С ней опять никто не дружит
08.04.2024 16:20
Две девочки так в лицо и сказали: мы не будем с тобой общаться

С ней опять никто не дружитЗдравствуйте, уважаемые сотрудники редакции! Решила обратиться к вам за помощью. Возможно, взгляд со стороны и умный совет помогут мне правильно поступить в сложной ситуации.

Дочери 11 лет. В этом году она перешла в новую гимназию, в пятый класс. Никакой травмы не случилось, она сама хотела уйти из прошлой школы, где у неё не было друзей. Тем более в гимназии учится моя младшая дочь, так что и с этой точки зрения удобно.

Новеньких пришло 11 человек, и все девочки.

Через полтора месяца учёбы я услышала: «Не хочу идти в школу, устала, не выспалась». Честно признаюсь, в сентябре у меня были трудности на работе. Я сменила её, прошла через многое, в том числе через травлю, поэтому не уделила достаточно внимания адаптации ребёнка. Я просто спрашивала дочь, как дела в школе, не обижают ли её. Она отвечала, что всё нормально.

Но сердце подсказывало, что это не так, и потихоньку я начала выводить ребёнка на разговор. Не сразу, но дочь призналась: «Со мной одноклассникам не интересно. Я считаюсь типа «ботан», умею общаться с учителями, может, поэтому они не хотят со мной дружить». Две девочки так и сказали ей в лицо: «Мы не будем с тобой общаться!»

Перед Новым годом они играли в «Тайного Санту» – каждый готовил подарок однокласснику, на которого выпал жребий. И лидер класса, узнав, кому моя дочь готовит подарок, сказала, имея в виду ту девочку: «Не повезло ей». Я спросила дочь, почему она так решила, в ответ услышала: «Они думают, что я вообще ничего не подарю».

Также лидер вскользь сказала, что моей дочери не идут её очки в бордовой оправе (я сама выбирала, и они ей идут) и бордовые туфли – «не в тему». В этом классе обеспеченные детки, носят только дорогие вещи, поэтому такая реакция. Я дочери тогда ответила, что это цветовые акценты, я специально так подобрала, чтобы оправа и туфли ещё и с рюкзаком по цвету сочетались. Она призадумалась.

О дочери. Она хорошо учится, и я знаю, что проблем с общением у неё нет. По крайней мере, во дворе быстро вливается в любую компанию. Я посоветовала: «А ты спроси у лидера, почему она сказала, что той девочке не повезло». Дочь ответила: «Если спрошу, она потом выставит всё так, что я окажусь виноватой».

Кроме того, на совместных работах никто из класса не садится рядом с моей девочкой, часто она остаётся одна. Но класс в целом очень хороший, постоянно проводятся мероприятия, разные поездки, но там дочь тоже одинока. Все сбиваются в группки, а она – отдельно. При этом всем помогает, и списать даёт, и всё такое.

Недавно был случай: одноклассница попросила дочку сходить с ней вместе в медпункт. Они пошли, дочь сидела и ждала её снаружи. Звонок уже прозвенел. Девочка выходит и говорит: «О, ты ещё здесь?»  «Ну, мы же вместе пришли, как я могла тебя оставить?» – «А я бы ушла, ведь звонок прозвенел». Так что в плане нравственных ориентиров у дочери всё в порядке, а вот уверенности в себе нет. И я понимаю, что это моя вина.

Может, травля и агрессия в прямом смысле там отсутствуют, но ребёнка не принимает коллектив. Написала учительнице, та ответила, что моя дочь со всеми общается нормально. Но я же понимаю, что ей очень одиноко, сердце болит, пишу всё это со слезами на глазах.

И как мне ей помочь?

Может, написать маме одной из одноклассниц, с которой немного общаюсь, чтобы получить обратную связь? Мне надо понять, в чём проблема, что мой ребёнок делает не так, почему одноклассники её не принимают. Или не надо ни с кем делиться?

