СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ На что жалуетесь А зачем вообще нужны психологи?
А зачем вообще нужны психологи?
08.08.2024 18:42
Такие советы я могу получить и бесплатно

А зачемДобрый день, уважаемые создатели «Моей Семьи»! Пишу в надежде, что вы это письмо опубликуете и, возможно, кто-нибудь из читателей разъяснит мне, в чём заключается помощь психолога или психотерапевта. Для меня это загадка.

В своей жизни я трижды обращалась к психологам. Первый раз – в двадцать лет. Тогда у меня случилось расставание с мужчиной, казавшееся самой большой драмой в жизни. И я пошла к психологу с целью разобраться, почему я никак не могу построить отношения. Мне втирали какую-то дичь про маленькую девочку у меня внутри и про то, что надо простить родителей. Ни то, ни другое мне не близко. Я послушала, подумала – какая ерунда, и больше к таким специалистам не обращалась.

Второй раз оказалась в кабинете психолога два года назад. Вернее, у бесплатного психотерапевта. У меня есть фобия, я постоянно чувствую тревогу, а в конце 2021 года случилась первая в жизни паническая атака. Психотерапевт, молодая девушка, явно не понимала, чем именно вызван мой страх. Казалось, она смотрела на меня и думала: как же вы все мне надоели, скорее бы домой. Ходила я к ней три раза. Первый визит был, можно сказать, полноценным, продолжался час. Второй – коротким и без особых разговоров, поскольку посвящался контролю приёма антидепрессантов. Она советовала вести дневник эмоций, читать книги, в которых рассказывается о причинах тревоги у людей. Смысла дальнейших визитов к этой барышне я уже не видела, к тому же на меня подействовали таблетки. В общем, перестала к ней ходить.

Сейчас фобия вернулась. Попробую коротко рассказать, что со мной происходит. В прошлом случилось событие, которое вызвало сильный страх. С тех пор я в вечной тревоге, что оно может произойти снова. А может и не произойти. Появляются мысли, что это – предчувствие чего-то ужасного. Самый кошмарный сценарий в моей голове выглядит так, будто он уже начал осуществляться. Например, когда недавно умер один политический деятель, мне пришла мысль: а если у меня сейчас тоже оторвётся тромб? Муж в отъезде, смогу ли я вызвать скорую? А кто откроет дверь в тамбуре? Я весь вечер прожила с ощущением, что – всё, не успею вызвать врача, завтра уже не проснусь. Проснулась – отпустило. Моё здравое «я» прекрасно понимает, что это всё фантазии, но чувство тревоги никуда не девается.

Я нашла специалиста, который работает конкретно с моей проблемой. Женщина в возрасте, слушает очень внимательно, задаёт вопросы. Но я всё равно не понимаю, в чём помощь. Рассказываю подробно о своих страхах, о причинах, и в конце она говорит: «Вам нужно переключать мысли на другое». Такие советы дают мои мама и муж – бесплатно. В следующий раз я ей говорю: «К сожалению, никакие занятия, работа, хобби, прогулки мою голову никак не отключают, проблемы остаются». Она слушает, кивает и выдаёт: «Не переживайте, у вас всё получится».

Правда, в середине одного сеанса меня прямо затрясло, слёзы подступили, а я несколько лет не плакала. Потом резко отпустило и действительно полегчало. Я обрадовалась, подумала, что методика психолога работает. Но потом, увы, все мои тревожные симптомы вернулись, даже хуже стало.

Завтра у меня очередная сессия, а я даже не знаю, о чём говорить с психологом. Опять одно и то же рассказывать, а в конце услышать «всё будет хорошо»? Мне не очень понятно – неужели это такая тактика? Или я просто обратилась не к своему специалисту?

