| Продолжаем умножать столбиком |
| 19.09.2025 22:46 |
|
Вообще-то девочки у меня в приоритете Доброго дня всем создателям «Моей Семьи»! Спасибо, что иногда печатаете мои истории. В этом письме хочу рассказать об одном уроке из прошлого учебного года. Вроде бы ничего особенного на нём не произошло, но вспоминаю и улыбаюсь.Математика. Решаем примеры на умножение. Умножение столбиком – одна из самых трудных и нудных тем в четвёртом классе. В кабинете стоит тишина, время от времени прерываемая сопением и шелестом страничек. Изредка слышно, как вздыхает какое-нибудь дитя и перечёркивает своё решение. За окном ранняя весна, но ощущение, что зима так и не уходила. Пуржит, летит снег, темно в кабинете, мы даже включили свет. Битва с примерами продолжается. Не у всех ребят получается, вижу, что некоторые приуныли, кое-кто начинает сдаваться – просто сидят, печально глядя на листочек. Понимаю – надо что-то делать, исправлять ситуацию, но подсказывать не хочу, ведь тогда многие клюнут на это и потянутся к моему столу за подсказкой. Смотрю на класс и говорю: – Я тут принесла боовы (это такое бурятское печенье в форме ушек), которые стряпала вчера с дочкой. Это вкусные боовы для людей, которые никогда не сдаются. Кто точно хочет справиться с этими примерами, тот может для поднятия духа взять себе по одной штуке. (Боовы – бурятский аналог хвороста. – Ред.) Ого, это же замечательный повод встать с места, пройтись по классу! Тут же народ потянулся за печеньем. Берёт парнишка или девочка «ушко», возвращается на своё место, откусывает и продолжает умножать столбиком. И вот уже кому-то повезло – пример чудесным образом решился! Счастливчик громко оповещает весь класс: «А мне боова помогла!» Это воодушевляет других, в классе становится веселее и будто бы даже светлее. Я замечаю, что дети от печенья откусывают по малюсенькому кусочку и уже бодрее водят ручками по бумаге. Вокруг меня теперь не понурые головы, а склонённые над тетрадями. Значит, решили не сдаваться – пишут, решают! При этом некоторые тихо стонут и причмокивают – якобы от наслаждения. Слышны тихие слова: – Мама тоже стряпает боовы. – Очень вкусно, да? – Эх, печенька заканчивается. Смотрю на мешочек с боовами – осталось совсем немного, не знаю, хватит ли всем. Обычно я больше внимания уделяю девочкам, потому что их в классе всего семь, а парней шестнадцать, так что девчонки у меня в приоритете. Но сейчас я говорю: – Мальчишки, кто хочет ещё печеньку, возьмите. Парни встают и идут за боовами, а девочки смотрят на меня удивлённо: а почему это я не им первым предложила добавку? Мальчишки «опеченились» и сели на места, слышен тихий хруст. Примеры решаются с новыми силами. Смотрю на остатки печенья в мешочке и говорю как бы в никуда: – Даже не знаю, будут ли девочки печенье? Талию же надо беречь. Я вот не берегла, а теперь уже поздно. Девчонки бодро откликаются: – От одной печеньки ничего плохого с талией не случится! – Хорошая у вас фигура, не беспокойтесь, мы вас любим. Девочки берут печенье, всем хватает по одному, и даже мне остаётся штучка. Настроение в классе замечательное, хоть на улице сизая погода. Примеры большинству так и не даются, но в руках-то боовы, которые помогают! И откусывают дети их осторожно, так, чтобы лакомства хватило надолго. Впереди контрольные работы – эх, где бы набрать волшебного печенья, чтобы на всех контрольных помогали! Смотрела я на своих пыхтящих учеников и думала: мои смешные и добрые дети! Ваша учительница прекрасно понимает, что не все примеры дадутся вам с первого раза, но самое главное – пытаться их решить, даже если руки опускаются. И помните то, что я всегда вам говорю: не так страшно допустить ошибку, главное – потом сделать работу над ошибками. Из письма Дариги, г. Улан-Удэ Опубликовано в №36, сентябрь 2025 года |