СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст Как мы обходились без логопедов
Как мы обходились без логопедов
08.09.2025 00:00
Когда люди молчат, они кажутся такими хорошими и милыми

Как мы обходилисьДобрый день, уважаемая редакция! Очень хочу получить совет психолога. А интересуют такие вопросы: почему у детей возникают проблемы с речью? Что с этим делать в обыденной жизни? Какие это может иметь последствия?

Моя семья – сын Саша, невестка Лена и их дети, 11-летний Максим и 5-летний Денис. Проблемы с речью – у младшего. Он общительный и жизнерадостный мальчик с задатками лидера, но говорить начал лишь в три года. Причём слов в его «репертуаре» было мало, и произносил он их нечётко.

Вначале Дениса это не волновало, а потом он упал духом и стал бояться говорить. В детском саду его направили к логопеду, и раз в неделю ребёнок начал посещать индивидуальные занятия. Родители вместе с малышом выполняли домашние задания и разучивали стихи. Я тоже включилась в процесс и, вооружившись книгами с логопедическими упражнениями, стала заниматься с внуком.

– Со-со-со – у машины колесо. Повтори! Зи-зи-зи – обезьянку принесли. Повтори! – требовала я. Денис повторял, и мы шли дальше.

Если произнести слово у внука не получалось, я видела на его лице отчаяние и злость. Тогда брала малыша на руки, целовала и гладила спинку. Он успокаивался, и мы занимались дальше. Денис очень старался, он хотел говорить.

В четыре года благодаря совместной работе логопеда, родителей, бабушек и самого Дениса он заговорил! Это был большой шаг вперёд. Он стал коммуникабельным ребёнком. Знакомым и незнакомым ребятишкам, которыми привык верховодить, теперь отдавал приказы уже не жестами, а словами. Незнакомому мужчине, занимающемуся во дворе на брусьях, кричал: «Дядя, ты молодец!» В общем, внук превратился в человека, довольного собой и жизнью.

Но появились нюансы.

Когда люди молчат, они кажутся такими хорошими и милыми. Денис тоже был очень милым, а когда заговорил, я услышала много неожиданного. Несколько раз он сказал: «Я люблю только маму и за ручку хожу только с ней. Маму я жалею, она любимая, а тебя не жалею». Я опечалилась, ведь я тоже хотела, чтобы меня любили и жалели. Но это ещё что! Деду он вообще однажды заявил: «Тебя надо усадить в большую коробку и продать в магазин». Дед схватился за сердце.

Как-то раз, протягивая мне конфету, Денис потребовал: «Откуси, но только один раз!» Я откусила один раз, хотя мне хотелось больше. Ещё я запомнила, как Денис, вернувшись из кинотеатра, критиковал всё и всех.

– Этот фильм – дурацкий, а мальчик тот – сопля и какашка!

Это меня резануло.

Почему-то Денис никак не мог победить такие слова, как «ананас», «кукуруза», «кокос». Со словом «ананас» вообще произошла смешная история. В три года Денис любил плакать, если не получал то, что хотел. Чтобы успокоить его, старший брат Максим говорил: «Денис, скажи «ананас-кокос». Малыш тут же переставал капризничать и замолкал.

Эта фраза стала для него ужастиком, а для нас – палочкой-выручалочкой. Я не знаю, где Максим её услышал, и не понимаю, почему она так действовала на малыша. Сейчас Денис умеет прилично вести себя в обществе, и его брат уже забыл о заморских фруктах. Вот только произнести слово «ананас» Денис так и не может, как и некоторые другие.

Однажды я вдруг поняла, что Денису нужны новые впечатления и хорошие эмоции, которые разовьют мозг и ускорят речь. Папа мальчишек как раз был в отпуске и согласился повозить нас с ребятишками по развлекательным местам Красноярска. И мы все впятером – дети, родители и я – поехали навстречу приключениям. В первый день побывали в развлекательном центре, следующие дни провели в зоопарке и в других интересных местах. Денис был счастлив. Смешных эпизодов было много, но мне понравился один.

Вначале Денис, прижимая к груди мягкую игрушку – голубя, – шёл как голубь, вертел головой, как голубь, и ворковал как голубь. Потом малыш устал, и я взяла его на руки вместе с этим голубем. Папа, мама и Максим обернулись и хором сказали:

– Ты уже большой мальчик, слезай, бабушке тяжело. Как тебе не стыдно!

Денис дал им понять, что ему совсем не стыдно, а я проворчала:

– Мне совсем не тяжело. Денис, ты устал? Устал. Маленьких ребятишек надо любить и баловать? Надо!

– Надо, – согласился Денис. Потом, недоуменно глядя мне в глаза, спросил: – Бабушка Лера, а почему мы так медленно идём, почему отстаём от всех?