Из письма Р.,
Москва


Комментарий психолога

Уважаемая читательница нашей газеты! В своём письме вы затрагиваете много важных проблем: это и страх смерти, и постоянная тревога, и травматическое событие, которое повлияло на вашу жизнь. Думаю, вы понимаете, что ответить на эти вопросы невозможно в рамках газетной страницы. Поэтому давайте сосредоточимся на одном из них: в чём, собственно, заключается работа психолога.

Нередко люди приходят к психологу только для того, чтобы неосознанно получить подтверждение собственному убеждению: мне никто не в состоянии помочь. Они хотят как бы легализовать свои страдания, а вовсе не избавиться от них. Или ждут от психолога какого-нибудь чуда: вот сейчас он помашет руками, произнесёт некое заклинание, и всё волшебным образом изменится. Тревога уйдёт навсегда, а в жизни появится прекрасный принц.

Но давайте представим, что у вас банальная простуда. Вы же не думаете, будто достаточно войти в кабинет врача и вы тут же вылечитесь. Наверное, чтобы выздороветь, вам надо принимать лекарство, которое пропишет доктор, соблюдать постельный режим, пить много тёплого чая. То есть с недугом придётся работать в союзе с врачом.

Вы пришли к психологу в первый раз, чтобы понять, почему у вас не складываются отношения с противоположным полом. «Мне втирали какую-то дичь про маленькую девочку у меня внутри и про то, что надо простить родителей. Ни то, ни другое мне не близко. Я послушала, подумала – какая ерунда, и больше к таким специалистам не обращалась», – пишете вы.

А почему бы вам не поинтересоваться, не почитать хотя бы в интернете, что такое «внутренний ребёнок»? И не узнать, почему надо простить родителей, чтобы наладилась личная жизнь? Вы пишете, что ни то, ни другое вам не близко. А принимать препараты при том или ином заболевании, подвергаться порой болезненным процедурам – это вам «близко»?

Второй психолог посоветовала вести дневник эмоций, читать книги, в которых рассказывается о причинах тревоги, возникающей у людей. Но, как я понимаю, вы тоже ничего не стали делать и решили, что «смысла ходить к этой барышне нет».

Третий психолог вам тоже не помогла, и вы даже не знаете, о чём с ней говорить. Но неужели у вас не появилось вопросов, когда вы на предыдущем сеансе прорабатывали ситуацию? Не возникло новых мыслей?

Мы ещё очень мало знаем о том, как устроена наша душа, почему она болеет, как её лечить. Психологи медленно и осторожно продвигаются в её изучении. И если тело у всех нас устроено примерно одинаково, то душа каждого – потёмки.

Так в чём же заключается работа психолога? Если отвечать коротко – сделать бессознательное сознательным. Я не буду подробно останавливаться на этом, надеюсь, вы всё-таки поинтересуетесь, что это такое. Но в двух словах примерно так: человек пережил некое травматическое событие и постарался о нём поскорее забыть. Время от времени воспоминание всплывало, но он тут же подавлял его. Тогда память об этом случае свила гнездо у человека внутри и стала напоминать ему о том давнем происшествии в виде необоснованной тревоги, панических атак, неврозов.

Психолог предлагает клиенту пережить заново это событие. Но теперь в присутствии спокойного, доброжелательного, сильного человека.

Допустим, с женщиной случилась беда: на неё напали, избили, изнасиловали. Суд приговорил преступника к наказанию, справедливость восторжествовала, но женщине от этого не легче. То, что она испытала – унижение, беспомощность, слабость, стыд, – отравляет ей жизнь.

Что делает психолог? Он говорит с женщиной так, чтобы из моря травматического опыта она выбрала моменты, в которые была сильной, активной. Например, жертвы насилия часто обвиняют себя: только со мной могло такое случиться, потому что я – глупая, трусливая и сама спровоцировала нападение! На самом деле во время инцидента она вовсе не была пассивной, она сопротивлялась кричала, звала на помощь. Или наоборот: женщина не делала ничего, что могло бы ухудшить ситуацию. Не пыталась драться с мужчиной, который явно превосходил её в силе, не кричала, чтобы не разозлить насильника ещё больше. И в этом проявились её сила и мудрость.

