СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст Максим, ты только что совершил подвиг
Максим, ты только что совершил подвиг
15.07.2024 16:35
Прочитал целых пять страниц учебника

МаксимДобрый день, уважаемые создатели любимой газеты! Хочу рассказать о том, какие трудности преодолел мой внук Максим, прежде чем научился читать, и назвать самую важную и дорогую для меня группу школьных учителей.

Едва я начинала учить внука азбуке, как он срывался с места и убегал. В итоге читать Максима я так и не научила, хотя работала в старших классах и, по мнению многих, была в состоянии дать ребёнку необходимые знания. Тем не менее когда внук пошёл в школу, читать он не умел.

В конце первой четверти учительница на родительском собрании сказала: «Максиму надо больше работать над техникой чтения». Я вспомнила старую добрую знакомую Татьяну, опытного педагога начальных классов, и попросила о помощи. Она согласилась, и занятия начались.

Таня, пообщавшись с нашим мальчиком, наглядно показала мне его проблемы. Максим знал не все буквы, многие путал, например, «ц» и «щ», «ш» и «щ». А текст читал сверху вниз, снизу вверх и задом наперёд. «Будем работать», – сказала Таня.

Уроки проходили спокойно. Я садилась в глубокое кресло и наблюдала. Видела, что маленький мальчик и взрослая женщина уважают и понимают друг друга. Таня протягивала Максу листы бумаги с распечатанным текстом, и он читал: «Бекас, батут, кибитка, Куба…» Иногда возникали трудности. Таня часто говорила ученику: «Прижми руку к столу и не двигай ею», – но Максим не слушал. Таня говорила: «Пой слово, тяни его», – а Макс читать нараспев отказывался. Таня не сдавалась: «Голос поёт, а глаз уже смотрит на следующую букву».

Максим поначалу сопротивлялся, но всё же начал подчиняться. Временами мальчик удивлял нас, например, когда Татьяна предложила ему составить словосочетание на тему «компот из слив». Максим выдал такие варианты: «сливочный компот» и «сливной компот».

А вскоре наступил день, когда Максим сам прочитал целый текст. Он сжал пальцы в кулак, вдавил руку в стол, побледнел, потом дрожащим голосом «пропел» рассказ. Ребёнок страдал, мне было больно смотреть на его мучения, я с трудом сдерживала слёзы. Таня, когда Максим замолчал, повернулась ко мне и сказала: «То, что сейчас сделал Максим, – подвиг». Потом добавила: «Он очень усидчивый». Я поборола слёзы и сказала: «Да, Максим, ты молодец, а вам, Таня, большое спасибо».

Максим, подавленный и грустный в первые школьные месяцы, отныне стал весёлым и спокойным. Он гордился своими успехами. Скорости чтения, завоеванной с таким трудом в начале первого класса, хватило и на второй класс, и на третий. По чтению внук имел твёрдую пятёрку. Но в четвёртом классе впервые получил «четыре» за четверть, потому что читать достаточно бегло для этого возраста у него уже не получалось.

Я стала искать причину и задумалась над тем, как мы сидим во время чтения (всегда этот процесс контролирую). Обычно это выглядело так: я держала книгу на коленях, а Максим, пристроившись рядом, читал её вслух. Я решила: если книга будет в руках у внука, беглое чтение появится само собой. Теперь уже я заглядывала на страницу и сбоку, и сверху, и поняла, как это неудобно. Стала брать два экземпляра книги – себе и внуку. С одной, «Томом Сойером», возник прокол. Я и не знала, что тексты, переведённые разными авторами, могут максимально отличаться.

А Максим по-прежнему не мог читать бегло. Я опробовала ещё некоторые рекомендации педагогов и психологов: познакомила Макса с таблицей Шульте, полезной при тренировке скорочтения, запрещала ему повторять уже прочитанное слово дважды. Прорыва, однако, не наблюдалось. Максим оставался на уровне, достигнутом с помощью Татьяны в первом классе.

Наконец я подумала: а чего переживать? Даже если Максим не начнёт быстро читать, что тут особенно страшного? Многие люди читают медленно. Вон, Шопенгауэр и тот читал еле-еле.

Однажды я пролистала записи, сделанные во время занятий с Таней, и вспомнила её любимое выражение: «Голос ещё поёт, а глазки смотрят на следующую букву». Вечером, как попугай, я дословно повторила эту фразу внуку. И тут произошло чудо: Максим взял в руки учебник и нараспев затараторил! Он тарахтел и тарахтел, пока не прочёл пять страниц. И завтра, и послезавтра, и через месяц он читал так же быстро. По литературе в последних четвертях у него опять появились пятёрки. Совет Татьяны дошёл до нас через годы и принёс пользу!

Но читать бегло не значит любить читать. Максим читает книги самостоятельно, а сейчас заканчивает повесть Любови Воронковой «Девочка из города» о детях в годы Великой Отечественной войны. Книга ему нравится, но берёт он её в руки только после напоминания родителей. Вот думаю, где бы найти волшебную палочку, чтобы прикоснуться к Максу и превратить его в человека, читающего для удовольствия, а не по принуждению. Чтобы он сам, по собственному желанию, прочёл и Бунина, и Агату Кристи, и Мелвилла, и даже Шопенгауэра.

В заключение хочу сказать спасибо учителям начальной школы. Вы – самые лучшие и самые необходимые! Желаю вам здоровья и счастья, а ещё учеников, читающих книги.

Из письма Валерии Лудцевой,
г. Дивногорск, Красноярский край
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №27, июль 2024 года