СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст Детей обмануть трудно, практически невозможно
Детей обмануть трудно, практически невозможно
24.03.2014 00:00
«Детский сад – это конвейер»

Детей обмануть трудно, практически невозможноОт редакции. В №3 было опубликовано письмо без подписи «Детский сад – это конвейер», которое стало откликом на историю педагога-дефектолога Натальи «Будем заниматься, других вариантов нет». Наталья тепло рассказала о своём непростом воспитаннике и его успехах, что послужило поводом к недоверию автора другого письма. Женщина, отработавшая в детских садах четверть века, удивлена и «правильными» методами работы Натальи, и тем, что они действуют. Сама она сравнивает детский сад с фабричным конвейером и считает, что индивидуальный подход к каждому ребёнку невозможен, а на детей действуют только жёсткие наказания и крик. Посетовала на то, что Наталья не отметила, в каком именно детском саду она работает, и с иронией добавила: страна должна знать своих героев в лицо.
Мы получили огромное количество откликов на эту публикацию, предлагаем вам самые интересные из них.

Это письмо вызвало у меня такую бурю эмоций, что не ответить я просто не смогла.

Автор называет детский сад конвейером. Сменила 12 детских садов и считает, что везде одно и то же: приняли деток, кое-как отбыли с ними время, отдали родителям целых и невредимых, и всё. Я категорически с этим не согласна!

Дама не верит, что в детском саду с ребёнком могут работать индивидуально. Почему же вы, уважаемая, сменив столько должностей в садиках, не знаете, что у психолога, логопеда или дефектолога в детском саду есть свои кабинеты, куда они берут детей на индивидуальные занятия?

Я в своё время 15 лет отработала в детском саду и тоже знакома с этой работой не понаслышке. Поменяла два садика. И в обоих работали мастера своего дела, настоящие педагоги, которые относились к своей работе, к занятиям с детьми со всей ответственностью.

И никогда наши дети не парились в раздевалке перед прогулкой, как вы пишете, потому что одевали их постепенно. Старшим деткам не позволяли надевать куртки, пока остальные не обуются и не наденут кофты. А малышей помогали одевать и работники прачечной, и даже повара. Вывели часть детей на улицу – одевают остальных. Болели дети очень редко.

Я своего старшего сына родила в 19 лет. С ним особых проблем не было, в детском саду его хорошо подготовили к школе.

А вот с младшим были сложности: ставили расстройство членораздельной речи. В садик он пошёл в 2,5 года, разговаривал так, что даже мы, родные, плохо его понимали. И с памятью у нас были проблемы, сын даже самые простые детские стихи не мог выучить. Но воспитатели всегда встречали его улыбкой и добрыми словами.

Когда Егорке исполнилось пять лет, он пошёл в логопедическую группу другого детского сада. И я хочу сказать огромное спасибо нашим воспитателям Нине Васильевне Давыдовой, Марине Александровне Калашниковой и логопеду Светлане Борисовне Спиридоновой. Низкий им поклон за то, что проводят огромную работу с каждым ребёнком! Конечно, дома мы тоже постоянно занимались, но без помощи и подсказки педагогов не добились бы таких результатов, хотя я сама по образованию воспитатель.

В нашей группе каждый ребёнок считал себя самым любимым. А Егора Светлана Борисовна ещё и с ложки кормила, чтобы голодный не остался. К каждому ребёнку был найден подход. Каждого всей группой поздравляли с днём рождения. И у воспитателей, и у логопеда всегда находилось время пообщаться с мамами. И никогда мы не видели педагогов в плохом настроении, а ведь у них семьи, свои проблемы. На выпускном вечере они плакали вместе с нами, родителями.

Автор сетует, что педагог, на письмо которой она откликнулась, не указала, в каком городе живут такие чудо-работники. По её тону заметно, что она не верит в их существование. А вот я верю, потому что мы до сих пор часто с теплом вспоминаем наших воспитателей. Работают они в детском саду №131 города Череповца. Счастья вам, дорогие, что бы мы без вас делали!

