СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Команда КВН «Ровеньки»: В наших краях у всех мужчин золотые руки
Команда КВН «Ровеньки»: В наших краях у всех мужчин золотые руки
15.04.2024 12:18
РовенькиЗрители КВН знают, что самая яркая команда, появившаяся за последние годы, – это «Ровеньки». Двукратный вице-чемпион Высшей лиги и самая народная команда в прошлом году не по решению жюри, а по требованию зрителей вышла в финал. «Моей Семье» удалось поговорить с тремя её ярчайшими участниками. Викторию Черняеву с супругом Юрием Шишкановым мы застали в Орле, а капитана команды Алексея Лубенко – в родных Ровеньках, под Луганском.

– Алексей, все участники вашей команды рождены, учились и работали в Ровеньках?
Алексей Лубенко: Все, кроме Вики. Но Вика тоже росла рядом – в сорока километрах от нас, в городе Лутугине. А вот мы все – из Ровеньков. Это небольшой город, он специализируется на горном деле, так что у нас живут целые шахтёрские династии. В моей семье не было особого выбора, кроме как получить горное образование, а уж потом пробовать себя на другом поприще. Почти все мы сначала обучались в нашем горном техникуме, позднее он стал колледжем. И команду назвали в честь родного города Ровеньки. Но это не просто городок в Луганской республике, это собирательный образ малых городов в российской глубинке. И стиль наших выступлений – провинциальный хардкор. (Смеется.)

– А чем ещё знамениты Ровеньки?
– Ровеньковским ДК! У нас он очень хороший, один из лучших на территории Луганской республики. И когда мы о нём отзываемся критически, это, конечно же, враньё! Нет у нас там никакой разрушенной крыши! Там стоят мягкие комфортабельные кресла, он модный, новый, молодёжный. Однако в соседних городах порой ничего не поменялось с советских времён. И мы в своих номерах рассказываем как раз о таких старых дворцах культуры.

– А местные жители не обижаются, когда вы критикуете малую родину?
– К моему брату Паше Лубенко, который тоже играет у нас в команде, как-то раз подошёл однокурсник: «А почему вы нехорошо отзываетесь о нашем городе?» Есть люди, которые воспринимают шутки на свой счёт. Зато другие говорят: «Всё верно, надо ещё больше песочить наши власти». Но наш юмор действительно работает! Четыре года назад у нас прозвучала шутка о ровеньковском футбольном клубе. О том, что у наших ребят форма лучше, чем у «Барселоны» и у «Баварии», – брюки клёш. Юрка Шишканов спрашивает: «А шорты?» – «Какие шорты? На поле травы по колено!» Шутка попала в цель, и после показа выступления по телевизору у нас в Ровеньках скосили в парке всю траву и постригли газон на футбольном поле! Так что благодаря нашему юмору проблема взволновала начальство. Потом ко мне подходили люди: «Всё правильно, скажите ещё и за дороги, за проблемы с водой и отоплением». Но мы всё-таки не ставим целью шутить о ЖКХ.



– Сейчас любая информация о ЛНР и ДНР воспринимается особо. Скажите, как Ровеньки пережили восемь лет до прихода России? И что было потом?
– Это сложная тема, не могу говорить за всех. Каждый сам выбирал свою судьбу. Кто-то уехал в сторону Запада, а кто-то остался в Ровеньках. Некоторые ещё с 2014 года начали перебираться в Россию. Каждый искал свой путь. Зависело от того, где находятся родственники, где лучше работа, ну а порой просто сердце подсказывало. Если говорить о нашей команде, то с тех пор как мы объединились в 2015 году, у нас благодаря сделанному выбору дела идут только в гору. Мы побывали в огромном количестве городов России. Я никогда в жизни не увидел бы их без КВН. И, наверное, даже на самолёте никогда бы не полетал.
А если говорить об обстановке у нас в Ровеньках и в городах поблизости, то, конечно, всё не просто. У нас, кавээнщиков, появляется возможность выступать с благотворительными концертами, и мы никогда не отказываемся. Понимаем, что в такое сложное время людям нужно отвлекаться. Выступаем перед военными, их семьями, пытаемся поднять настроение. Вот я уехал, например, на гастроли – в Орёл, Тверь, куда-нибудь ещё… Там ты находишься далеко от всего этого. Но потом возвращаюсь в Ровеньки, к родным, отец у меня здесь, приезжаю к нему, и тут тебе сразу всё напоминает о происходящем. Постоянно слышны отголоски… Люди к этому уже как-то привыкли. Смеются, но чувствуют себя не так, как в центре России.

