Пятую Машу в класс не возьму
15.04.2024 22:46
В загсах надо повесить специальные плакаты

Пятую МашуПриветствую создателей «Моей Семьи»! Хочу продолжить тему, которая на страницах газеты уже поднималась и даже комментировалась психологом: правильно ли учителю обращаться к ребёнку не по имени, а по фамилии («У вашего сына есть только фамилия», №10, 2023). Но осветить тему хочу несколько в ином ключе.

Согласно действующему законодательству, право на имя неотчуждаемо и принадлежит каждому человеку с рождения. Так что ребёнок может рассчитывать, чтобы его звали по имени – в конце концов, именно для этого оно и даётся. Между тем иногда имена и фамилии у учащихся попадаются такие, что в принципе затрудняешься с вопросом, как обращаться.

Были у дочери в классе девочка Каролина Мингожопу и мальчик Дардабек Алан-заде Насруллин. Учитель на первом собрании стала выяснять, как правильно ставить ударения в фамилиях. Оказалось, у обоих на букву у. Кто-то из родителей тут же прокомментировал, что девочке повезло, а парню нет. Педагог же всегда называла этих детей только по именам – фамилии неизменно вызывали смех в классе.

Возникает и другая проблема, связанная с именами-фамилиями.

Вот грамотные психологи дают совет: если ребёнку по какой-либо причине некомфортно в конкретном классе с конкретным учителем, нужно поискать «своего» педагога, а ещё лучше – «свою» школу. Однако в крупных городах, особенно в начальных классах, устроить ребёнка в учебное заведение очень сложно. К примеру, первого апреля начинается онлайн-запись в школу, одновременно объявляется приём документов на бумажных носителях. Сотрудники школ и родители первоклашек, прошедшие через этот ад, знают, что по сумасшествию этот день напоминает обвал акций на фондовой бирже.

Один день – и мест в начальной школе нет. Хотя у дочери, например, было одиннадцать первых классов в параллели, и это не предел – случается и больше. Причём в классах по 35 учеников. Тут уж не до выбора «психологически совместимого» учителя! Лишь бы вообще в школу попасть.

В год поступления моей дочери в первый класс в школу пришёл «материнский капитал» – последствие скачка рождаемости, да ещё случилась нехватка учителей начальных классов. Многие проблемы – организационные, учебные – педагогам приходилось решать по ходу действия. Причём иногда эти проблемы создавали и сами родители.

В классе, куда записали дочь, оказалось пять девочек с именем Маша. У двух совпало всё – имя, фамилия, отчество. А в другом классе оказались две Дарьи Александровны Егоровы. Учитель в нашем классе попросила перевести одну Машу в другой класс, иначе ей было бы очень сложно работать. Родители упирались, а завуч по воспитательной работе уговаривала, просила, объясняла. И вот наконец по длинному школьному коридору девочку с родителями повели в какой-то очередной первый класс.

Учительница, которую попросили взять ребёнка, задала только один вопрос: «Как зовут девочку?» Услышав, что Маша, едва сдерживаясь, стала возмущаться: «У меня уже есть четыре Маши, пятую не возьму! Идите в другой класс!»
Завуч пыталась успокоить учителя.

– Да? – парировал педагог. – Для вас это не проблема. А у меня уже дети зовут их Машка толстая, Машка длинная и Машка рыжая.
– А почему нельзя звать по фамилии? – спросила завуч.
– Да потому что у четвёртой Маши фамилия Бляхина. Кто-то из родителей-шутников в классе ляпнул «Манька-Бляха», дети тут же подхватили. Надо теперь как-то это прекращать. А вы мне ещё одну Машу подсунуть хотите. Была бы с другим именем – взяла бы, а так и речи быть не может!

Вечером я рассказывала мужу, как мы ходили устраиваться в школу. Вспомнила, что мы тоже хотели назвать дочь Машей, в честь свекрови, но та категорически воспротивилась: «Сколько можно плодить Машек Ивановых – смеётесь, что ли?» Через месяц раздумий решили, что назовём Софией, но регистратор в загсе сообщила, что это будет уже шестая Соня только за сегодняшний день и только в их районе. Хотим ли мы дать ребёнку столь распространённое имя? И мы назвали дочь совершенно простым коротким именем, хорошо сочетающимся с отчеством и, главное, не таким распространённым.

Дочь была единственной носительницей этого имени и в садике, и в школьной параллели.

Мужу рассказала про обилие Маш, в частности про Маню Бляхину. Мой полковник, привыкший, что в армии всех зовут по фамилии, очень спокойно отреагировал: «А что, вполне русская фамилия, особенно первые три буквы».