Из письма Наталии,
г. Череповец, Вологодская область


Моя мама проработала в детских садах 35 лет. Была в одном из садов воспитатель – красивая, жизнерадостная, пышущая здоровьем женщина. Родители её любили и считали лучшим воспитателем в садике.

Она любила вечером вынести ребёнка на руках –  чистенького, тихонького, и с хвалебными отзывами вручить умилённому родителю. Родители не знали, как её благодарить, и всячески одаривали. Дети в группе были на редкость послушными.

Мне она тоже очень нравилась, и как-то я высказала маме восхищение этой женщиной. Мама поскучнела и рассказала, какой ценой воспитатель добивалась такого послушания: она просто била детей и запугивала разными способами. Один раз так ударила, что у ребёнка отпечатался синяк на попке. Родителям сказали, что упал на крыльце, те поверили. И ни одной жалобы со стороны запуганных детишек!

Когда всё открылось, заведующая кое-как сплавила её в другой садик. Вот так-то! Родители, по возможности держите детей подальше от садиков. Я своих детей в садик не водила!

Без подписи

У меня лично с детским садом не сложилось, он казался тюрьмой, и я страстно просила в своих детских молитвах перед сном, чтобы скорее наступила школьная пора. Детский сад вызывал ужас из-за оскорблений, унижений и насмешек от воспитателя.

Когда у меня подрос сын и я отдала его в детский сад, то, честно говоря, переживала, как бы моего мальчика не обижали, как когда-то меня. Но садик стал для нас обоих удовольствием. Сын познакомился с детишками, развил свои знания и научился общаться. А я ежедневно слышала от воспитателя важную информацию о моём мальчике.

Автор пишет, что невозможно уделить время каждому ребёнку. Но вот парадокс: в нашем садике воспитатель уделял время не только каждому ребёнку, но и каждому родителю!

Вот уже три года, как сын перестал ходить в садик, и я до сих пор благодарна всем педагогам. Это чудесные люди с широкой душой и добрейшим сердцем. С особенной любовью вспоминаю первую воспитательницу Нину Ивановну, каждого ребёнка она любила, как своего собственного.

Не права автор, ох, не права! Через призму своего равнодушия она судит о других. С иронией пишет о том, что страна должна знать своих героев в лицо. Пожалуйста! К садику Натальи, автору письма «Будем заниматься, других вариантов нет», добавлю наш питерский сад №22.

Сад может стать тюрьмой, а может – трамплином для будущего успешного развития. Очень важно при этом, кем окажется воспитатель – тюремным надзирателем или проводником в мир знаний и общения.

Из письма Ольги,
Санкт-Петербург

Не могу пройти мимо просьбы автора откликнуться. Мне кажется, в ней подсознательно говорит зависть: кто-то может с душой работать, а она не смогла.

Я пришла в детский сад в 1998 году, до 2002-го работала няней, потом воспитателем. Всяких педагогов повидала, но могу сказать, что тех, кто работает с огоньком, намного больше. И то, что автор за 25 лет не увидела в саду ничего хорошего, – это странно. Лично я в детстве обожала свой детский сад, и, похоже, именно это отразилось на выборе профессии.

Странно, что автор считает индивидуальный подход к детям сказкой. По-моему, это норма. Что сложного в том, чтобы разговаривать с ребёнком, присев рядом с ним, глядя ему в глаза? Что криминального в том, что он нарисует не берёзу, а другое дерево? Наоборот, это интересно. И плевать, что скажут проверяющие. К тому же методисты из центров тоже не дураки, им нравится, когда дети мыслят оригинально.

Я люблю свою работу именно потому, что это не конвейер, каждый день приносит много нового, интересного, требующего от тебя мгновенной реакции и глубокого анализа. Это творческая работа. Это продолжающееся детство, потому что ты живёшь эмоциями детей. И от тебя зависит, какие эмоции они испытывают.

Не понимаю, как можно работать в саду 25 лет, не испытывая удовольствия от того, что делаешь.

Из письма Юлии

Прочитала письмо «Детский сад – это конвейер» и могу сказать, что мы, воспитатели с различным стажем работы (от 1 года до 27 лет!), согласны почти с каждой фразой женщины.

