Наши круче всех |
30.10.2024 16:41 |
Когда распался Советский Союз, российские кинематографисты озадачились вопросом: а кто герой нашего времени? Стреляющий из всех видов оружия «Брат» Данила Багров и глава «Бригады» Саша Белый? Или же люди в погонах – «менты» с улиц разбитых фонарей и следователь по прозвищу Глухарь? Пробовали пробиться в герои и банковский работник Макс Андреев («Духless»), и рефлексирующий Антон Городецкий из «Дозоров», и полицейский с Рублёвки Гриша Измайлов. Но в последние 15 лет в нашем кино востребована тема русских князей и богатырей. Во всяком случае, каждый фильм с участием подобных персонажей становится популярен у зрителя. Например, только что на платформах в интернете вышел сериал «Последний богатырь. Наследие», а в январе обещают показать картину «Финист. Первый богатырь». «Мой меч – твоя голова с плеч!» Видимо, такова человеческая потребность: нужен герой из нашей глубокой истории, который защищает свой народ и Отечество. В любой национальной кинематографии обязательно присутствуют фильмы из разряда «наши круче всех». Взгляните хотя бы на голливудскую продукцию, в которой американцы регулярно спасают планету. Но, по правде говоря, у России куда больше оснований заявлять, что «наши круче всех». Первый богатырь в советском кино появился как раз в тревожные для всего мира времена, когда фашистская Германия заявила о себе. В 1938 году вышла картина режиссёров Ивана Никитченко и Виктора Невежина «Руслан и Людмила». Богатыря Руслана, который отправляется на поиски своей возлюбленной, похищенной волшебником Черномором, сыграл Сергей Столяров. К тому времени актёр уже прославился ролью мотоциклиста Мартынова в фильме Александрова «Цирк». В экранизации пушкинской сказки речь артистов мы не слышим, за кадром лишь звучит музыка и читает стихи актёр Владимир Ершов. Все знают конец произведения: богатырь Руслан сражался за Людмилу и одержал верх, ведь добро всегда побеждает зло. Вот почему позже, в годы Великой Отечественной войны, этот фильм часто показывали. Как и другую картину, которая вышла в том же 1938 году, – «Александр Невский», где легендарного князя сыграл Николай Черкасов. Актёр так вжился в образ, что был убедительным даже вне кадра. Однажды во время съёмок фильма у Черкасова прихватило живот. По счастью, эпизод в тот день снимался неподалёку от киностудии. Режиссёр Сергей Эйзенштейн вынужден был остановить работу и спешно отправить артиста туда на машине. Прямо в костюме Невского. Подъехав к воротам «Мосфильма», Черкасов выскочил из машины и пулей влетел на проходную. «Пропуск!» – потребовал охранник. Но пропуск актёра остался в пиджаке в гримёрке. Никакие объяснения не помогали, охранник оказался на редкость упрямым и бдительным. Черкасов в отчаянии выхватил из ножен огромный меч и крикнул грозно: «Перед тобою князь Александр Невский! Дорогу, подлый кнехт, или мой меч – твоя голова с плеч!» Перепуганный охранник убежал и закрылся в караульном помещении. К слову, не все знают, что в первоначальной версии фильма Невский погибал, отравленный при дворе татаро-монгольского хана. Причём яд ему втёрли свои же, русские. Однако после просмотра фильма с таким финалом Сталин лично распорядился выкинуть этот эпизод, поскольку он не соответствовал великому патриотическому произведению. Играешь Муромца, а сам слабак Но вернёмся к артисту Сергею Столярову. По воспоминаниям его сына Кирилла Сергеевича, отца в российской истории особенно привлекало время богатырей и князей. Например, Столяров мечтал сыграть Дмитрия Донского. В конце жизни вместе с сыном даже писал сценарий об этом историческом персонаже и получил разрешение снимать картину в качестве режиссёра. Не успел… Но в творческой биографии Сергей Дмитриевич несколько раз брал в свои руки меч. Например, в фильме Александра Роу «Василиса Прекрасная» (1939) его герой Иван сражался со Змеем Горынычем и Бабой-ягой. А в «Кащее Бессмертном» (1944) Столяров сыграл богатыря Никиту Кожемяку. Кстати, во время этих съёмок, которые проходили в Барнауле, Столяров едва по-настоящему не убил Кащея (Георгий Милляр). В сцене битвы Сергей Дмитриевич так рубанул своего коллегу деревянным мечом по голове, что того увезли в больницу с сотрясением мозга. К счастью, всё обошлось и фильм досняли с теми же исполнителями. В 1956 году Столяров снялся в роли ещё одного богатыря – Алёши Поповича в фильме Александра Птушко «Илья Муромец». Вместе с ним спасателей земли русской также сыграли Георгий Дёмин (Добрыня Никитич) и Борис Андреев (Илья Муромец). Bо время съёмок фильма в Ялте с Андреевым произошла скандальная история. На площадке к нему внезапно подошёл милиционер и заявил: «Вот ты такой здоровый, Муромца играешь, а