоб они без меня их решали.

С мамой отношения у меня отличные, но вот с папой не всегда. Я выслушиваю его истерики, поддерживаю, когда он плачется мне вечерами. Но ведь ему 35, а мне 16! Я морально устала. Не так давно умерла от рака моя бабушка, перед этим – расставание родителей, скандалы и новый запой папы, предательство друзей, которых считала самыми близкими, много разных неприятностей. И ещё булимия, с которой я не в состоянии справиться. Мой вес при росте 161 сантиметр колеблется от 50 килограммов до 56. Был даже счастливый момент, когда я весила 47 килограммов, но потом всё вернулось.

В жизни я обычная девушка: учусь на отлично, слушаю музыку, увлекаюсь английским, обожаю читать, хожу в кафе и на концерты, у меня много хороших знакомых и товарищей, я весёлая и дружелюбная, у меня есть цель в жизни, но только не хватает силы воли и поддержки. Сейчас начала себя немного контролировать в количестве еды, меньше думать о том, что поправлюсь, и уже не наказываю себя голодом за то, что чуть-чуть больше съела. Вот уже около трёх недель не вызываю рвоту. Нашла в себе силы признаться маме в своих проблемах (раньше она об этом не знала). Теперь она поддерживает меня, старается помочь. Кстати, это она предложила мне написать вам.

Я перестала посещать в интернете сайты, пропагандирующие диеты и похудение. Так хочу перестать комплексовать по поводу своего тела, хочу перестать носить мешковатую одежду, панически смотреть на свой живот и ноги в зеркале, избавиться от булимии и всех мыслей, которые с ней связаны. Хочу жить как нормальные люди. Но я боюсь, что не смогу! Меня и сейчас посещают мысли о моём весе, калориях и срыве, но я пытаюсь их отогнать. Родители живут в других городах, я предоставлена сама себе и боюсь снова скатиться в эту пропасть, где везде еда, еда, еда. Я искренне надеюсь на вашу помощь, Галина! А может, кто-то из читателей сталкивался с этой проблемой и сумел справиться? Мой электронный адрес dashailika77@mail.ru.
Из письма Лики

Комментарий психолога

Милая, славная девочка Лика! Надо же, какая зараза к вам привязалась. Но вы с ней справитесь. Почему я уверена в этом?

Текст вашего письма свидетельствует о вашей несомненной эмоциональной зрелости, вы надеетесь в основном на себя. В таком юном возрасте вы свою жизнь организовали как совсем взрослый человек, живёте без папы-мамы. Вы не любите «давить на жалость»: в обращении ко мне практически отсутствуют эмоции, вы излагаете только сухие факты. Поэтому, Лика, я надеюсь, что у вас хватит мужества признать, что вы больны.

Булимия – это болезнь, типичное психосоматическое заболевание. У этой болезни есть как психологические, так и физиологические причины. Физиологическая причина булимии кроется в дисфункции мозговых центров гипоталамуса, регулирующих чувство голода и насыщения. А вот сбой в работе мозга вызывают психологические причины, большинство из которых имеет эмоциональную природу. Скорее всего, булимия является своеобразной реакцией психологической защиты. Младенец чувствовал любовь и заботу, когда мама его кормила. Поэтому, покупая и съедая что-то вкусное, сладкое, мы совершаем своего рода ритуал любви и заботы о себе.

Но булимия, кроме болезненного, так называемого компульсивного (насильственного) переедания, включает в себя и акт болезненного, варварского освобождения от пищи. Какова психологическая причина такого издевательства над собой? Когда человек много ест, у него возникает чувство вины, и он себя за это наказывает. Обилие психологических факторов в возникновении булимии позволяет нам понять, почему её лечение невозможно без психотерапевта, без психолога, без психоаналитика.

Психоанализ необходим, чтобы выявить бессознательные конфликты. А затем нужно переходить к когнитивно-поведенческой терапии, цель которой – изменение мыслей человека о себе.

На первых этапах психотерапевт применяет лекарства. Для лечения булимии на сегодняшний день одобрен только один антидепрессант. Мы с вами не будем его называть, чтобы не соблазнить кого-то на самолечение.

Болеют булимией женщины преимущественно от 15 до 30 лет. Это профессиональное заболевание моделей, балерин, танцовщиц, шоувумен. Не выступающие на подиуме и на ТВ так называемые «домашние» булимики – особый психотип, им свойственно завышать стандарты и занижать самооценку. Такие девочки чересчур взыскательны к себе, склонны к одиночеству и депрессии. Отличает этих людей и эмоциональная закрытость – неумение выражать свои чувства и даже боязнь осознать их. В системе самооценки булимиков вес и фигура занимают первое место. Именно эти факторы определяют их отношение к себе. Более того, они уверены, что от этого зависит и отношение окружающих к ним.

