СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Аркадий Хоралов: Россия – это чудо, и задача у неё – высшая
Аркадий Хоралов: Россия – это чудо, и задача у неё – высшая
11.11.2024 14:47
ХораловВ этом году исполняется 50 лет с начала творческой деятельности заслуженного артиста России Аркадия Хоралова – композитора, поэта и певца. Все знают его по одному из главных советских новогодних хитов «Новогодние игрушки», без которого и сегодня не обходится праздник. Но есть ещё «Бесконечность», «Без тебя», «Бархатный сезон», «Я позвоню», «Музыка любви», «Давай помолчим», сотни проникновенных лирических композиций, которые спели Валерий Ободзинский, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Лариса Долина, Алсу, Стас Михайлов и другие популярные исполнители. Хоралов говорит, что горячее сердце и жизнелюбие ему достались от предков отца – представителей древнего армянского рода.

– Аркадий Дмитриевич, мы разговариваем с вами в Мелитополе. Это Запорожская область и ваш родной город.
– Да, Мариночка, я здесь родился. Здесь живут сестра, друзья и близкие. Вот только что встречался с отцом нашего губернатора Евгения Балицкого, Виталием Брониславовичем, мы с ним дружим уже пятьдесят лет. Он был военным лётчиком и сейчас работает, несмотря на почтенный возраст. Он из наших, то есть не робкого десятка. А его сына я знаю с малых лет.

– В 2022-м Мелитополь вернулся в Россию. Как изменился город за эти два года?
– Моя малая родина сейчас поживает великолепно! Конечно, ситуация меняет людей, но сегодня город в полном порядке. Год назад наслушался всякого – бензина нет, всё дорого… Но вот мы приехали и увидели своими глазами – здесь всё отлично! Дороги уже построены. Мы с женой ехали сюда на машине. От Москвы до Ростова-на Дону добирались по платной федеральной трассе, но даже она не такая шикарная, как дорога от Ростова до Мелитополя. Цены здесь действительно как в Москве, но ведь и зарплаты высокие! Зато местная продукция, которая растёт на этой земле, стоит дёшево. Арбузы, помидоры, огурцы – всё особенно вкусное и качественное. Мы с женой всем довольны. Вдобавок Мелитополь всегда был красавцем! Очень зелёный город, а сегодня он ещё так заботливо ухожен. И люди, хоть и медленно, меняются в лучшую сторону.

– Правда, что люди, уехавшие на Украину в начале 2022-го, мечтают вернуться на освобождённые нами земли?
– Знаю, многие мелитопольцы, оказавшиеся на Украине, хотят вернуться сюда. Президент говорил, что нужно дать им дорогу, упростить возвращение. Ведь люди уезжали в слишком тяжёлой ситуации. Бросали здесь всё. Я вот встречался со своими давними друзьями, они очень культурные, порядочные люди. Их ребёнку в Одессе делали сложную операцию 18 февраля 2022 года. Уехали туда ненадолго, оставили здесь всё имущество, бизнес. И не смогли сразу вернуться из-за резко изменившейся ситуации. Вот с такими людьми надо разбираться, нельзя ставить на них крест.

– А существуют ли какие-нибудь особенности запорожского характера?
– Понимаете, в здешних краях люди всегда оказывались в центре любого исторического события. Любая смена вех отражалась на запорожцах. Но у этого народа большой потенциал, я за него спокоен.

– А какая чудесная природа у вас здесь, какой воздух!
– Это вы ещё не были у нас на лимане! За двадцать лет наш огромный Молочный лиман высох, им никто не занимался, в земле образовались трещины. А сейчас он, знаете, ожил! Я с раннего детства его помню. Мне был годик, моей сестре – два, и, чтобы мы росли здоровенькими, папа часто возил нас на море. Тогда это был не лиман, а сокровищница! Каких только птиц там не было! Половина всех видов, которые существуют в России. А бабочки, рыбы, раки! Чистейшая солёная вода, дно покрыто песком. Я вчера ездил туда – любо-дорого, просто оазис. Можно часами смотреть на то, что там плавает, летает, живёт! Всё разноцветное!

