Давайте работать в команде
07.03.2025 09:19
Извините, что занимаю место «нормального» человека

Давайте работать в командеЗдравствуйте, дорогая редакция! Сердечно благодарю вас за то, что опубликовали мой рассказ. Он о том, как я добиралась до Москвы на самолёте и какими отзывчивыми оказались люди, встречающие и провожающие маломобильных пассажиров («Вас везде ждут и встречают», №1). У этой истории получилось неожиданное продолжение.

Я опять побывала в Москве – со 2 по 4 января. Опять прилетела из Перми на концерт. Уже не так боялась полёта, как в первый раз. И уже знала схему, по которой меня встречают и сопровождают.

Поняла, что концерт в Москве для меня – не конечная цель, это было бы слишком просто. Наверное, есть в дороге ещё и особая атмосфера. Именно это и позволило состояться моему спектаклю, ведь я работаю в театре.

Мне интересны люди, мне они очень важны. И важно то, как они раскрываются в благих поступках. А вот злые люди мне не интересны. Их мало, это во-первых. И у них, злых, всё как-то слишком просто, это второе.

Мне любопытны встречи. Я всегда очень легко сходилась с людьми, потому что думаю о них всегда в добром смысле. Даже если человек меня чем-нибудь обидел, предположу, что у него просто сегодня что-то болит. Ведь я тоже бываю злая, но сдерживаюсь, даже когда боль основательно мучает.

По прилёте из Перми в Москву встречающий Сергей сразу спросил меня:
– У вас есть возможность самостоятельно вызвать такси?
– Ну да. У меня телефон. Правда, он простой, кнопочный.
– Сейчас вызовем через приложение, – пообещал провожатый.

Он подвёз меня на коляске к стойке «Яндекс-такси». Оформил заказ и проводил до машины.

Потом я гуляла по Тверской и заходила в кафе «Шоколадница». Какие же там милые люди! Спасибо официанту Ивану, он был готов прямо в униформе проводить меня до клуба, где проходил концерт. Спасибо официантке Алине. «Давайте я лучше вам машину через приложение вызову», – предложила она. И вызвала. Более того, вышла со мной и посадила в салон. «Приезжайте к нам ещё! – попрощалась. – Будем ждать».

Спасибо бабушке с сумкой-тележкой. Она обычная прохожая, её имени я не узнала. Всего лишь спросила дорогу. Бабушка охотно помогла, но удивила меня другим.
– Откуда вы? – поинтересовалась она.
– Из Перми.
– Это там, где Кама и памятник Попову?
– Да, оттуда.
– Зелени у вас в Перми много. С Рождеством вас. Храни Бог!

Я уже отошла и боковым зрением уловила какую-то тень от её движения. Немного обернулась и вижу, что бабушка меня крестит.

Покупаю журнал в киоске, другая бабушка стоит рядом.
– «Ваше здоровье», пожалуйста! – просит киоскёра. – Каждую неделю покупаю. Рецепты там хорошие, – почему-то начала мне объяснять. – Вот вычитала: если болит горло, нужно прополоскать его отваром гвоздики. Помогло! Хотите, вам журнал подарю? Там хорошие рецепты.
– Спасибо, не надо.
– А что вы любите читать, девушка? Вот рукодельный журнал «Вязание». Вяжете?
– Вяжу, но мне журнал не надо, спасибо, – извинилась я. – Всё хорошо.
– А вот календарик с Матерью Божьей. Давайте вам подарю? Рождество скоро.

И женщина подарила мне календарик.
– Спасибо!
– А если ноги ночью мёрзнут, натрите их настойкой боярышника и наденьте тёплые носки.

Мы расстались.
– Гололёд! Ох, гололёд, осторожней идите! – заметил какой-то мужчина, обогнав меня по тротуару.
В Москве, как и в Перми, люди со мной разговаривают, просто проходя мимо. А вечером меня ждал концерт, и теперь можно жить дальше, видеть в этом смысл.

Вот провожатый Даниил в аэропорту Шереметьево, он встретил меня.
– Насморк замучил, – жалуется, пока меня катит на инвалидной коляске. –Три месяца назад болел, и вот опять. А болеть некогда!

Он шмыгнул носом. Я открыла сумку и протянула Даниилу пузырёк со спреем.
– Держите, помогает на сутки. Один раз пшикнул – и всё.
– У вас тоже насморк?
– Уже нет. Беру с собой, чтобы уши не закладывало в самолёте. Сегодня уже прыснула.
– Спасибо!

За стойкой регистрации работает девушка. К ней подбегает запыхавшийся мужчина, в руках у него роза.
– Валерия, Валерия, это вам! Вы меня очень выручили. С Новым годом!

Валерия расцвела:
– Спасибо, но не стоило.

Но мужчина уже убежал.
– И чем же ты его выручила? – ревниво поинтересовался Даниил, уже не очень шмыгая носом.
– Хоккейная амуниция, – улыбнулась Валерия. – Вам будет удобно занять место в проходе? – это она обратилась уже ко мне.
– Сейчас я вас здесь оставлю, у меня дальше пропуска нет, – поясняет Даниил. – За вами придёт другой сотрудник, ровно через пять минут. Вот трубка вызова экстренной службы.

Ровно через пять минут подошёл Иван.
– Здравствуйте, я за вами.