Ближе к вечеру мне перезвонили из школы и попросили ещё раз принести копию свидетельства о рождении ребёнка, утерянную в ворохе бумаг. Я пришла в седьмом часу, но завуч и педагоги всё ещё были на месте.

Меня попросили подождать, и я стала невольной свидетельницей разговора двух учительниц первоклашек.

– Ну как у тебя? Повторов много?
– Да как обычно: четыре Маши, три Даши, две Ксюши, две Полины, Оля, Юля. Ну и эксклюзив, куда же без него! Евангелина Степановна Сучкина, Анджелина Тофиковна Вкртчан, Бибигюль Йолдызлым-оглы, Гюльнасри Балоган-кызы, Ибад Заид Магомедгаждим и Алиюма Илкара Али Кулу. Ещё у двоих из документов никак не могу понять, где фамилия и где имя. А у тебя как?
– Три Никиты, три Егора, три Арсения, два Александра – это из повторяющихся. Несколько человек с одиночными именами – с этими проще. Много детей мигрантов: Абдулфат Эдгар Дашдамир, Дышкан Тейют, Бауир Бафалэ-оглы, Тахир Хоуш Пейму-оглы – остальных пока не запомнила.

Помню, стояла в коридоре совершенно обалдевшая и думала: боже мой! Тут с Машами никак не разобраться, а как учителя будут этих детей запоминать?

Когда зашла к завучу и поделилась своим потрясением, она от души посмеялась и сказала, что запомнить «кызы» и «оглы» – ерунда, но их с такими именами и фамилиями ещё и научить чему-то надо! И вообще у них до трети таких детей бывает – они уж привыкли. Обычные питерские классы. А потом, подперев щёку кулачком, завуч задумчиво порассуждала:

– Вот вы мне можете объяснить, почему, если в семье одна Маша, то вторую дочь непременно назовут Даша? Или наоборот – сначала Даша, а потом Маша? Разнарядку, что ли, родители выполняют? Вы видели, что у нас творится при вручении аттестатов в актовом зале, когда по три-четыре Маши и Даши из каждого класса друг за другом поднимаются на сцену? В зале просто смех стоит, и это в самый торжественный момент! И вообще, детей как-то волнами называют: то все Ксюши идут, то Софии. Вот почему в загсах не вешают плакаты: «При выборе имени руководствуйтесь благозвучностью и сочетаемостью с отчеством, и ещё непременно учитывайте распространённость».

Кстати, часть детей с восточными именами оказалась потом у дочери в классе, часть – в различных кружках, но дети только к концу второго класса выучили эти сложные имена, и то постоянно путались.

Давно известно, что личность педагога очень важна для детей. Вот, к примеру, письма вашей читательницы Дариги Романовны, которые иногда появляются на страницах «Моей Семьи», пропитаны такой любовью к детям, что эта любовь буквально ощущается сквозь газетные листы. Думаю, будь у неё в классе хоть все мальчики и девочки с одинаковыми именами, и то бы она нашла выход из положения. И не могу представить, чтобы она называла ученика по фамилии, а по имени – только в качестве поощрения.

Вот если бы она обсудила в своём кадетском классе вместе с ребятами, как правильно их называть, и рассказала о рассуждениях детей! Мне было бы очень интересно такое прочитать. Нравится ли детям, когда их называют по фамилии? Как быть, если фамилия смешная или неблагозвучная? Как они относятся к тому, что собственное имя надо заслужить? И вообще, может быть, у них есть какие-нибудь идеи, до которых взрослые не додумались?

Когда учился сын, у них в классе были Вася Полторабатько с Украины и Ангелина Попа из Молдавии. Представьте, если бы им, не дай бог, досталась учительница, о которой шла речь в заметке «У вашего сына есть только фамилия». Она упорно, из глупого принципа, звала детей лишь по фамилиям. Кстати, мнение о такой учительнице я спросила у завуча в дочкиной школе.

– Глупость это, и больше ничего, – ответила мне педагог с тридцатилетним стажем. – И взрослому человеку приятно, когда его зовут по имени. Что уж говорить о детях.

И очень оживилась, когда я спросила, по-прежнему ли в школу косяком записывают тёзок?

– Нет, – говорит. – Одумались, похоже. Пришли недавно родители с девочкой и говорят: «Мы вам царицу Тамару привели». Девочку действительно зовут Тамарочка. Пришли с двойняшками, думала, будут Саша-Маша. Оказались Руслан и Людмила. Привели Зою – первый раз за последние двадцать лет. Даже две Наташи появились и одна Лидия! Мы всех зовём по именам, ведь такая индивидуальность у детей нам самим очень приятна.

Из письма В.В. Ивановой,
Санкт-Петербург
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №15, апрель 2024 года