– Вы упомянули своего отца Дмитрия Христофоровича. Что он был за человек?
– У папы два высших образования, он имел диплом инженера. После войны его по распределению направили в Мелитополь, и он восстанавливал здесь завод. Работал технологом, потом главным инженером, а затем – директором. У папы получилась тяжёлая жизнь. Когда ему было четыре года, его армянская семья бежала из Эрзурума от турецкой резни. Добежали до Краснодарского края, остановились в городе Кропоткине. Когда папе было семь лет, он пошёл учиться не в обычную, а в вечернюю школу, потому что днём работал помощником кузнеца, чтобы прокормить семью.

– Современным детям, наверное, трудно понять.
– И не детям тоже! А папа с отличием окончил вечернюю школу, потом техникум, потом два института. Ушёл на войну, был командиром танкового батальона. Демобилизовался в скромном звании. Как и я. Я ведь лейтенант запаса инженерных войск. А папа был капитаном. У него много боевых наград, включая орден Красного Знамени, за плечами Курская дуга, форсирование Днепра, Венгрия, Чехословакия. Он был боевой офицер и сидел не в штабе, а в танке. Сослуживцы называли его Батя. Потом и на заводе его так звали.



– На фронте ваш отец потерял пальцы. А оставшимися тремя играл на скрипке.
– И контузия у него была. Он же на своём танке рвался в бой первым. В результате подорвался на мине. На всю жизнь остались проблемы с позвоночником, на левой руке отсутствовал мизинец, и сохранилась только половина безымянного пальца. Но он играл на скрипке! Папа боготворил музыку, и эта любовь передалась мне. Меня отдали в музыкальную школу. Я ноты не любил, но приходилось играть все эти этюды Черни-Гермера!.. Но в то же время я изучал песни Арно Бабаджаняна, Никиты Богословского и Тихона Хренникова, а также зарубежных композиторов. Любил красивую популярную музыку.

– Знаю, что песню «Мама», которую без слёз невозможно слушать, вы написали в честь своей мамы Антонины Яковлевны.
– Мама – украинка из Луганской области, она тоже была музыкальным человеком, красиво пела украинские песни, а я ей подыгрывал на пианино. Но жили мы очень трудно. Хоть папа и работал директором завода, получал всего 140 рублей. Нам выделили половину дома. В трёх небольших комнатах жили папины родители, мамина мама, мои родители, сестра и я. Всемером без горячей воды и отопления. Топили дровами или углём. Многие жалуются на тяжёлое детство, а я не жалуюсь. Я был счастлив, потому что мы жили очень дружно. Мама ухаживала за стариками и детьми, вся измотанная. Папа в четыре утра вставал и отправлялся на завод. Другие директора заводов уже ездили на автомобилях, а за ним приезжала линейка – две лошади и кучер. В семье культивировалась скромность. Зато моих родителей любил весь город. В последний путь их провожал весь Мелитополь.

– Вы в детстве много занимались музыкой?
– Два раза в неделю – фортепьяно, три раза – сольфеджо и хор. Ещё секции футбола и лёгкой атлетики. Но общеобразовательную школу окончил с отличием. А в восьмом классе организовал ансамбль. В кабинете нашего очень строгого учителя физики стояли ламповые усилители. Вы представляете, что это такое для 1964 года! Когда «физик» увидел, что мы занимаемся музыкой, он разрешил пользоваться аппаратурой. Потом я поступил в институт, там существовал большой студенческий оркестр, по составу такой же, как у Константина Орбеляна в Армении. С этим студенческим оркестром мы выступали в Москве, городах Советского Союза и Западной Европы. Где мы только не были!
Ну а в 1974 году меня взяли солистом в «Червону руту» – ансамбль, аккомпанировавший Софии Ротару. Было непросто работать с ней на первых порах, но я считаю это хорошей школой. Позднее я стал солистом оркестра под руководством Константина Орбеляна, затем перешёл в ВИА «Самоцветы» к Юрию Маликову. Вспоминаю, как приезжали на гастроли в Мелитополь, и мама с удовольствием нас встречала и кормила, все сидели на нашей веранде. До сих пор Юрий Маликов вспоминает: «Такого борща, как у твоей мамы, я в жизни не ел!»