на самом деле наверняка слабак. Например, меня побороть не сможешь». Tyт же, на берегу моря, они схватились в честном поединке и стали тянуть друг друга к воде. Битва длилась несколько минут, пока Андреев не изловчился, перехватил хвастливого стража порядка за талию и, оторвав от земли, бросил в море. К сожалению, у этого поединка нашлось немало свидетелей, среди которых оказались и люди, начисто лишённые чувства юмора. Благодаря их стараниям уже на следующий день в местной газете появился фельетон, в котором говорилось, что известный артист настолько распоясался, что кидает милиционеров в море. Андреев очень обиделся на эту заметку и дал себе слово никогда больше в Ялту не приезжать. И слово сдержал. Однажды в 1970-е годы, когда вместе с коллегами он приехал на теплоходе в Ялту, то на берег так и не сошёл. Тигр был добрый В другой картине Птушко «Руслан и Людмила» (1972) роль храброго главного героя должен был сыграть Олег Видов. Съёмочная группа уже ждала актёра в Александрове (Владимирская область), где были построены сказочные декорации, но Видов задерживался. Тогда режиссёр, понимая, что дни простоя стоят больших денег, утвердил на роль Руслана Валерия Козинца (кстати, в то время зятя Птушко), который изначально должен был сыграть другого богатыря, Рогдая. В актёрской карьере Валерия эта роль осталось единственной главной. Попробовав себя ещё в кино, он покончил с актёрством и уехал из Москвы жить в деревню. Но до конца жизни, а умер актёр четыре года назад, его постоянно спрашивали: сам ли он душил в фильме тигра. – Это были интересные съёмки, – вспоминал Валерий Евсеевич. – Снимался я вместе с тигром Пуршем – воспитанником Вальтера Запашного, который постоянно находился с нами рядом. Тигр был добрый, навалился на меня, я чуть не упал, но выдержал. Со стороны казалось, что мы боролись, а я просто сдерживал его от ласк. И потом, когда якобы его душу, на самом деле он валялся и баловался, ему казалось, что я так его ласкаю. Ещё одного сказочного богатыря зрители увидели в 1975 году, когда на экраны вышел фильм Роу «Финист – Ясный сокол». Главную роль сыграл Вячеслав Воскресенский. – Я тогда с первой женой работал в рязанском театре, – рассказывает актёр о том, как попал в фильм. – Как-то поехали в Москву за колбасой. Стою в очереди и замечаю, что на меня оценивающим взглядом смотрит какая-то женщина. Я покраснел и отвернулся. А это оказалась ассистентка режиссёра Александра Роу. Она говорит: «Мы сказку снимаем, и вы, наверно, нам подойдёте». Потащила меня на киностудию. Роу, правда, сначала сказал: «Вы с ума сошли? Где вы видели русского богатыря с лицом татарина?» Но ассистентка уговорила попробовать меня в гриме. Что только со мной не делали! Лицо и кожу на руках отбеливали пудрой, на веки накладывали тени, приклеивали усы и бороду. Так что моими в сказке были только волосы. Но в итоге я стал богатырём. И вдруг такой перевёртыш В годы перестройки и лихие девяностые о богатырях забыли. Вспомнили в начале 2000-х, когда вышел первый мультик из целого сериала о богатырях – «Князь Владимир» (2004), где главную роль озвучил Сергей Безруков. А через пять лет на экраны вышел фильм-сказка «Книга мастеров». Главный герой мастер Иван (актёр Максим Локтионов) вроде бы не богатырь, но сражается с нечистью не хуже. И, конечно, побеждает. Через год в прокат вышла картина «Ярослав. Тысячу лет назад» (2010), где Ярослава Мудрого сыграл Александр Ивашкевич. Легендарный князь сражается с иноземцами, которые занимаются на территории Руси работорговлей, и строит град, который потом назовут в его честь. – Это мужское кино, я чувствовал себя мужиком в окружении мужиков, где нет места для истерики, – делится впечатлениями от съёмок Ивашкевич. – Правда, и время тогда такое было. Мечи, кони, каскадёры – всё это создавало атмосферу. Я всё время сидел в седле. Было два трюка, которые мне не доверили делать, для этого вызывали профессионалов. Физически самый сложный день оказался тот, когда мы с Кравченко (Харальд) боролись с девяти утра до восьми вечера. Мы снимали сценический бой: каскадёры, меч – два кило, кольчуга, ноги расползаются. Но это непередаваемое ощущение! Вспомнили российские киношники и знаменитую троицу богатырей. Например, в «Реальной сказке» (2011) появились Илья Муромец (Алексей Дмитриев), Алёша Попович (Антон Пампушный) и Добрыня Никитич (Павел Климов). Правда, в этой несколько комедийной сказочной истории былинных героев убивают. Зато в фильмах о «последнем богатыре» эта троица с успехом помогает главному герою Ивану Найдёнову (Виктор Хориняк). «Последний богатырь» (2017), «Последний богатырь: Корень зла» (2021), «Последний богатырь: Посланник тьмы» (2021) – это истории