– Сейчас часто говорят о донбасском характере, о том, что там живут особенные люди. Каков он – донбасский характер?
– Здесь очень работящие люди, в этом основа нашего характера. Донбассовцы всю жизнь работали на шахтах, поэтому мужчины умеют всё делать своими руками. Даже дома строили сами. Сейчас, конечно, немного по-другому: люди стали приглашать специалистов, чтобы перекрыть крышу, провести воду. Но я рос в семье, где отец умеет всё, кроме плитки. Вот плитку класть не умеет. У моего дядьки тоже золотые руки. Дед построил дом, в котором они с бабушкой всю жизнь прожили. Раньше у нас в Ровеньках, помимо шахт, была мебельная фабрика, а ещё обувная, на которой работала моя бабушка. Однажды она ездила на Север, навестить сына во время службы в армии, и рассказывала, что там продавали ровеньковские тапочки! Нам только давай рабочие места – открывай заводы, фабрики, шахты, – и люди сами всё сделают. С этим в Донбассе нет проблем. А вот с рабочими местами проблема. За последнее время некоторые шахты закрылись, были сокращения.



– А в России, наоборот, рабочих мест много, а людей не хватает.
– В Ростовской области огромное количество рабочих мест уже позанимали наши ребята. Многие перебрались туда на шахты и предприятия. Даже мои студенты сейчас работают там.

– Вы по профессии преподаватель специальных горных дисциплин…
– Уже четыре года не преподаю. А пока работал в горном техникуме, вёл пять разных предметов. И ещё меня попросили: Лёша, возобнови у нас КВН. Я как молодой и горячий этим занялся. Я ведь играл, ещё учась в Днепропетровском горном университете. Это был второй по величине горный вуз на всём советском пространстве, а первый – в Москве. И оба открыл Михайло Ломоносов. Потом я вернулся преподавать в техникуме в Ровеньках, который окончил ещё до университета. Собрал команду, двое парней из неё до сих пор играют вместе со мной – это мой младший брат Паша Лубенко и Юра Шишканов. Они мои бывшие студенты, когда-то писали мне курсовые работы.

– Им довелось поработать в шахте?
– Работали! Мы все работали. Во время учёбы предусмотрено полтора года практики. И после окончания ещё полгода. То есть у каждого из нас есть стаж. Самый большой – у Коли. Коля очень много работал на шахте.

– Николай Ткач – самый взрослый участник вашей команды.
– Николай попал к нам в команду в 2016 году. Он невысокого роста, и у него всегда безмолвные роли. Коля много лет работал машинистом подземных установок на шахте. И уже с конца девяностых играл в КВН, везде ездил, много видел. Часто играл в нашем ДК как актёр, исполнял роли в детских сказках. У нас в Ровеньках есть режиссёр, который к каждому Новому году ставит классные детские спектакли. Коля играл и Водяного, и Царя. Когда мы с ребятами формировали сборную, то позвали Колю как яркого персонажа.

– Как попал в команду ваш брат Павел, спрашивать не буду.
– Павел Лубенко попал к нам, потому что он очень талантливый комик. Мы движемся одной дорогой, он с молодости пошёл по моим стопам, с первого курса техникума начал играть в КВН под моим руководством. С Юрой Шишкановым я познакомился на дне первокурсника у нас в техникуме, он со своим товарищем показывал какую-то миниатюру. Я сразу увидел в нём потенциал, позвал в команду.