– Слышали ли вы, как сейчас живёт София Ротару? Правда ли, что она поддерживает Зеленского?
– Насколько мне известно, София Михайловна сейчас проживает у себя на родине в селе Маршинцы, в кругу родных и близких – тех, кто остался. Она проводит время в воспоминаниях, добрых и не очень. Впрочем, как и все мы.

– Поговорим о вашем творчестве. Как вы получаете импульс, который заставляет вас писать песни?
– Мариночка, меня ничто не заставляет писать. Мелодии, как и стихи, появляются совершенно неожиданно и где угодно – у рояля, в самолёте, вагонном тамбуре. Это всё оттуда! (Показывает вверх.) А я только проводник. Песни рождаются не здесь, а там, сюда они спускаются. Прозевал – они помахали крыльями и улетели.
Вот вам пример. Однажды после концерта я просто сел и написал строки и мелодию песни «Гавань моей любви». С этого и начался мой альбом «Бесконечность», созданный в соавторстве с великим поэтом Андреем Дементьевым. Без участия Андрея Дмитриевича я бы не выпустил свои первые альбомы в те сложные для молодых авторов времена.
Тираж «Бесконечности» оказался неожиданным – четыре с половиной миллиона. И это без поддержки радио и ТВ. Для сравнения: у Пугачёвой в 1985 году был продан миллион дисков, у Леонтьева – восемьсот тысяч. Так что мне есть чем гордиться. Да и сегодня у моих роликов в интернете 60 миллионов просмотров. Считайте, полстраны.

– Большинство ваших песен – о любви к женщине. Сейчас вы женаты в четвёртый раз, на своей землячке Светлане, с которой в 2011 году обвенчались. Что для вас главное в женщине?
– Марин, ты как женщина можешь обидеться, если скажу. (Смеётся.)

– Я журналист, не обижусь.
– Мы встречаемся с одними, женимся на других, а живём с третьими. Мужчины тоже предают, но у женщин это случается намного чаще. Ты не обиделась?

– Нет.
– Я люблю очень красивых женщин. Как художник, восторгаюсь красотой, которую создал Бог. Со Светланой мы живём вдвоём, она мой друг и помощник, умеет понять и простить. Профессиональный провизор, фармацевт, получила высшее образование ещё при Советском Союзе. Ухаживает за мной, хочет, чтобы я подольше пожил. В нашем возрасте дружба важнее, чем любовь. Любовь – это в восьмом классе. А в нашем возрасте важно, чтобы в твоей жизни не было никаких «галабалох». Это по-армянски – «разговор на нервах», «скандал».

Хоралов– Расскажите о ваших дочерях Анне и Ирине.
– Старшая дочка Ирочка – в Канаде. Она такая же труженица, как мой папа. Высшее образование получила у нас в Мелитополе. Потом ей встретился парень, вроде хороший, из Канады. Бабка у него украинка. Для Ирочки было важно родить ребёнка, и она подарила мне внучку Натали. Натали очень хорошо поёт, растёт талантливая. По-русски говорит великолепно. Ирочка посвятила себя дочери. И за мужем ухаживала, готовила ему домашнюю еду по-нашему, по-мелитопольски. А свекрови это не понравилось, представляешь? Такое бывает! Ну и разошлись. Ирочка всё-таки встала на ноги, сейчас снимает квартирку, трудится в госучреждении. Мечтает из этой дали переехать хотя бы в Европу. А я у неё в Канаде ни разу не был. Далеко, да и сложно у них всё, у нас было проще.

Младшая дочка Анечка – инвалид с рождения. Перед её рождением мы с женой находились на гастролях в пятидесяти километрах от Чернобыля. Я почти уверен, что это стало причиной, ведь мы оказались там в момент взрыва. Сами наверняка «схватили» дозу радиации, но не пострадали, а вот на ребёнке это могло отразиться. Я не очень гонялся за доходами, уделял больше времени творчеству, у меня даже дачи нет. Но все эти годы не оставляю Анечку без помощи и внимания.

