Мы растим не детей, а инноваторов |
30.09.2024 15:43 |
Чиновнику лучше знать, что нужно малышу ![]() Речь о профессии. С детства я не видела себя никем, кроме как педагогом. Мне мечталось: вот я, как наши великие и прекрасные учителя, стою у доски, а дети затаив дыхание впитывают каждое моё слово. Ребёнок советской эпохи, я была такой наивной! С детства мне очень нравилось общаться с малышами, да и сейчас люблю это дело. Поэтому поступила в университет, получила диплом учителя русского языка и литературы и пошла работать в детский садик. Почему туда? Я начала трудовую деятельность в разгар голодных 90-х, тогда в школу было не пробиться, на две-три ставки работал один человек, чтобы хоть что-нибудь заработать. А в садик меня взяли сразу. Работала в две смены, без младшего воспитателя. Но выдержала лишь три года. Ушла из-за убогой зарплаты и постоянных раздоров в коллективе, состав которого почти целиком менялся в течение одного года. Но тогда малышей в сад приводили родители, уважающие педагогов. Они слушали и слышали меня, молодую соплюху, у которой не было своих детей, но которая точно знала, как воспитывать чужих. От природы я обладаю каким-то внутренним, природным пониманием того, как правильно общаться с маленькими, ну и полученные в вузе знания помогали. Главное – был виден результат, который радовал и меня, и родителей, и детей. Вернулась я в садик через девять лет, когда ситуация изменилась в лучшую сторону в плане условий труда. Мне нравилось, что работаю посменно, что у меня шестичасовой рабочий день, нравился почти двухмесячный отпуск и то, что на этот раз в коллективе сложились неплохие отношения. Но я пришла к горькой мысли, что больше не хочу работать в этой сфере. Устала. Почему? – спросишь ты, любимая подружка «Моя Семья». И я постараюсь ответить. Расскажу самое горькое. Я практик. Я беру ребёнка, как кусочек глины, присматриваюсь к нему, наблюдаю и начинаю «лепить». Ага, тут у нас слабая моторика рук, надо подтянуть, на помощь придут карандаши, мозаика, счётные палочки, бисер. А тебе, малыш, надо укрепить память – помогут стихи, народные игры и песенки. И как же весело и интересно нам развиваться! У нас для этого есть столько замечательных проверенных помощников! Но где-то там высоко-высоко сидит чиновник, а может, ещё кто-нибудь, и приказом диктует: не надо пользоваться устарелыми методиками, детям нужна инновация! Сделайте видеоролик, на котором пятилетний ребёнок рассказывает, что такое цветное стекло и кто его изобрёл! Чиновник убеждён, что ребёнку это интересно и необходимо, что после такого видео он уже практически сложившийся стеклодув. Или другой чиновник (а может, тот же самый) выпускает другой приказ: детям нужны кубы-теплицы из стекла, за большие деньги, чтобы выращивать растения, причём зимой. А в обычных грядках, товарищ воспитатель, ты с детьми копаться не смей, тем более в сезон, когда на них действительно всё всходит. Потому что мы инноваторов растим, а не обычных детей! И так во всём. За 14 лет, что я в этой профессии, три раза менялась программа. Жаль, что финансирование не меняется. На каждом углу кричат про инновации, а на весь сад – три ноутбука лохматых годов, и нет вайфая. Рассказывая малышам о современных технологиях, иллюстрирую «лекцию» рисунками на листочках формата А4, которые для их зрения маловаты. И везде – инструкции, инструкции! Их больше двухсот. Каждый год обновляются методические пособия по всем предметам (теоретики работают!), а оснащения и понимания этих программ нет. Потому что нет полностью укомплектованных учреждений, которые могли хотя бы показать, как это работает. Я способна научить ребёнка правильно держать ложку, аккуратно заправлять кровать, находить и надевать свои вещи… Это важные навыки, с которых всё в жизни человека и начинается. А вместо этого строчу никому не нужные «проекты» и участвую во флешмобах, посещаю семинары по инновациям, потому что за это хотя бы платят. Я могу научить малыша правильно лазить и ползать по всем поверхностям, отличать ядовитые растения от безопасных, грамотно прыгать и аккуратно ходить в туалет. А вместо этого сижу на педсовете и размышляю, как бы уговорить родителей участвовать в очередном коворкинге или коллаборации. Достало всё! И в таком настроении не я одна, уходят многие – куда угодно, хоть на завод, лишь бы сбежать из сада-ада. И ещё на сладкое: начальство, вместо того чтобы поощрить, выискивает, проверяет видеокамеры и обязательно находит повод, чтобы снять премию или влепить выговор. Не могу больше. А ведь я люблю свою профессию, выбирала её осознанно. Но у меня нет возможности приносить пользу этому миру, применять полученные знания и приобретённый опыт. Система образования разваливается, нет в ней больше глубокой смысловой нагрузки, одна показуха. Кто спорит: со старых рельсов на новые переходить тяжело, но этот поезд однозначно мчится в никуда. Прости меня, подруженька «Моя Семья», за это безрадостное послание. Из письма Марины Владыкиной Фото: Shutterstock/FOTODOM Опубликовано в №38, сентябрь 2024 года |