Задача психолога – указать на эти эпизоды и тем самым продемонстрировать, что она вовсе не была слабой и беспомощной, не была жертвой. Она – сильный человек и сопротивлялась, как могла, но обстоятельства оказались против неё. Преступник не сломил эту женщину, наоборот, пережив случившееся, она стала сильнее и увереннее в себе.

Причём психолог может не говорить всего этого своей клиентке, он лишь создаёт условия, чтобы она сама нашла ту интерпретацию своей жизни, так внутренне сконструировала себя, чтобы ей стало хорошо.

Это лишь одна психологическая техника. А их множество: и работа с телом, и групповая терапия, и психоанализ. Кому-то подходит одно, кому-то другое. Надо думать, искать, что именно тебе поможет. Современная медицина приучила нас к позиции: отдайте нам ваше тело, а что мы с ним будем делать, вам знать необязательно. К счастью, в психотерапии такого нет и вряд ли будет. Сотрудничество с психологом тут играет ведущую роль.

Чем же «лечит» психолог? Приведу вам такой пример. Как-то раз, учась уже в старших классах, я поехала в пионерский лагерь. Там была девочка, которая умела гадать на картах. Вечером, перед отбоем, она распускала свои длинные волосы, входила в особое состояние и начинала предсказывать нам счастливые события с «бубновым королём». Наверное, это была какая-нибудь ерунда. Но мы засыпали в сладких мечтах.

Потом наша гадалка уехала, и тут другая девочка объявила, что может делать то же самое. Она всегда сидела рядом с нашей предсказательницей счастья и запоминала сочетания карт. И вроде говорила такую же чушь, но сказки не получалось. И верить ей не хотелось.

Психотерапевт – модная сегодня профессия. Кажется, освоишь азы науки, а дальше сиди и кивай головой – «ага», «угу». Но знания – это лишь небольшая часть профессии. Психотерапевт «лечит»… не знаю, своим биополем, своим подсознанием, своей энергией, харизмой. Чем-то таким, что нельзя получить, обучаясь в университетах или на курсах. Да, подобные личности есть и среди врачей, учителей, даже среди простых людей. После разговора с ними ты заряжаешься энергией, все проблемы кажутся преодолимыми, ты ощущаешь собственную ценность. Но много ли таких? Не думаю.

Вы считаете, что любой человек может дать вам такой же совет, как психолог. Причём бесплатно. Но вы же видите – ни мама, ни муж не сумели вам помочь… Более того, «любой человек» может навредить тому, кто испытывает душевную боль. Например, будет давать советы, которые для вас не органичны, и настаивать, чтобы вы им следовали. Или обесценит ваши страдания: «Сейчас столько людей погибает, а ты возишься со своим неврозом». Или переведёт разговор на себя: «Это ещё что, а вот у меня была ситуация…» И вместо помощи вы получите дополнительную боль.

Ну, давайте подведём итоги. Хорошего психолога найти трудно. Но они есть. Ищите в интернете, спрашивайте у тех, кому конкретно помог тот или иной специалист. Читайте, интересуйтесь разными подходами, разной техникой в психотерапии. Может, вам не подходят беседы, но душа отзовётся на психодраму. Или на системно-семейные расстановки по Хеллингеру. Или на гештальт-терапию, цель которой – сделать жизнь человека более комфортной и яркой.

Активно работайте со своим психологом, выполняйте все его задания. Думайте, задавайте вопросы, не бросайте принимать препараты, которые вам выписали. Иногда степень тревоги может быть такой сильной, что никакие психологические техники не помогут.

Я надеюсь, вы справитесь со своими проблемами. Во всяком случае, я искренне этого вам желаю.

Нина РУСАКОВА
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №30, август 2024 года