– СМИ пишут, что у вас проблемы с квартирой, якобы вам даже негде жить. Читала, что вы приобрели квартиру в Москве у банкира, но без оформления официального договора купли-продажи. Потом эту квартиру обманным путём переписала на себя его жена. И вас чуть не выселили!
– Да, я восемь лет по судам мотаюсь. Меня могут выселить и сейчас. Договор был составлен, но только предварительный – для усыпления моей бдительности. Конечно, я очень устал от этого, ведь уже немолод. И всё же не могу оставить это дело, чтобы не допустить беззакония. Это же мой родной дом, я прожил там двадцать четыре года! И мы просим не нарушить закон, а исполнить его, чтобы меня, как собаку, не выгнали на улицу. Мы будем добиваться правды.

– Хочу спросить о вашем песнопении «Спаси нас, Господи!», которое исполнила народная артистка СССР Ирина Архипова. Оно потрясло весь мир. Расскажите об этом произведении.
– Моё песнопение – это череда песен, которые были написаны за десять минут посреди моря. Однажды в девяностых годах я плыл на теплоходе из Израиля – мы ездили в Иерусалим к Гробу Господню. Выходил на палубу, смотрел в ночное небо. Я с детства интересовался астрономией. Помню, однажды профессор Крымской обсерватории показал мне в телескопе звезду. Она сгорела миллионы лет назад, а свет от неё ещё идёт. И я его спрашивал: «А где конец всему этому? Расстояния эти космические – как понять человеку?» Профессор промолчал.

И вот плывём мы по Средиземному морю из Иерусалима. Шторм, ночь, жена уснула, а меня что-то беспокоит. Такая качка была! Смотрю в иллюминатор – луна, чистый небосвод, морская бездна… И приходит ко мне оттуда. (Показывает вверх.) Я хватаю салфетку, ручку, черчу пять линеек – нотный стан – и записываю то, что мне пришло: «Спаси нас, Господи, и сохрани! Прости нас, Господи, и помоги…» Это нужно было записать немедленно, потому что именно так выглядит вдохновение!
И вот добрались мы до дома. Приезжаю и понимаю, Марин, что у меня за спиной груз в виде пришедшего песнопения, мне надо что-то делать с этим грузом.

Проходит лет пять, я уже с той женой расстался, характерами не сошлись, я временно перебрался в гараж. У меня там были синтезатор, микрофончик, печка, а главное – покой. И в этом гараже написал аранжировку к своему песнопению. Напел, записал. Приезжаю в Москву, встречаюсь с Юрой Маликовым, сели в машине, включил ему свой магнитофон с предварительным наброском. Смотрю – а у него слёзы катятся. Ты представляешь? И Юра говорит: «Надо, чтобы эту песню спела наша великая Ирина Константиновна Архипова». Я возразил: «Она же мировая звезда!» А ей тогда было уже около восьмидесяти лет. Но Юра сказал: «Она споёт». Ну, я отдал ему запись. Потом меня вызывают, говорят, что симфонический оркестр Александра Александровича Петухова готов к записи и Архипова будет петь. Я обомлел. А Архипова сказала: «Это моя последняя песнь». У меня сохранилась программка концерта, там в авторах Шопен, Бетховен, Чайковский – и Хоралов, «Спаси нас, Господи». Это было в концертном зале гостиницы «Россия», которую потом снесли. Я приехал. И вот прошло вступление, зазвучал голос, и вся «Россия» встаёт – весь зал. Люди стоя слушали.

– Бог хранит Россию?
– Конечно, над нами есть высшее небесное руководство. Просто посмотри на наше небо, Мариночка! В Москве такого не увидишь, а вот здесь, на море, в полной темноте, ты каждую звезду хочешь обнять. Вот сейчас, видишь, над нами Большая Медведица, мой любимый Сириус ярче всех горит. Чудо какое! Я представляю, будто сверху на нас смотрят Казанская или Владимирская, а может быть, мои любимые Семистрельная или Иверская, а может, это Матерь Божья Иерусалимская. Матерь Божья хранит нашу землю и народ. Россия – это чудо, наполненное необыкновенной красотой, над которой никогда не заходит солнце. Здесь есть всё. Это никакая не Америка, не Европа. Россия – это чудо, и задача у неё – высшая.

Расспрашивала
Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото из личного архива

Опубликовано в №44, ноябрь 2024 года