СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ На что жалуетесь Соседи крадут ложки, а потом подбрасывают их обратно
Соседи крадут ложки, а потом подбрасывают их обратно
29.11.2012 00:00
Этот человек – новое оружие массового поражения

Соседи крадут ложкиЗдравствуйте, редакция и уважаемая Галина Ивановна! Давно читаю газету, но написать решила только сейчас, когда возникла неразрешимая для нас проблема. Очень надеюсь на ваш квалифицированный совет.


Моему брату, который живёт в Санкт-Петербурге, сделали операцию по удалению межпозвонковой грыжи. До этого у него была тяжёлая работа на стройке, семью он обеспечивал нормально. В последнее время любил выпить и в таком состоянии делался неуправляемым, мог ползать по квартире, ужасно ругаться матом (в трезвом виде он этого себе не позволяет), становился агрессивным. После операции и всех обследований результат такой: 50-летний мужик имеет III группу инвалидности (рабочую) и полную уверенность в том, что он – новое бактериологическое оружие массового поражения.

Утрирую, конечно, но он теперь пребывает в убеждении, что болеет чем-то жутко заразным. Когда приезжал к нам в гости, усиленно мыл руки и посуду, из которой пил, и не приближался к детям. У себя дома практически не выходит на улицу, в парикмахерскую сходить – проблема. Если заставить его выйти, у него возникает паника.

С одной стороны, заботится о своём здоровье, но с другой – курит очень-очень много, а кофе пьёт такой крепкий, что самые горькие лекарства по сравнению с ним – конфетка. Постоянно тяжко вздыхает, жалуется на здоровье. Увидит прыщик у себя или заметит, что, например, волосы стали более жёсткими, – всё, значит, точно болен. Высовывает и изучает язык, постоянно теребит шею. Раньше он таким не был. На просьбы сходить к врачам отмахивается, соответственно, консультация психолога его тоже не интересует. В церковь, чтобы окрестить, мы тоже не смогли его вытащить. Кажется, что он и там боится подхватить ещё какую-то заразу.

Часто звонит нам, спрашивает, не заболели ли мы, всё ли в порядке. Такое ощущение, что он ищет повод, от чего бы ещё пострадать. Его жена говорит, что брат стал так мнителен после того, как один доктор сказал ему, что он болен пневмонией и всех заразит. Но неужели от одного разговора в голове у человека так всё может перевернуться?

Выйти на работу – у него и мысли такой нет. Жена и дочь уже безумно устали от него, и мы их понимаем. Буквально год назад это был другой человек. С ним стало тяжело общаться, поговорить о чём-то – большая проблема, он всё сводит к теме нездоровья. Чуть не умирать собрался. А выглядит очень хорошо. По квартире спокойно передвигается, походка лёгкая, аппетит есть. Но говорит, что сил нет ни на что.
Галина Ивановна, что это может быть? По нашим наблюдениям, у него с физическим здоровьем неплохо, а вот с головой что-то случилось.
 Хотелось бы узнать вашу точку зрения.

Из письма Татьяны

Комментарий психолога

Дорогая Татьяна, как мне кажется, вы правы: у вашего брата очевидные психические отклонения. Необходима помощь психиатра. Не следует пугаться этого слова, психические заболевания не такая уж редкость. И, слава богу, в настоящее время успешно лечатся. Можно добиться ремиссии даже не на несколько месяцев, а на несколько лет. И будут ваши родственники, жена брата и его дочь, жить со вполне адекватным работающим человеком.

Далее я пишу не столько для вас, Татьяна, сколько для других людей, у которых в семье такая же проблема. Очень трудно изменить своё мнение о близком человеке – вот недавно он был адекватен и вдруг начинает нести всякую околесицу, например о мировом заговоре. Или вдруг бабушка, совершенно нормальный во всех отношениях человек, более того – аналитически мыслящий, серьёзно уверяет вас, что соседи ночью воруют у неё чайные ложечки. На вопрос, почему же тогда все ложечки на месте, следует логичный ответ: оказывается, эти же соседи их потом обратно в квартиру подкладывают. Трудно поверить, что бабушка нездорова, потому что во всём остальном она такая же, как была прежде.

Мне было трудно удержаться от желания разубедить семидесятилетнего профессора, доктора медицинских наук, в его подозрениях, что жена-ровесница ему изменяет.

Невыносимо сложно молодой женщине смириться с фактом, что её шестилетний малыш болен и его рисунки, чёрно-коричневая мазня, его стремление к грязи – это не просто особенности характера, а проявления шизофрении.

Сложно поверить, принять факт психического заболевания своего близкого, которого ты видишь каждый день и который «всегда был совершенно нормален». Поэтому и возникают предположения – мол, это случилось после того, как доктор сказал неосторожные слова. Но разве могли бы подобные слова вызвать такую реакцию у психически здорового человека? Да он бы тут же их и забыл, тем более что воспаления лёгких уже нет.

Как же ведут себя члены семьи с близкими, которых они не могут признать психически больными? Два типичных стиля поведения: начинают разубеждать, спорить, воспитывать, приводить несокрушимые аргументы. Либо, наоборот, со всем соглашаются и даже поддерживают идеи о краже ложек или мировом заговоре. И то и другое, как вы понимаете, Татьяна, никуда не годится. Психические заболевания необходимо лечить, в этом случае промедление может быть опасно.

И вот тут перед нами встаёт труднейший вопрос: как убедить вашего брата в необходимости консультации врача, да и не какого-нибудь, а психиатра? Вряд ли ваш брат легко поверит в то, что у него не всё  в порядке с психикой. Что же делать? Первым шагом должен быть визит к психиатру жены или дочери вашего брата. Любой доктор – это тоже человек, а в коммуникативных профессиях человеческое всегда выше профессионального. Поэтому необходимо найти психиатра, с которым, во-первых, будет контакт. А во-вторых, у него должно быть желание помочь людям, попавшим в беду.

Найти такого человека, конечно, трудно. И это – самая сложная задача из всех остальных. Но надеюсь, что поиски увенчаются успехом. Далее: вместе с психиатром необходимо выработать план взаимодействия с вашим братом. Может быть, доктор придёт под видом знакомого к ним домой, сумеет расположить к себе вашего брата и убедит его принимать нужные препараты.

Существуют и другие варианты установления контакта врача с пациентом. Может быть, вам удастся самой уговорить брата, что у него явная депрессия (модный сейчас диагноз) и следует обратиться к специалисту. Возможно, вы более креативны, чем я, и найдёте другие подходы. Помните только одно: не следует укорять, стыдить взрослого мужчину. Консультация специалиста необходима, ведь и вы, и я можем ошибаться – возможно, проблемы вашего брата лежат вовсе не в сфере его психического здоровья. Вынести окончательный вердикт может только врач-психиатр!

С уважением,
Галина БЕЛОЗУБ