Вундеркинды уже выросли
13.11.2024 15:33
Чем закончился эксперимент семьи Никитиных с ранним развитием детей

ВундеркиндыРежем яблоко пополам

На педагогической конференции в Москве в 1957 году встретились два хороших человека – 41-летний Борис Петрович Никитин и 27-летняя Лена Алексеевна Литвинова. Первый вышел из семьи кубанских казаков, служил в военной авиации, подал в отставку в чине майора, после чего занялся педагогикой и преподавал труд в училище. Вторая работала скромной учительницей русского языка и литературы в железнодорожной школе. Леной её назвали в честь сибирской реки.

Познакомились они в очереди в буфет. Разговорились о педагогическом опыте Макаренко, которым Борис тогда страстно увлекался. Выяснилось, что оба считают современную систему образования неэффективной. Оба горели энтузиазмом. Обоим хотелось усовершенствовать преподавание, сделать его более живым и приближённым к жизни.

Когда подошла их очередь, Никитин купил яблоко, а Литвинова – пирожное. Купленное тут же поделили на двоих и быстро поняли, что это уже навсегда.

Когда Лена и Борис познакомились, Никитин уже знал, что под лежачий камень вода не течёт, и был готов воплотить свои взгляды в жизнь. Собрал группу энтузиастов, пожелавших восстановить трудовую школу Макаренко. У них почти получилось. Борису обещали небольшое здание под школу, где дети будут, как в коммуне Дзержинского, осваивать рабочие профессии и учиться. Но в 1958 году в «Правде» вышла статья «Прожектёры», где идеи Никитина разгромили в пух и прах. Он не только не получил здания, но и был уволен с работы – «за несогласие с методиками воспитания молодёжи».

Но расстраиваться Никитин и Литвинова не стали. В 1959 году они поженились, и вскоре у молодой семьи родился первенец – сын Алексей. А в 1971 году – последний, седьмой, ребёнок, дочка Люба.

Кстати, в семье сложилась традиция, которую потомки Никитиных поддерживают до сих пор, – каждый год 10 декабря все члены семьи покупают яблоки и сладости, режут их пополам и делятся с братьями и сёстрами, родителями и друзьями.

Никитины поселились в доме Лениной матери Дины, тоже преподавателя и депутата местного райсовета в подмосковном посёлке Болшево. Бориса и Лену объединяла одна страсть – оба считали, что ребёнок с рождения получает множество природных даров, но возможность их развить с возрастом исчезает. Значит, ребёнок должен развиваться и учиться буквально с первых дней жизни.

Фактически Никитины стали мировыми первопроходцами в области концепции раннего развития, которую потом очень полюбили в Европе и Японии.

Голенького выносили на холод

Никитины были прирождёнными педагогами и воспитателями от бога. Вероятно, их предназначение состояло в создании собственной авторской школы и воспитании сотен учеников. Увы, при советской централизованной системе образования все мечты о самостоятельном проекте оказалось невозможно реализовать.

В результате новой школой, живущей по особым правилам, стала собственная семья Никитиных и их дети. Главным педагогическим принципом этой школы являлось свободное, всячески поощряемое раннее развитие, ненасильственное, но горячо поощряемое.

«Физически и умственно ребёнок будет развиваться сам – достаточно создать вокруг него развивающее пространство, – утверждали Никитины. – Задача же родителей – не заставлять, а направлять. А ещё радоваться успехам и поддерживать его, но и не слишком опекать, чтобы ни в коем случае не подавлять самостоятельность. Причём начать формировать способности ребёнка нужно как можно раньше, чтобы его таланты не успели угаснуть».

История педагогических открытий семьи Никитиных началась с первенца. Алёша родился прекрасным ребёнком, но уже на втором месяце жизни у него начался ужасный диатез. На лице и голове малыша появились прыщи, которые невыносимо зудели. Маленький Алёша расчёсывал их чуть ли не до крови, отчего голова и лицо покрывались коркой.

Родители обратились в детскую поликлинику, там прописали какие-то мази и присыпки, но они не оказали на прыщики никакого действия. Вскоре Лена и Борис заметили, что зудящие высыпания проходят, если ребёнок спит в прохладной комнате. Так было сделано первое открытие – для раннего укрепления здоровья малыша надо тренировать его организм свежим и прохладным воздухом.

Постепенно Алёшу приучили спать при температуре не выше 15 градусов. Диатез прошёл, а малыш демонстрировал бодрость, здоровье и хорошее настроение.

«Мы раздевали Алёшу и голенького выносили в тамбур или даже на воздух зимой, – записывал Борис Петрович в своём дневнике наблюдений за ребенком; такие дневники родители заводили для каждого из семерых детей. – Сначала, конечно, побаивались и выносили на 10–15 секунд, а потом – на минуту и больше, пока он весь не станет прохладненький. И так в любую погоду. К концу зимы мы уже так осмелели, что на двух-трёхградусный мороз выходили, надев Алёше только распашонку и посадив его в мешок – мама нашила Алёше мешков с резинкой вместо пелёнок, они очень удобны».