Булимию обязательно нужно лечить, потому что она влечёт серьёзные последствия. Вымывается калий и натрий, происходит обезвоживание организма; рвота вызывает выброс кислоты в пищевод, что приводит к заболеванию как пищевода, так и зубов и десен. Плюс нарушение кишечной перистальтики и другие мелкие и крупные неприятности. Но булимик страдает не только физически, его душевное состояние хуже некуда. Мысль о еде занимает всё больше и больше его жизненного пространства: как бы поменьше съесть, или как бы побольше съесть и потом от этого избавиться. Мучают булимика постоянное чувство вины и стыда, низкая самооценка. Кроме того, он чувствует ущербность, старается скрыть от окружающих свой «порок» и, как правило, избегает близких отношений, обрекает себя на одиночество.

Как же лечится булимия? Во-первых, в стационаре, и потом пациент постоянно контактирует с лечащим врачом. Но не во всех клиниках имеется такое специализированное отделение. Можно вылечить булимию и в режиме групповой психотерапии, что мне нравится больше всего. В группе каждый почувствует себя таким же, как другие. А это чрезвычайно важно для того, кто ощущает себя изгоем.

Но, скорее всего, вам придётся выбрать индивидуальную психотерапию. Вы, Лика, умный человек и должны признать, что ваше представление об идеальной фигуре болезненно и неадекватно. Конечно, вы психически здоровы, в этом никто не сомневается, но в вашем восприятии есть изъян, и вам придётся доверять не собственному искажённому восприятию, а мнению других, авторитетных для вас людей.
А ещё, Лика, вам необходимо признать то, что практически никто из женщин признать не в состоянии: у вас нет вкуса, вы не умеете одеваться. Без специалиста или знакомого стильного человека вам не обойтись. И не надейтесь, что со временем эстетическое чувство у вас разовьётся, я таких случаев не знаю. Оно либо есть, либо нет. И когда тот, кто уродует себя одеждой, ещё и произносит глупейшую фразу «О вкусах не спорят», говорит, что вкусы у всех разные, у меня на душе становится тягостно грустно. Мама ваша пользуется успехом у мужчин, это неоспоримо означает, что она умеет выбирать одежду, подчеркивающую её достоинства. Выбросьте своё мнение на помойку и доверьтесь маме.

Тем более что любая личностная терапия проходит успешнее, если сочетается с семейной терапией. Поддержка специалиста – это, конечно, хорошо, но поддержка близких эффективнее, потому что они всегда рядом. Не зря же самым удачным способом похудения специалисты считают участие всей семьи в разработке сбалансированного питания. И в этом вам, Лика, придётся довериться специалистам, потому что и в этом вы ничего не понимаете, и ваши эксперименты с диетами ничего, кроме вреда, вам не принесли.

Конечно, лечение булимии не может быть успешным без активного включения самого больного в этот процесс. Мне не нравится, когда к человеку обращаются: «больной», но в данном случае я считаю это принципиально важным. Булимик должен признать себя больным. Это первый, но самый важный шаг, без него не будет дороги к выздоровлению.

Шаг второй. Открыться специалисту, не откладывать на потом, не надеяться, что «само пройдёт», «сама справлюсь».

Шаг третий. Признать роль личностно-эмоциональных проблем в возникновении заболевания. Людей с лишним весом полно, но заболевают булимией только 4 процента женщин от 15 до 30 лет. Придётся вам поверить специалисту, что ваши представления об идеальном весе и идеальной фигуре неверны и требуется коррекция этих представлений. Это очень трудно и потребует длительной работы.

Одна из самых важных посылок, приводящих к болезни, – это не просто неумение, а часто невозможность выразить чувства. С помощью психолога, Лика, вам придется учиться выражать свои эмоции, говорить о них. А ещё вы будете учиться не бояться чувств, не стыдиться их, признавать их право на существование.

Лика, невозможно справиться с этой хитрой болезнью, если не принять на себя ответственность за собственную жизнь, за своё здоровье. Без веры в себя, которую так «успешно» подрывает булимия, дорогу к выздоровлению не осилить. Значит, нужно эту веру укреплять. Долой перфекционизм. Основным условием победы будет ослабление жёсткой ориентации на достижение «модельных» форм.

Итак: психотерапия, антидепрессанты (на первых порах), помощь диетолога. И конечно, если есть возможность, в самом начале работы хорошо бы обратиться к стилисту, который сумеет доказать, что девочка может быть красивой при таком для неё «ужасающем», а для нас смешном весе, как 56 килограммов.

Лика, я уверена, что вы справитесь с этим вызовом и будете такой же и внешне, и внутренне привлекательной, как ваш друг – мама. Удачи вам, милые девочки.

Галина БЕЛОЗУБ