СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Мелочи жизни Все соседи обнялись и плакали
Все соседи обнялись и плакали
25.12.2012 00:00
А мне сказали, что здесь живут мрачные и грубые люди

Все соседи обнялись и плакалиЗдравствуйте, уважаемая газета! Часто на ваших страницах возникает тема взаимонепонимания между соседями. Люди, живущие бок о бок, вместо того чтобы друг другу помогать, ссорятся и дерутся. Может, мне повезло в жизни, но все мои соседи оказывались исключительно хорошими людьми. Спасибо им за это.


Мне 67 лет, инвалид I группы. В 1997 году приехали из Казахстана, где я родилась и прожила 53 года. И вот уже 15 лет живём в Сибири, в Красноярском крае. Сначала было очень тяжело, не в материальном, а в моральном отношении: нас пугали, что сибиряки плохо встречают приезжих, что они мрачные, грубые, недобрые люди, что если живёшь лучше них, то могут и поджечь!

Мы купили дом, завели большое хозяйство – коров, лошадей, свиней, птицу. Я всерьёз боялась спать ночами: вдруг подожгут! Но я знаю, что окружающие люди – это отражение тебя самого.

Мы с мужем, наши дети, внуки – все хорошо относились к соседям, чем могли, помогали физически и морально: кому давление померить, таблетку дать, настойку лечебную налить, поговорить, дать совет. И соседи ответили тем же.

Тётя Катя, а ей было уже далеко за 80, стала моей лучшей подругой. Давала мне дельные советы по хозяйству, по воспитанию внуков. Только благодаря ей я осталась жива, когда похоронила старшую дочь, младшего сына и маму. Тётя Катя каждый день приходила ко мне, утешая, говорила:
– Подожди, вот пройдёт сорок дней, легче будет.

Я верила и так выжила.

И других своих соседок хочу поблагодарить: Галя Мелькина, Валя Чуржей, завскладом Лидия Павловна – спасибо вам за всё.

Сейчас мы с дочерью живём в Ачинске, но перезваниваемся с бывшими соседями, ездим друг к другу в гости, я о них только хорошего мнения. А пересуды… Где их нет? Такова уж наша русская сущность.

На новом месте у нас тоже хорошие соседи, помогают, чем могут.

Хочется написать и о соседях в Казахстане. Когда полвека живёшь на одном месте, соседи становятся ближе родственников, ведь они всегда рядом, им первым говоришь и о хорошем, и о плохом.

Дорогие наши соседи Николай Евсеевич Жиленко, баба Капа, Приезжевы, Ковбухи, сколько горя пришлось хлебнуть после войны! Всей улицей строили по очереди дома, а вечером прямо на улице ставили столы с картошкой и капустой, пили бражку и, несмотря на усталость, гуляли до утра. Бывало что и ругались, но если у кого беда, бежали все помогать и не помнили зла.

В 90-е годы нам часто задерживали зарплату, пенсии, не стало работы, часто отключали электричество. И вот здесь проявились все качества людей. Делились соседи последним рублём, буханкой хлеба.

Как раз в 1991 году мы с мужем уехали пожить в село. Там было 53 дома, почти все жители говорили на казахском, мы одни были русскими. Муж-то знал язык, а я нет.

Добрые люди, славные, вот что я скажу о соседях! Они обучали нас вести хозяйство, мы учили их земледелию. Соседка Гуля одна воспитывала четверых детей, но каждый день приносила нам литр молока. А я обшивала её ребятишек. Соседи приглашали нас на все празднества, и хотя я ничего не понимала, мне было хорошо с ними.

Ко мне ходила одна бабушка, которая ни слова не знала по-русски, а я – по-казахски. Налью ей рюмочку, и сидим: она вяжет, я шью, и говорим, говорим. Так и наговоримся за день, не понимая друг друга, но ведь у всех одни и те же радости и беды.

Спросила я у соседей-мусульман, можно ли купить поросят. Они разрешили. И верите – все носили нам для них тыкву, арбузы! Дети бегали смотреть на поросят, как в зоопарке. Вместе справляли и нашу Пасху, и мусульманский айт (Курбан-байрам – Ред.), ходили друг к другу в гости и не знали никакой дискриминации.

Так мы прожили три года. В 1993-м вернулись в город, и у нас появились новые соседи – через дорогу купили дом турок и чеченка. Рядом жили молодые казахи. И те и другие оказались в очень тяжёлом положении. Мы жили неплохо и стали помогать им, делились, чем могли.
Казашка-соседка говорила:
– Тётя Люба, вы мне как сестра.

Когда в 1997 году мы уезжали в Россию, уже дом продали, собрались все соседи – немцы, чеченцы, турок, казахи, украинцы, все обнялись и плакали, что время разлучает нас. Плакали, как будто теряли родственников.

В больнице перед операцией мне принесли молитву, там были слова: «Господи, дай здоровья врачам моим». А когда я молюсь, то прошу за детей, за родственников, за друзей – и обязательно за соседей. Храни вас всех Бог!

Из письма Л.Д. Хмелевской,
г. Ачинск, Красноярский край


Опубликовано в №51, декабрь 2012 года