Братовщина-дедовщина
15.07.2013 00:00
«Мама, покарауль мой суп»

Братовщина-дедовщинаКогда я только начала работать в школе, ко мне на урок пришла завуч с целью проверки. Урок был посвящён Ленину и, помню, переволновалась ужасно. На полном серьёзе спросила у первоклассников:
– Что такое революция?


Задав этот вопрос, сама замерла в шоке. Завуч коварно усмехнулась и стала вместе со мной ждать, что ответят бедные первоклассники.

В классе стояла звенящая тишина, никто не понимал, о чём спросила «мудрая» учительница. Вдруг Саша Семёнов поднял руку. Думаю: «Пусть ответит. А потом я скажу: в старших классах вы узнаете правильный ответ на этот вопрос. И продолжу урок». Саша встаёт и даёт ответ на мой вопрос в точном соответствии с учением Ленина! Ну, вы помните, это где про «верхи не могут, а низы не хотят», «крайнее обнищание народных масс» и так далее.

В шоке были уже мы с завучем. Мальчик был очень доволен, потому что я его похвалила. Никто в классе не понимал, о чём идёт речь.
Конец урока помню смутно, видела только, как завуч незаметно загибалась от смеха, тихо переговорив с Сашей. А потом она мне сказала:
– Ну, Дарига, твоё счастье, что в классе сидел внук заведующего кафедрой истории педагогического института, а то не знаю, как бы ты выкручивалась после своего вопроса.

Вообще Саша был очень необычным мальчиком, он даже сочинение про слона в первом классе написал по-своему. Обычно дети начинают банально: «Слоны бывают в Африке», «Слоны серого цвета» или «Я видел слона в зоопарке». Сашино сочинение начиналось так: «В тот день слон устал. Он перенёс 39 брёвен, и ему осталось перенести ещё 60 брёвен. Тогда бы до 100 брёвен не хватило всего одного брёвна, но хозяин накормил бы его вкусной едой». Далее он поведал о грустной судьбе слона, о его бедном хозяине, который в далёкой Индии зарабатывает себе на жизнь тяжким трудом.

В дальнейшем все его сочинения я всегда читала напоследок, предвкушая что-нибудь интересное и необычное.

А его мама с юмором рассказывала о его «трудной жизни в семье, где есть два старших брата». Причём один из них на тот момент был девятиклассником, а другой – студентом третьего курса. Так вот они часто шутили над младшим. Например, когда Саша приходил домой после уроков, то они отбирали у него портфель и, смеясь, говорили:
– Уроки делать не надо, все мальчишки должны списывать на перемене!

Портфель зарёванному брату отдавали незадолго до прихода родителей.

Они подкладывали ему в кровать гирю, вытащить он её не мог, так и спал с ней всю ночь. Однажды «забыли» его на балконе, уйдя в кино, а он плакал три часа. Жизнь его была полна неожиданностей.

Ещё мама рассказала:
– Я поняла, что ему действительно некомфортно от «шуток» старших братьев, когда он, однажды выйдя из-за стола к телефону, очень серьёзно попросил меня: «Мама, покарауль мой суп».

Потому что старшие братья могли в шутку съесть его суп, пересолить его, спрятать или сделать ещё что-нибудь невообразимое.

Мама сказала, что именно тогда поняла, в какой кошмар превратили жизнь младшего брата шутники старшие. После этого она очень серьёзно поговорила с сыновьями, объяснив им, как трудно жить младшему из-за их шуток. Он всегда начеку, но не может ответить им достойно, зачастую не понимает их юмора. Ну не совпадает он с ними по фазе! Старается изо всех сил, но он всё-таки малыш. К чести Саши, он никогда не жаловался родителям на братьев.

Вот такую «братовщину-дедовщину» пережил мой мальчик в семье. Кстати, из всех братьев именно он сделал самую успешную карьеру.

Из письма Дариги,
г. Улан-Удэ


Опубликовано в №28, июль 2013 года