Потом старших Никитиных будут обвинять в насилии и даже «садизме» по отношению к детям, но сами дети, невольные «жертвы» педагогических экспериментов, решительно всё отрицают. «Их (родителей) внимательность не дала им перейти некую грань, за которой польза для ребёнка сменилась бы опасностью, – говорила в одном из интервью дочь Анна. – Они смогли пройти по «коридору», в котором это было полезно для здоровья, но не становилось каким-то насилием над детьми».

Трогать можно всё

Закаливание было далеко не единственным принципом педагогики Никитиных. Таких принципов оказалось несколько.

Во-первых, Никитины-старшие настаивали на обязательном грудном вскармливании, отказе от стерильности, перегрева и перекармливания детей. Во-вторых, родители считали необходимым позволять детям самостоятельно знакомиться с окружающим миром, даже с небезопасными предметами, не запрещать трогать и пробовать на вкус всё, что находится вокруг. И, наконец, в-третьих, старшим вменялось в обязанность искренне радоваться даже самым мелким достижениям малышей.
Бытовые условия жизни Никитиных были самыми спартанскими. Жили в щитовом финском домике без центрального отопления и водоснабжения. Топили, как все, дровами. Воду носили из колонки, стирали вручную, потому что машинки не было.

В 1963 году Борис Никитин издал свою первую книжку – «Правы ли мы?». А в 1965 году о семье Никитиных впервые написали в центральных газетах. Тогда в прессе было принято обсуждать житейские вопросы. Если тема попадала в нерв времени, читатели писали отклики, журналисты ездили в командировки – в общем, такие проблемы в печати любили.

Тема воспитания детей отлично подошла – касается всех и политически совершенно невинная. Семья, где «дети бегают по снегу босиком», сразу вызвала огромный интерес. Да и сами Никитины только приветствовали публикации, считая, что надо максимально популяризировать свою систему воспитания.

В том же 1965 году о семье даже сняли небольшой документальный фильм, где старший сын Алёша в возрасте шести лет, ещё не пойдя в первый класс, бодро решал алгебраические уравнения. Остальные дети не менее бодро крутились на турнике и ловко управлялись со слесарным инструментом. А когда вся команда босиком вываливала на снег провожать папу, сердца советских матерей начинали стучать с перебоями.

Образ родителей в этом фильме тоже тревожил воображение. В напоминающем мастерскую доме на полу валялись столярные инструменты, а на стенах висели карты и математические таблицы, шкафы были набиты книгами. Дети весело развлекали сами себя на турнике, а мать занималась своими делами и как будто даже не обращала внимания на всю эту ораву. «Конечно, они могут упасть, но мы этого не боимся, – объяснял материнский голос за кадром. – Свобода действий вырабатывает не только силу и ловкость, но и осторожность. У наших детей ни разу не было серьёзных ушибов».

Не потерпим конкуренции

Писали о Никитиных вполне доброжелательно, но находились и противники такого воспитательного «садизма» по отношению к детям. И всё же Никитины прославились на всю страну. В скромный домик в Болшеве повалили поклонники их системы воспитания и молодые родители. Все жаждали увидеть жизнь великих педагогов воочию, поделиться своими проблемами и спросить совета. Никитины принимали до ста человек ежедневно.

Впрочем, эта слава носила чисто народный характер. Профессиональное педагогическое сообщество хранило насторожённое молчание. Молчали и педиатры.

Но однажды эти молчаливые профессионалы разразились статьёй «Осторожно, детство!», в которой от системы Никитиных не осталось камня на камне. Эта знаменательная статья означала, что официальная советская педагогика закрывает тему Никитиных и никакой конкуренции с их стороны не потерпит.

Бориса тут же снова уволили с работы. Над семьёй нависла угроза голода – на девять человек единственным доходом оставалась зарплата Лены Алексеевны, заведующей поселковой библиотекой.

Однако народ своих любимцев не подвёл и пропасть не дал. Теперь вся страна посылала опальным Никитиным вещи и переводила деньги. Борис начал выступать с лекциями, за которые неплохо платили. В год он с женой проводил до 300 выступлений по всей стране. Никитины продолжали писать книги. Их пафос постепенно смещался со здоровья и общего развития на обещание создать человека будущего, который не боится холода и способен решать любые задачи в любой области. «Сейчас нужен не только знающий человек, – писал Борис, – но и творчески осмысливающий своё дело, своё место в жизни, а для этого нужны высокоразвитые творческие способности и умение применять их на практике, в труде, на любом месте, в любой жизненной ситуации».