Отсмеявшись, я постаралась идти быстрее. Опустив его на землю и отдышавшись, сказала:

– Хочу ананас!

– Ананас, ананас! – закричал Денис, в восторге от того, что произнёс наконец это слово.

Не сговариваясь мы захлопали в ладоши. Назавтра я позвонила Денису. Вместо рассказа о том, как прошёл день в садике, он громко крикнул в трубку: «Я люблю тебя!» – и убежал. А я была счастлива!

Сейчас мы работаем над выражением «вры-вры-вры – расстилали мы ковры». Денис, когда произносит звук «р», рычит как трактор, но соединить «в» и «р» не может. Я думаю, что у внука всё будет хорошо. Но мне немножко страшно, ведь впереди школа.

Из письма Валерии Лудцевой,
г. Дивногорск, Красноярский край.

Комментарий психолога

Здравствуйте, уважаемая Валерия! Речевые проблемы у детей и взрослых мне знакомы. В качестве врача-психотерапевта я работала в учреждениях здравоохранения, занимающихся как раз такими пациентами.

Сравнивая качество речевых проблем у взрослых и детей, могу сказать, что у обратившихся взрослых были действительно тяжёлые расстройства речи, связанные с соматическими заболеваниями. Это мешало им работать, нарушало бытовое общение, качество жизни заметно снижалось.

Совсем не то наблюдалось у детей. Поводом для обращения обычно являлось недовольство родителей и воспитателей речевым поведением ребёнка. Сам же ребёнок чувствовал себя прекрасно, однако требования взрослых серьёзно отравляли ему жизнь. Причём большая часть наблюдаемых речевых проблем была безотчётно создана этими же недовольными взрослыми.

Как такое произошло?

В обязанности детских педагогов входит наблюдение за психическим развитием ребёнка. В случае подозрения на «задержку» они направляют малыша к врачам, но и сами пытаются принимать меры. Логопеды – это как раз педагоги, специализирующиеся на развитии речи. Проблемы речи – источник их заработка.

А в детской медицине врачи предпочитают гипердиагностику. То есть они руководствуются принципом: лучше установить и лечить заболевание, которого может и не быть, чем пропустить его. Такой подход связан с тем, что дети не способны сами объяснить, что и как у них болит. Поэтому диагноз устанавливается не на основании жалоб пациента.

Исходя из сказанного в вашем письме предположу, что с Денисом как раз произошёл случай гипердиагностики.

Считается, что плохая речь косвенно свидетельствует о задержке психического развития. Однако как специалист скажу: это не так. Несмотря на некоторое отставание уровня речи по сравнению со сверстниками, ребёнок может быть абсолютно здоров.

Что в вашем рассказе свидетельствует о гипердиагностике? Нетерпение логопедов корректировать и развивать речь Дениса. Но ведь дети начинают разговаривать в разные сроки. Обычно девочки раньше мальчиков. Диагноз «задержка речевого развития» ставится после четырёх лет. Не иметь мальчику развитой речи до этого возраста – нормально.

Однако ждать никто не будет. Педагоги начнут пугать родителей, побуждая обратиться к логопеду. Как станет действовать логопед, зависит от уровня подготовки специалиста. Но в любом случае речь будет развиваться искусственно.

Что значит «искусственное» развитие – в противовес «естественному»?

Главное – мотивация развития речи изменяется до неузнаваемости. Что побуждает ребёнка пытаться говорить? Желание сообщить о своих потребностях взрослым и таким образом удовлетворить их. А ещё новый жизненный опыт – новые объекты, которые ребёнок может не только видеть, но и что-нибудь с ними делать. Так что не острые эмоции и новые впечатления развивают речь. Они, к слову, как раз могут её тормозить. А развивают – нужда сказать, попросить. А также опыт новой жизненной среды – например, приехать к бабушке в деревню, новые вещи из взрослой жизни – например, гвозди, доски, молотки для ребёнка, привыкшего только к игрушкам.

Если длительное время ребёнок живёт в комфортных условиях, когда его желания предугадываются и удовлетворяются матерью и другими родственниками без просьб самого малыша, – нужды в развитии речи нет. Если взрослые не ставят перед собой задачи ловить каждое его желание, то у ребёнка возникает нужда в речи, и зачастую у таких детей речь стремительно развивается.

Ещё раз подчеркну: основной побудительной силой развития речи является нужда объяснить, чего ты хочешь, чтобы это получить. Поэтому одно из первых слов, которое появляется в лексиконе ребёнка, – «дай».

Что ещё необходимо для развития речи? Образцы для подражания. Ребёнок должен слышать речь, желательно литературную и правильную. Он развивается, подражая взрослым.