– Как создаются номера, выступления, как придумываются шутки для КВН?
– Очень часто молодые команды варятся лишь в стенах своего учебного заведения. Но всё-таки хорошо бы найти возможность поиграть в Лиге КВН, чтобы поработать с редакторами. А вообще, самое сложное в номере – родить идею, которая потом наполнится содержанием. Вот пример: у нас Вика, Коля и Юра обычно выходят в образах каких-нибудь персонажей. Всегда стоит вопрос – каких персонажей взять и почему? В финале Вика выходила в образе председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной. Мы подумали – прикольная тема, можно пошутить о взрослых проблемах и при этом смешно показать образ чиновника. За время существования команды мы уже столько образов воплотили! Но лучше всего нам подходят образы людей из маленького провинциального городка. А вообще, пять минут кавээновского выступления могут создаваться два месяца. Пишешь обычно от двадцати до сорока шуток, из них потом выбирают пять-шесть. А затем они проходят редактуру – опытные редакторы подсказывают, как сделать лучше.

– И кто же эти редакторы?
– Легендарные кавээнщики. Например, Михаил Наумович Марфин. Ещё – чемпион Высшей лиги в составе РУДН Сангаджи Тарбаев и другие штатные сотрудники КВН.

– А бывало так, что вырезали почти всё?
– Это очень частая история для многих команд. Бывает, редактура вообще всё бракует. Ведь на большой сцене мнгогое смотрится иначе, чем на репетициях. А случается, что шутка внезапно становится кощунственной – произошло какое-нибудь трагическое событие, и теперь на эту тему шутить нельзя. Бывает, пишешь номер в расчёте на звезду, которая должна сидеть в жюри. А эта звезда в последний момент отменила своё участие. Так однажды произошло у нас. Мы сочинили много шуток, завязанных на Константине Львовиче Эрнсте. Но за десять минут до начала игры – оп! – Эрнст человек занятой, не смог прийти, вместо него сел заместитель Юрий Аксюта. Как хочешь, так и выкручивайся. А бывает, на редактуре сам Александр Васильевич Масляков говорит: «Всё плохо, надо менять». И ты в последнюю ночь пишешь новый номер.

– Но в итоге народ-то вас выбрал в финал!
– Да, в прошлом году. Во время игры шёл разговор о доборе команд в финал, но Эрнст заявил, что добора не будет. И тогда весь зал встал и закричал «Ровеньки!» Зрители скандировали так, что Эрнст в итоге смирился: «Ровеньки – в финале!» Такого не было за всю историю КВН.

– А не страшно шутить о членах жюри, вдруг обидятся?
– После игры в Светлогорске я подошёл к Пелагее: «У нас были шутки о вас, но их подрезали». Она просит: «Расскажи!» Рассказал, а она отвечает: «Слабовато. Если уж вы по мне решили пройтись, то пройдитесь серьёзнее». То есть у членов жюри сильная самоирония.



– Расскажите о своей семье. Вы женаты?
– Мою супругу зовут Анна. Она не связана с КВН, и это очень хорошо, потому что может оценить со стороны. Если бы не её поддержка, я бы не дошёл до нынешнего результата. Порой опускались руки, и у нашей команды были проблемы, мы долго ждали, когда пройдём в Высшую лигу. Я принимаю всё очень близко к сердцу, и жена является моим психологом, она знает подход, умеет меня правильно настроить, взбодрить. Так что тыл у меня прикрыт. И работается проще.

– Недавно семью создали ещё два участника команды. Юрий предложил Вике руку и сердце прямо во время игры. Виктория, любите об этом вспоминать?
Виктория Черняева: Юра мне нравился давно, ещё с 2019 года. Потом я поняла, что симпатия взаимная. Встречались, сближались, и чем больше узнавала Юру, тем больше влюблялась. Отношения у нас сложились замечательные, и он сделал предложение выйти за него замуж. Причём совершил этот поступок на финале Высшей лиги 2023 года. Прямо на сцене в завершение игры! Я была приятно удивлена, но постаралась вести себя сдержанно. Испытывала, конечно, очень тёплые и радостные эмоции. Это произошло так неожиданно и удачно, ведь мы с Юрой всё время проводим вместе, и дома, и на выступлениях. Этот момент нам запомнится навсегда, и я люблю его вспоминать.