Мнение профессиональных педагогов советская публика просто пропустила мимо ушей. Идея свободного развития личности, когда ребёнок сам решает, сколько времени уделить занятиям, и сам выбирает, чему учиться, находила всё большую поддержку. Популярность Никитиных росла параллельно росту антисоветских настроений и в 80-е годы достигла пика.

Теперь Лена Алексеевна вела собственную рубрику «Домашний педсовет» в «Комсомольской правде» и передачу на Центральном телевидении «Для вас, родители». Книги Никитиных выходили за рубежом. Один за другим снимались документальные фильмы, передачи и интервью с участием старших и младших Никитиных. Огромной популярностью пользовались и разработанные Никитиными развивающие игры. Они предназначались для любого возраста и учитывали все склонности детей. До тех пор пока неповоротливая советская промышленность не начала выпуск этих игр, тысячи родители сами клеили разноцветные кубики для складывания узоров или рисовали картинки для игры на внимание.

На Никитиных началась настоящая мода. Отсутствие поддержки со стороны официальной педагогики только распаляло страсти. Впрочем, сами Никитины несколько увлеклись своей ролью родителей-гуру и явно перегибали палку. Цели их воспитательной системы постепенно дрейфовали от укрепления здоровья и развития природных способностей – к образу нового человека, наделённого фантастическими возможностями типа телекинеза, телепатии и экстрасенсорики.

Хорошо в родном доме

И вот тут возникает главный вопрос – а были ли счастливы дети Никитиных, подвергшиеся воздействию знаменитой системы?

Интересно, что после смерти главы семьи Бориса Никитина, последовавшей в 1999 году, никто из детей не стал продолжать его дело. Против этого выступала и мать, считавшая, что их система воспитания – это не то наследство, которое будет обеспечивать всех следующих Никитиных.

Дело осложнялось ещё одним обстоятельством – сами дети так устали от всеобщего внимания к их семейному быту, что с головой окунулись в частную, отдельную и, главное, герметичную жизнь, в которой не было толп визитёров и бесконечных расспросов. Потом они все с благодарностью вспоминали времена, когда газеты печатали о них разгромные статьи и поток посетителей на время ослабевал.

Относительно их счастья приговор вынести сложно. Постепенно выяснялось, что, как и любым родителям, старшим Никитиным было свойственно допускать множество ошибок. Одной из главных они сами считали свою наивную уверенность, будто раннее развитие позволит их детям быстрее адаптироваться в социуме.

Увы, этого не произошло. Младшие Никитины, поступив в школу раньше срока и «перескакивая» через классы, не могли наладить отношения с одноклассниками, поскольку были младше.

Да и сами родители не всегда давали детям то, чего те от них ждали. Как ни странно, мать знаменитого и демонстративно счастливого семейства Лена Алексеевна, начав ездить по стране с лекциями, нашла себя в этой деятельности куда быстрее, чем в собственном доме. Выступления на публике, аплодисменты и овации стали приносить ей огромное наслаждение. Возвращение в семью, где она была обычным человеком с кучей обязанностей, действовало на неё угнетающе. В результате многие годы хозяйство в доме вели старшие девочки, а мама появлялась буквально на несколько дней и снова уезжала.

Лена Алексеевна пережила мужа на 15 лет и умерла в окружении детей и внуков в 2014 году. Ей было 84.

Но есть один неоспоримый факт, который подтверждают все дети Никитиных, – в родном доме им всегда было хорошо. «Одна из самых важных установок, которой мама с папой всегда руководствовались, – «надо идти от ребёнка», – говорит дочь Ольга. – Не от того, что ты хочешь, чего ты ожидаешь, а от ребёнка и его радости. Никакого насилия и принуждения. Когда об этом спрашивают, это вызывает у нас смех, потому что для нас детство было радостным».

В конечном итоге все дети знаменитых родителей выросли достойными, но вовсе не выдающимися людьми. Старший Алексей живёт в Лондоне и работает успешным инженером-электронщиком, отец двоих детей. Антон стал химиком, он остался в России, в Подмосковье. Тоже отец двоих детей. Ольга, успешный юрист, родила двух дочерей. У Анны детей четверо, она работает медсестрой. Юлия стала журналисткой и работает в пресс-службе крупного предприятия, двое детей. Иван воспитал пятерых детей и работает на телевидении. Только младшая Любовь всю себя посвятила семье и детям. У неё их десять. По образованию она библиотекарь.

Ставить в упрёк Никитиным тот факт, что они не вырастили великих личностей из своих вундеркиндов, смысла нет. Они этого никогда и не хотели. «Я совершенно не могу понять людей, которые мечтают, что из одного ребёнка выйдет Бетховен, из другого – Ньютон, из третьего – Менделеев», – писал Борис.

Всё, что они делали, было искренним и человечным. Они хотели только одного – чтобы дети выросли счастливыми. Скорее всего, им это удалось.

Ольга АНДРЕЕВА
Фото из личного архива

Опубликовано в №44, ноябрь 2024 года