Орёл мечтает о свободе
12.04.2024 00:00
«У хорошей жены муж не пьёт»

Орёл мечтаетЗдравствуйте, «Моя Семья»! Мы с мужем пятнадцать лет вместе. Выплачивали ипотеку, растили и воспитывали дочь – сейчас она первоклассница. И всё было хорошо, пока муж не стал уходить в запои.

Ещё пару лет назад это выглядело не так заметно, и я сразу не поняла, в чём дело. Праздник, день рождения друга – каждый раз находилась какая-нибудь причина, чтобы муж пришёл пьяный. Два-три дня пил, отлёживался, а потом на месяц – хороший муж и отец.

Примерно полтора года назад запои стали длиннее, совесть уснула, вести себя в запоях стал как быдло. Последний год график такой: неделю пьёт до невменяемого состояния, четыре недели – трезвый и злой. Пьяный валяется, где упадёт, убегает куда-то – ведь все кругом злые. Протрезвев, просто ждёт, когда я приду мириться, поскольку дочка его очень любит и всегда старается нас соединить.

Я терпела. Последние месяцы ходила на собрания созависимых, читала тематические форумы, уговаривала мужа не пить. Плакала, ругалась, пыталась его отвлечь. Но он отрицает наличие проблемы, алкоголиком себя не считает.

Недавно перед праздником опять ушёл в запой. Я молилась, просила Бога дать знак, что делать, ведь сил у меня уже нет. Стала злая, дёрганая, на работе заработок резко упал – он зависит от объёма. А когда мне работать, если всю неделю любимый муж приходит в час-два ночи, треплет нервы, и я засыпаю только под утро?

Недавно не донёс до туалета малую нужду. Я утром сказала: всё, разъезжаемся, как только протрезвеешь. Муж обиделся и убежал, хлопнув дверью. Он может уйти к сестре или брату, но там не нальют, поэтому он тусит в каком-то притоне со всякой пьянью. С понедельника трезвый вышел на работу. Рассказывал всем, что жена выгнала из дома. На связь не выходит, даже ребёнку не пишет, вещи отдать не просит – пока пьяный был, я забрала у него паспорт, права и ключи. Побоялась, что украдёт кто-нибудь.

На работе обрадовались, что я вернулась в строй, обеспечили заказами. Дочка всё поняла, поплакала, что папы нет, но сейчас вроде успокоилась. Свекровь, живущая в другом городе, требует найти мужа и закодировать, а мне не хочется его искать. Ну как я насильно его потащу? Может, человек счастлив в запоях. Мне больно видеть, как стремительно он спивается и деградирует. Скажи кто-нибудь года четыре назад, что так будет, – посмеялась бы. А теперь плачу почти каждый день.

И сомнения появляются: может, я нагнетаю и понапрасну выгнала хорошего человека, лишила дочь отца? Он ей и сказки читал, когда был трезвым, и в куклы играл, и к лошадям возил, и уроки с ней делал. Косички заплетал, а когда болела – держал ингалятор. Но потом ушёл и забыл о дочери.

Мы рано поженились, так что муж никогда не жил один. Сперва с мамой, после армии – у брата, потом мы встретились и скоро стали жить вместе. Видимо, орёл вырвался наконец на свободу. Может, он всегда хотел улететь к своему запойному счастью, а тут мы со своим занудством: у тебя семья, у тебя ребёнок, тебе о здоровье пора подумать… Но ведь он мечтал о свободе!

Раньше он не пил, поэтому я чувствую вину и стыд. Вот жил себе мужик спокойно, женился, ребёнка родили, руки у него золотые, бизнес хорошо пошёл – и вдруг начал спиваться. Что же это за жена, у которой муж не хочет идти домой, предпочитая бутылку?

Я всегда работала, плечо подставляла, зарабатывала очень хорошо, чтобы он мог спокойно сосредоточиться на создании бизнеса. И кредиты выплачивала, и быт вела, и ребёнком занималась, и свекрови помогала. Всё есть у человека. Почему резко стал пить – мне не понять. Думала, может, другую встретил, так я бы отпустила. Но ведь нет. Ощущаю себя мусором – даже не на живого человека променял меня, а на какую-то водку. Если раньше, протрезвев, испытывал стыд, то в последнее время я чувствовала лишь его злость и раздражение. Будто мы ему мешаем.

Был работягой, душой компании, заботливым, спокойным – стена и опора. А теперь маргинал из криминальных сводок. Правда, на меня его агрессия в пьяном виде никогда не распространялась. Но так бывает только до поры.