о сказочных приключениях Ивана в прошлом и настоящем времени. То же самое происходит и в фильме «Последний богатырь. Наследие», который вышел недавно. – Прочитав сценарий, я остался недоволен, – вспоминает о работе в «Последних богатырях» исполнитель роли Добрыни Никитича Евгений Дятлов. – В русских сказках богатыри, как правило, всегда изображаются без глобальных изменений в образе, в характере. А тут вдруг такой перевёртыш: русский богатырь Добрыня Никитич в конце становится отрицательным персонажем. Но когда мы всё-таки поговорили с режиссёром, то обсудили эти спорные моменты, постарались найти компромисс и пришли к положительному решению с моей стороны. А потом я просто влился в творческий процесс и начал получать удовольствие. Мне, конечно, хотелось, чтобы эта сказка осталась именно сказкой и в ней не было никакого плохого подтекста. А поскольку некоторые архетипы наших русских народных сказок здесь изменены – нечистая сила предстаёт «пострадавшей стороной», а добрые силы предстают не совсем в выгодном свете, – конечно, был для меня в этом некий диссонанс. Но надо принять это для себя и примириться с новым сказочным «раскладом». Сражается двумя мечами Режиссёр Андрей Кравчук в 2016 году выпустил фильм «Викинг», в котором среди прочих исторических сюжетов рассказывается о том, как князь Владимир крестил Русь. В главной роли – Данила Козловский. – Единственный источник вдохновения и место, где я мог достать какую-либо информацию, – это книги, архивы, «Повесть временных лет», книги серии «Жизнь замечательных людей», норвежские, скандинавские песни. Ну и самое главное, конечно, режиссёр Андрей Кравчук, который проделал колоссальную работу, шесть лет готовясь к этому фильму. Он собрал всю информацию, которую вообще можно собрать о князе Владимире, – рассказывает Козловский о подготовке к роли. – Когда читаешь эти книги, в воображении формируется некий канонический образ князя Владимира – крестителя, мощной фигуры в российской истории. Тут очень легко сделать персонажа бронзовым ещё до входа в кадр. А нужно, чтобы герой вызывал у зрителя сочувствие, отклик, провоцировал конфликт, спор, диалог – что угодно, любую форму общения. Персонаж должен быть живым, настоящим. …В 2017 году на экраны вышел фильм Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого «Легенда о Коловрате». Это история о взятии Рязани монголо-татарами в XIII веке и о рязанском воине Евпатии Коловрате, который сражался с врагами. Его сыграл актёр Илья Малаков. – Коловрат в нашем фильме орудует умом. И сражается двумя мечами, как солнечным диском. Много было таких сцен – кручение, времена года, цикл – вот такие элементы, связанные с Солнцем и природой. В этом для меня суть самого слова «Коловрат», – рассуждает Илья. По словам Файзиева, создатели фильма старались акцентировать внимание не на исторических деталях, а на переживаниях людей, которые делают из обычного человека героя, способного совершить подвиг. На январь будущего года запланирована премьера фильма Дмитрия Дьяченко «Финист. Первый богатырь». Главную роль сыграл Кирилл Зайцев. Кстати, до этого актёр уже сыграл богатыря Финиста в фильмах «Последний богатырь: Корень зла» и «Последний богатырь. Наследие». Более того, многие персонажи из тех фильмов перекочевали в этот проект. – Я, конечно, не ожидал, что про моего персонажа Финиста будут снимать отдельный фильм, – делится Зайцев. – Когда первый раз прочитал сценарий, он мне сразу понравился. Для меня наша история по-актёрски интересна предлагаемыми обстоятельствами, в которые попадает мой герой. Помимо этого, с героем происходят изменения, появляются новые яркие персонажи. Премьера фильма «Илия Муромец» назначена на осень 2026 года, но уже сейчас вовсю идут съёмки, и о проекте говорят многие. – Мы хотели бы создать фильм о настоящем русском национальном герое. Илия – наш герой, простой русский человек из народа, не князь, не правитель. Он – мужик, честный, сильный, добрый, но готовый постоять за себя, за Отчизну и за свою семью, – считает продюсер и исполнитель главной роли Егор Пазенко. – История об Илие Муромце, дошедшая до наших дней в виде былин, сказок, мультфильмов, превратилась для многих в комическую историю, оторванную от действительности, – рассказывает режиссёр фильма Карен Оганесян. – И перед нами стояла задача – рассказать о настоящем Илие Муромце, реальном человеке, жившем в Древней Руси. Вера в то, что добро побеждает зло, пусть даже в сказочных произведениях, сегодня особенно необходима людям. Поэтому и герои нашего времени – это те, кто заступается за слабых и готов биться за справедливость. То есть настоящие богатыри. Олег ПЕРАНОВ Опубликовано в №42, октябрь 2024 года |