– Читала, что до КВН вы работали продавцом.
– По специальности я биолог, правда, работала совсем недолго, в КВН играла дольше. И это всегда шло параллельно. В своём родном городе Лутугине я пару лет работала энтомологом, изучала жизнь насекомых. Потом немного была библиотекарем в нашей лутугинской библиотеке. А что касается работы продавцом на рынке и поваром-кассиром в блинной – это относится к периоду нашего с сестрой предпринимательства. У нас небольшой семейный бизнес. Папы уже шестой год нет, у него случился инсульт в 2018 году. До предпринимательства работал пожарным, а мама – парикмахером. Сейчас она на пенсии. Старшая сестра по профессии медик, работала в больнице, но теперь продолжает наш бизнес.

– А как вы попали в команду «Ровеньки»?
– Ещё в 2011 году, учась на биолога в Луганском университете, начала играть в КВН. Играла в женской команде «Сборная Лутугина», была капитаном. В 2019-м попала в «Ровеньки» случайно. Приехала к ребятам, чтобы помочь им с реквизитом, и осталась. Ребята пригласили поиграть с ними в Краснодарской лиге, вот мы и сыгрались. (Смеётся.)

– Трудно, наверное, быть единственной девушкой среди молодых людей?
– Мне легко в мужском коллективе, ведь мы все на одной волне. Также придаёт лёгкость и уверенность то, что я играю в одной команде с любимым человеком – Юрой.

– Ну, тогда вопрос Юрию Шишканову: Вика – надёжный тыл?
Юрий Шишканов: Виктория очень отзывчивый, настоящий, добрый и честный человек. Я ценю в людях честность и доброту. В наше время этого, к сожалению, очень-очень мало. Рад, что встретил такого человека. А вообще, рядом с Викой испытываю умиротворение.

– Вы сейчас живёте в Орле, куда перебрались  из Ровеньков.
– Да, сейчас мы в Орле, он стал нашей второй родиной, здесь мы готовимся к играм. В Орловском университете у нас появилась официальная лига. К тому же город Орёл очень уютный. Коллектив из Высшей лиги, который зрители знают благодаря Первому каналу, – это уже не та маленькая команда «Ровеньки». Это огромная сборная, объединившаяся с орловскими кавээнщиками. Орловский университет нам очень помогает, и организаторы, и руководство у нас орловские. Мы зародились в Ровенёчках, но по сути сейчас там лишь живут наши родные.

– А по родному ДК не скучаете?
– Что касается Ровеньковского ДК, он точно один из лучших в ЛНР. Ребята рассказывали, что недавно там модернизировали кинозал и сейчас в нём показывают премьеры. Мы часто бываем в Ровеньках и каждый раз удивляемся. Недавно меня удивило новое дорожное покрытие! За всю жизнь не видел таких трасс, какую недавно построили в ЛНР. Ехать по ней одно удовольствие!

– Юрий, а что для вас самое сложное в работе кавээнщика?
– Вы сказали «работа кавээнщика», и это действительно так. КВН – это огромный труд. Что такое шестнадцать минут смешного выступления? Это десять бессонных ночей подряд. Бесконечные репетиции и редактура, написание материала, поиски образов. Помимо нас, участников команды, которые выходят на сцену, есть ещё большое количество людей – директор команды, администраторы, авторы, реквизиторы. Они тоже без сна трудятся ради тех заветных шестнадцати минут. Но для меня самое сложное – это, наверное, в день выступления перед выходом на сцену справиться с волнением, усталостью и быстро переключиться на игру. Тем не менее когда оказываешься перед залом, слышишь смех и ловишь энергетику зрителя – моментально забываешь все трудности и получаешь неописуемое удовольствие. Ради такого момента мы все и любим эту игру.

Расспрашивала
Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото из личного архива

Опубликовано в №15, апрель 2024 года