Позади нашей коляски заворчала женщина:
– Почему вне очереди? И сколько нам тут стоять?
– Ещё три ленты свободны, пройдите туда, – отозвался мой провожатый.
– Я-то пройду, но мне просто интересно, – ухмыльнулась дама и покосилась на меня. – Тут дело принципа. То есть, если вот она на костылях, её и осматривают вне очереди, и в самолёт пускают первой, даже вперёд детей. То-то они все разъездились после Нового года!

Иван, совершенно не меняясь в лице, очень мило улыбнулся.
– Так в чём проблема? Вставайте на костыли – и вперёд.

Женщина вздохнула и прошла к свободной ленте.
– Вы только, пожалуйста, не принимайте на свой счёт, не испытывайте чувство стыда, – начал Иван меня успокаивать. – Ведь есть такое чувство, да? Что заняли место «нормального» человека? Прямо как в мультике. «Дома должен сидеть старый чёрт». Всё с вами хорошо, это у неё проблемы. Ей даже свободная лента была не нужна.
– Вы психолог, Иван? – удивилась я.
– Нет, но я уже полтора года работаю в службе сопровождения, – ответил провожатый. – И многое за это время понял. Есть люди, которые завидуют даже чужим тяжёлым обстоятельствам: мол, вот теперь им плюшки, а нам – дырка от бублика. В этом есть что-то больное, согласитесь. Извращение какое-то – желать благ через боль. А мои клиенты… Ну, вы сами понимаете, наверное. Большинство из них люди зачастую очень ранимые, у них почему-то возникает чувство вины перед обычными пассажирами из-за того, что якобы занимают чьё-то место, а значит, кого-то нервируют, мешают. Но это не так. Вот у меня такая работа – сопровождать маломобильных пассажиров, и я её делаю. И, если честно, я рад. Некоторым образом способствую тому, что такие люди могут путешествовать.

Иван на секунду замолчал, а я обдумывала услышанное. Необычный молодой человек.
– Вообще-то душа есть у всех, – продолжил он философствовать. – Она всем даётся при рождении, даже у самого отпетого человека есть душа. Но это как новый смартфон с ещё незанятой памятью, нулевой. С течением жизни мы забиваем его тем, что нам ближе, своими выводами о жизни, о людях. Вот у вас что в телефоне?
– Номера друзей и нужные контакты. У меня простой телефон.
– А что у вас в компе? В соцсети?
– Одни «котики».
– Это как? – не понял Иван.
– Ну, про артистов, про театр, про кино, анекдоты. И ещё люди.
– А всякие маньяки-убийцы, ужасы, «плохое правительство»?
– Думаю, это пользы не принесёт, и это скучно, – вздохнула я. – У меня ещё в компе много, связанного с православием. Всякие интересные истории, рассказывающие о вере.
– Вот так же и с душой, Наталья! – обрадовался Иван. – Она, пока мы здесь, всего лишь белый лист, а краски мы сами выбираем. Причём злым и ворчливым быть стыдно. Вот сами посудите: чем та недовольная женщина прикрылась?
– И чем же?
– Детьми. Мол, я-то сама – ладно, но тут же есть пассажиры с детьми, им, видите ли, тоже приходится ждать. Или, например, оправдываются так: «Я бы помог, дал, подарил, перевёл, но это задача государства». «А где у этой бабушки родственники?» Всё из этой же серии. Кстати, на вашем чувстве стыда сыграли. Вы попытались уступить место женщине с ребёнком. А этого делать не надо.
– Почему?
– Потому что за вас сейчас отвечаю я, – гордо подчеркнул провожатый. – У нас всё регламентированно и прописано. Я подвёз вас именно к той ленте, к которой следовало подвезти по правилам. Эта лента для инвалидных колясок, для нас. Другим пассажирам из 14 лент предоставлено 10, этого более чем достаточно. У меня всё прописано по времени. Вам Даниил сказал: «Через пять минут к вам подойдёт другой сотрудник». И после этого кровь из носу я должен подойти ровно в это время. Понимаете, должен. У меня сегодня 18 сопровождений. А за смену, бывает, встречаю 400 человек. Поэтому давайте работать в команде.
– Иван, по-моему, та женщина задела больше вас, чем меня.
– Да, она меня задела, – согласился провожатый. – Это как в храме. Одно неосторожное слово – и человек в храм больше не пойдёт. А Бог-то ни при чём. Я просто подумал: вдруг вы из-за слов этой дамы больше не захотите никуда летать.
– Иван, я не такая уж ранимая, чтобы какая-то незнакомая тётка мне всю малину испортила. Полечу, конечно!
– Вот и славно.

Душа – чистый лист. Вот катает Иван людей и выводы делает. Мы приехали к нужному выходу для посадки на борт.
– Ждите здесь посадки. Туалет направо. Вам еды купить?
– Нет, не надо, спасибо. Я сама.
– Я могу купить.
– Спасибо, Иван.
– Приду за вами в 16.45. Ждите.

Иван пришёл в 16.42. Регламент. Сколько у него людей ещё сегодня?

На борту меня заботливо накрыли пледом. Рядом сидел дедушка, он летел в Пермь из Сербии. Мы общались с ним знаками. Его тоже сопровождали. А где-то там внизу осталась зима – странная, как душа. Чистая, как белый лист.

Из письма Натальи,
г. Пермь
Фото: Shutterstock/FOTODOM


Опубликовано в №8, март 2025 года

Написать отклик