Предыдущее поколение «аудиальной» культуры не слыхивало о логопедах. Максимум, что делали редкие логопеды в те стародавние времена, – ставили детям некоторые трудно произносимые звуки. Почему раньше дети значительно меньше нуждались в логопедах? Они много слушали, а не смотрели. Радио было в каждом доме. Часто оно почти не выключалось. По радио транслировалось множество интереснейших передач для детей в исполнении дикторов, чтецов и профессиональных актёров с изумительной дикцией и техникой речи. Дети постоянно слушали, а не смотрели детские программы.

Если ребёнок слышит только смазанную бытовую домашнюю речь, состоящую из двухсот слов, то у него с речью возникают проблемы. Следует заметить, что между собой дети с помощью слов практически не общаются. Через речь общаются преимущественно взрослые. Ребёнок, который предпочитает говорить, а не играть, на сеансе психотерапии вызовет вопрос у специалиста: что случилось? Почему у ребёнка речь преобладает над другими средствами самовыражения?

Один из ответов: потому что это нравится окружающим взрослым. Или такой ребёнок в присутствии незнакомого взрослого испытывает сильную тревогу и пытается понравиться с помощью речи.
Итак, хорошо говорящий ребёнок нравится взрослым. Мотив «нравиться взрослым» – это искусственный мотив принудительного развития речи логопедами. И вот именно с помощью этого побуждения взрослые принялись развивать речь Денису.

Однако и тут что-то пошло не так! Да, сначала взрослым нравилось новое качество его речи, но сразу же малыш столкнулся с новой проблемой – теперь взрослым не нравится содержание его речи. Причём они это ярко демонстрируют: бабушка меняется в лице и чуть не плачет, дедушка улёгся на диван «с сердцем»…

Ребёнок в новой ловушке. Взрослые хотят, чтобы он говорил, но хотят слышать только «со-со-со, у машины колесо». Он в полном замешательстве: то требуют говорить неизвестно что и неизвестно зачем, а начал говорить – им не нравится. Пугающая реакция взрослых блокирует желание малыша говорить. Вот бессмыслица вроде «зи-зи-зи, обезьянку принесли…» им почему-то нравится!..

Это тот случай, когда естественную коммуникацию заменили «тренировками коммуникации».

Обращусь к своим наблюдениям. В детском стационаре я практически не встречала детей, которые хотели по доброй воле заниматься с логопедом, в общем-то хорошим специалистом. Родители просто принуждали детей ходить к логопеду, а после сеанса поощряли их чем-нибудь за присутствие на занятии. И поступали в корне неправильно, потому что такое давление на ребёнка создаёт внутреннее сопротивление, извращает саму природную тягу к познанию мира.

Далее этот странный опыт будет культивироваться в школе. Ребёнок станет думать: учиться нужно только для того, чтобы нравиться взрослым, а не потому, что это очень интересно и позволяет самому удовлетворять свои потребности.

Дорогая Валерия, судя по стилю письма, ваша речь развита очень хорошо, поэтому мне понятны причины вашей тревоги. Что сейчас нужно Денису для гармоничного развития, в том числе и речи?

Мальчику нужен опыт манипулирования материальными объектами этого мира. То есть он должен бегать, играть и возиться с детьми, трогать новые предметы, ломать их, разбирать, собирать, узнавать не из слов, а из опыта, получать новые навыки. И вот к этому может быть привязана речь – ребёнок может делиться впечатлениями, обсуждать свои открытия…

Кроме того, вы можете читать внуку вслух, использовать аудиокниги, детские радиоспектакли в хорошем исполнении. При этом хорошо бы сократить искусственный визуальный ряд: мультики, ролики, интернет-видео, где не используется правильная чёткая речь или её нет вообще.

Конечно, подготовки к школе не избежать, но это позже. Вы также можете начать учить ребёнка чтению – через игру в азбуку, через кубики с буквами. Используйте старые азбуки. Я знаю множество людей, которые научились читать столь рано и легко, что не помнят, как это происходило, кто и когда их научил. Но явно это были родственники, далёкие от педагогики. В четыре с половиной года ребёнок уже легко может научиться читать, если превратить процесс в игру, где успех не имеет значения. Главное – поддерживать естественный интерес малыша к познанию.

Мысль, которую я хотела донести, такова: процесс обучения речи естествен, как сама жизнь. Ребёнок не нуждается в специальном обучении, если у него нет каких-либо тяжёлых органических заболеваний. Речь возникает от слышания и желания через речь получить помощь в осуществлении своих желаний. А естественное развитие речи блокируется отсутствием чётких речевых образцов и потребности обращаться к взрослым с помощью речи, а также негативной реакцией взрослых на качество речи малыша либо на её смысл. Это вызывает у ребёнка страх говорить и блокирует саму речь.

Желаю вам успехов!

Татьяна БЕЛЮЧЕНКО
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №35, сентябрь 2025 года