Тут ещё такой момент. Дочь не хочет ходить ни в какие кружки. Я много чего предлагала, но всегда получала отказ. Хотя она и рисует, и лепит. Я бы отдала её в моделинг, у неё красивая фигура и внешность необычная. Тоже не желает.

Я вот думаю: где я повернула не туда? И вспоминаю, что все вокруг – и родные, и подруги – восхищались моей младшей дочерью, она и правда прикольная. В этот момент старшая и ушла в тень. Видимо, тогда у неё и появились комплексы. Я правильно нашла корень проблемы?

У младшей с самооценкой полный порядок, иногда сама удивляюсь, насколько мои девочки разные.

Я очень хочу помочь старшей дочери. Сама была в такой ситуации, причём в том же возрасте. Но я подружилась с лидером класса, и меня приняли, хотя остальная свита недолюбливала. Думала предложить этот вариант дочери, но понимаю, что это непросто сделать. Вот такая ситуация, и мне нужно её как-то исправлять. Буду благодарна за мудрый совет!

Из письма С. А.

Комментарий детского психолога

Уважаемая автор письма, давайте вместе попробуем разобраться, как вы можете поддержать старшую дочь.

Вы предполагаете, что она чувствует себя в классе одиноко, что новый коллектив девочку не принимает, хотя ребёнок по собственной инициативе вам и не жаловался. Вы только что устроились на новую работу, где пережили травлю, а также вспоминаете собственные школьные годы и сложности отношений с одноклассниками. То есть в желании помочь дочери вы опираетесь на личные переживания и прошлый негативный опыт, а также подтверждаете свои догадки расспросами девочки о конфликтных ситуациях с одноклассниками.

Для начала было бы важно разобраться, действительно ли у дочери серьёзные проблемы с общением или они преувеличены вами на основании личного опыта. Ведь любое школьное общение имеет приятные и неприятные аспекты. Это нормально. Действительно ли ребёнок в классе попал в социальную изоляцию и нужно ваше срочное вмешательство?

Лучше поговорить с людьми, которые имеют возможность ежедневно наблюдать поведение детей в классе. Прежде всего это классный руководитель. Если вы доверяете его мнению, то лучше побеседовать с ним лично, ведь именно он настоящий лидер класса, а не какой-нибудь ребёнок. Если же вы не доверяете этому педагогу и сомневаетесь в его способности управлять обстановкой, то, возможно, вы поручили заботу о дочери не тому человеку. Увы, родителям не часто приходит в голову заранее составить впечатление об учителе.

И вне школы вы могли бы найти специалиста, который способен наблюдать поведение ребёнка в группе. Существуют «группы общения» для детей и подростков, которые ведут психологи.

«Не хочу ходить в школу!» – это самое обычное желание, которое время от времени возникает у любого школьника. Оно действительно может свидетельствовать об усталости ребёнка или хроническом недосыпании. Нужно разобраться и принять соответствующие меры: устраивать прогулки на свежем воздухе, раньше ложиться спать, принимать витамины… Однако вспомним себя: мы и без всяких причин не всегда рвались в школу. Рутинные ежедневные обязанности обычно ни у кого не вызывают энтузиазма. И это тоже нормально. Кто радуется ежедневному мытью посуды или еженедельной уборке квартиры? Но делать это нужно – и мы делаем.

Но если ваши опасения небеспочвенны и проблема с общением реально существует, чем тогда вы можете помочь?

Казалось бы, ситуация изначально сложилась благоприятно: в класс пришли одиннадцать новеньких девочек, среди которых вполне можно найти подруг. Однако этого не случилось. В старой школе у дочери также не возникло близких связей. А на внеклассных мероприятиях вы видите дочь в одиночестве. Возможно, она не знает, как можно подружиться. Обычно мы не задумываемся о явлениях, которые происходят сами собой. Дружба возникает спонтанно, для этого не нужно делать ничего специального, для неё достаточно доброжелательности, открытости, взаимной симпатии, общих интересов.