Свекровь до последних дней не верила, что сын пьёт, хотя я пыталась привлечь её внимание к этой беде. Отвечала: «все пьют», «у хорошей жены муж не пьёт», «да разве три дня – это запой?». И мне казалось, что я прицепилась к мужику и дышать не даю своим контролем.

Дочку очень жалко. Когда случался запой, она всегда меня спрашивала:
– Что, папа опять сорвался? Мамочка, с папулей ведь всё в порядке будет?

Я сразу выселяла его в другую комнату, чтобы дочь не видела, в каком он состоянии. Но запах и шум не скрыть. А однажды, когда я была в командировке, он пьяный забрал её из школы и дверь открыть не смог – валялся на лестничной клетке. Дочка мне позвонила, и я срочно попросила свою маму открыть дверь и посидеть с внучкой. Мама хотела забрать её к себе, но дочь не пошла.

– Как же папочка без меня, вдруг ему плохо станет?

Возможности сменить жильё у нас сейчас нет. Рядом школа. Родителей недавно поближе перевезла, ведь мама стала инвалидом после ковида. Не знаю, оставит ли муж мне свою долю в квартире. Три четверти ипотеки я гасила, готова ни на что больше не претендовать – ни на машину, ни на его бизнес, лишь бы с жильём сейчас не заморачиваться.

Муж свекрови умер от пьянства молодым, до 35 не дожил. Упал откуда-то и разбился насмерть. Его она кодировала. Но он пил каждый день, без перерыва, сразу было ясно, что алкоголик. Может, поэтому она меня убеждала, что мой не пьёт, раз это происходит всего два-три дня в месяц. И мне становилось стыдно. У других сразу понятно – пьют, дебоширят, из дома несут, бьют. И тут я. Мне сорок, а я не в силах понять, алкоголик ли мой муж или я просто себя накручиваю.

– Тебе заняться нечем, – говорила свекровь. – Надо больше о семье думать, больше любить и заботиться обо всех. Жена – шея, вот и найди ему занятие в свободное время, чтобы его только домой тянуло.

А я не смогла. Видимо, бежать домой к своим девочкам не так интересно, как пить и валяться под забором.

Сложно, когда любимый человек три дня в запое, а потом месяц трезв, деятелен и заботлив. Трезвый он чист, одет с иголочки, выбрит, весел, умён, много работает, всем знакомым спешит на помощь, с соседями вежлив и даже галантен. Посмотришь на такого и решишь – наговаривает жена. И никогда не подумаешь, что это он в пьяном виде заблевал клумбы под окнами бабулек, а потом упал и стёкла в подъезде разбил.
Вся родня твердила:
– Это не он спивается, а ты с жиру бесишься. Занять мужика в семье – дело жены.

Только папа меня поддерживал. Остальные уверяли, что я всё придумываю. Ну а сейчас уже всем очевидно.

Я вымоталась за это время. Из цветущей и уверенной в себе женщины превратилась в невротичку. Каждый вечер по голосу мужа пытаюсь понять, трезв он или опять сорвался.

Впервые задумалась о разводе, когда мы его встретили возвращавшимся со дня рождения. Он валялся на проезжей части, а дочка со слезами тянула его за руку:
– Папочка, вставай, пожалуйста, тут машины едут!

После этого он два месяца не пил и занимался с дочкой.

Я его выгнала больше из-за дочки. Одно дело самой видеть запои мужа, другое – когда она всё это наблюдает. Вдруг решит, что так жить нормально? Хочу ей хорошего будущего, чтобы она могла гордиться отцом, а не стесняться его.

Мне сложно поставить себя на её место. Я росла в семье, где родители не употребляли алкоголь. Бокал вина на праздники – максимум. Поэтому я и не смогла вовремя распознать начало кошмара. Тем более всё произошло очень резко, буквально за полтора года.

Мне тяжело понять, как надо говорить с дочкой, чтобы она не повторяла моих ошибок, но в то же время понимала, что её папа – не плохой. Не хочу его возвращать, хотя очень люблю и мы многое вместе пережили. Дочь достойна спокойной и радостной жизни. Мне странно, что отец так быстро о ней забыл. Она запланированный и долгожданный ребёнок. Он подгузники менял, укачивал, гулял, всегда занимался с ней. А тут пропал. Хотя, может, так лучше, а то бы сейчас писал, названивал, душу рвал ребёнку.

Возвращения его не хочу. Если бы в первые два дня попытался вернуться с цветами и раскаянием – ещё возможно. А сейчас твёрдо настроена на развод, почувствовала, что не пропаду без него, мир с его уходом не рухнул. Если трезвый придёт – препятствовать общению с дочкой даже в мыслях нет.

Из письма К.
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №14, апрель 2024 года