Взгляните на маленьких детей. Случайно оказались в одной песочнице – оп, уже играют! Почему так? Маленькие дети, в отличие от взрослых, друзей не выбирают, они дружат с тем, кто случайно оказался рядом.

Когда возникают трудности общения? Когда родители начинают критиковать новых друзей. «Отойди от него, он песком бросается! Смотри, он у тебя лопатку забрал и не хочет отдавать. Какой плохой мальчик! Не надо с таким дружить!» Они подчёркивают плохие черты окружающих детей, ребёнок начинает бояться потенциальных друзей. Родители часто воспринимают других малышей как источник опасности. Потому что, во-первых, помнят, что так себя вели их собственные мамы и папы, во-вторых, в памяти оживает негативный детский опыт, а он ведь есть у каждого. Родители не хотят, чтобы их чадо пережило нечто подобное. Пытаясь оградить его от опасности, они порождают в ребёнке страх, который затем не так-то легко преодолеть.

Иногда родители сами испытывают трудности коммуникации, не имеют друзей, кроме тех, с кем вместе критикуют окружающих. Тогда сын или дочь принимает такое поведение за образец для подражания. Окружающие дети в ответ начинают так же критиковать ребёнка, от этого он пугается ещё больше. Возможно, подобную ситуацию вы и описываете.

Вы пишете, что формальные отношения со взрослыми ваша дочь выстраивает прекрасно, но, увы, учителя не годятся в подружки. Дети же, по мнению девочки, считают её скучной. То есть она сама считает себя скучной.

Как это – «быть скучным»? Скука возникает, когда поведение человека парализовано. Он боится сделать неверное движение, он думает, прежде чем действовать. Поэтому выглядит замороженным. «Ботаник» – старинное и довольно точное школьное название для детей с трудностями общения. То есть похожий на неподвижное растение. Ребёнок боится других детей. Он застыл в амбивалентном состоянии «и хочется и колется».

Ваши рекомендации, как ей поступить, могут вызвать обратный эффект. Девочка не сможет их выполнить, и каждая новая неудача приведёт к нарастанию отчаяния. Что тогда нужно сделать?

Создать позитивный опыт. И вы можете его организовать. Как? Например, подружиться с какой-нибудь мамой из класса, пригласить новых знакомых к себе или на совместные прогулки. Можно разрешить дочери звать одноклассников в гости и без родителей. Дети любят узнавать, как живут друзья. На своей территории дочь будет чувствовать себя увереннее – хозяйкой. При встрече сыграйте роль посредника: напоите ребят чаем с «вкусняшками», поиграйте с ними в настольную игру, затем займитесь своими делами, а дети пусть развлекаются сами.

Вы можете поискать сообщества взрослых с детьми, которые любят отдыхать вместе – выезжают на экскурсии, в туристические лагеря. Некоторые мои знакомые в таких компаниях нашли друзей и себе, и детям. Основная ваша задача – помочь дочери преодолеть страх перед общением, но не с помощью подталкивания, а путём создания подходящих условий. Подойдут кружки, где дети не просто чем-нибудь занимаются, но и общаются. Моделинг, конечно, в этом плане не лучший выбор. Если я правильно понимаю, там человека учат, как стать более привлекательным: красиво одеться, украсить своё лицо с помощью макияжа, красиво себя преподнести… И что – это поможет с кем-нибудь подружиться? Нет. Поможет лишь продать себя в качестве модели для рекламы. Мне кажется, испытание такого рода работой могут выдержать только духовно очень крепкие люди. Слишком велико искушение начать идентифицировать себя с идеальным изображением в зеркале. Но человек не равен своему изображению. Он хорош таков, каков есть.

Это ощущение – основа уверенности в себе. Кому как не маме подарить это чувство своему ребёнку. Желаю вам успехов!

Татьяна БЕЛЮЧЕНКО
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №14, апрель 2024 года