Она всю жизнь отдала воспитанию детей и знает систему дошкольного образования не понаслышке. Огромное ей спасибо за искренность, честность, за человеческое, а не формальное отношение к нам, воспитателям.

Сейчас в каждой группе есть трудные, больные дети, хотя в их медицинских картах это не отмечено. Мы, воспитатели, – народ бывалый, многое повидали в своей работе, чувствуем, видим, кому из детей нужно больше внимания. А где его взять? При всём желании постоянно уделять внимание одному ребёнку, когда у тебя есть ещё 25, невозможно.

Автор письма «Будем заниматься, других вариантов нет» Наталья, которая описала, как хорошо работала со Славиком и сделала из него умницу, вероятно, недавно работает с детьми. Для аттестации, которую придумали теоретики, а не практики, теперь надо ещё и о своих успехах в работе писать, чтобы набирать очки. И нам, педагогам с большим опытом работы, это тоже необходимо. Отработала 20–25 лет, но мало написала – всё, твой стаж, твой опыт перечёркнуты, ты пустой лист! Зарплату поднимут на несколько процентов, а требования увеличат на все двести!

Если бы теоретики хотя бы день поработали в группе детского сада, наверняка упростили бы программы и обязанности воспитателей. Но, увы, в институте повышения квалификации всё только усложняют. До такой степени, что дети в детском саду просто «мешают» нам работать! А детей с отклонениями в развитии с каждым годом всё больше.

Подписываться настоящей фамилией страшно – съедят на работе, на аттестации.

Воспитатель
со стажем работы 26 лет


Автор поливает все детсады грязью, хочу ей возразить. Но поскольку я вожу детей в один детсад, то за один и ручаюсь.

Наш садик находится в селе Арзгир Ставропольского края. У меня трое сыновей, и все ходили в один детсад №12. Есть в нашем садике замечательный воспитатель Наталья Дмитриевна Зима, она была воспитателем у старшего сына, и сейчас к ней ходит мой младший. У среднего – другая воспитательница, Марина Юрьевна, она очень хороший человек. Ваня её помнит и хочет, чтобы она была его классной руководительницей.

Что касается Натальи Дмитриевны, она в садике уже 25 лет. Поймите меня правильно, я ничего не преувеличиваю и не пою хвалебную оду своей воспитательнице. Это правда: в нашем садике чисто, уютно, есть и ковры, и вкусная еда, но самое главное – в нашем саду светлая энергетика.

У моего старшего сына Димы очень непростой характер, но Наталья Дмитриевна нашла к нему подход. Диме и сейчас хочется в садик, хотя он уже в четвёртом классе. Младшему, Илюше, 6 лет, характер очень неровный: бывает хитрым, непослушным, упрямым, добрым. Но Наталья Дмитриевна терпением, лаской, строгостью подобрала к нему ключик. Илья её очень любит, а когда был совсем маленьким – называл мамой.

Пожалуйста, если не сможете напечатать моё письмо, перешлите его автору письма «Детский сад – это конвейер». Я очень надеюсь, что этот человек подумает над моими словами. Нельзя судить о других по себе, это неправильно. Я считаю, что во многих садах работают великолепные люди, если их так любят дети. А детей трудно обмануть, практически невозможно.

Из письма Юлии Жандаевой,
с. Арзгир, Ставропольский край

Мои дети уже подросли (сыну 12, дочке 11 лет), но они до сих пор вспоминают свой любимый детский сад, а в первые школьные годы очень часто туда бегали.

Чтобы гражданка «без подписи» снова не подумала, что всё это выдумка, скажу, что это детский сад №72 «Дельфинёнок» города Железногорска. Сад логопедический, его заведующая Елена Эдуардовна Бородина – очень добрый и отзывчивый человек, как и все работники детского сада. Да, бывает, воспитатель может и прикрикнуть, но орать, унижать – никогда. А ведь дети в нашем саду очень разные, есть группы для ребят с задержкой психического развития, но со всеми воспитатели одинаково добры и спокойны, со всеми находят контакт.

А логопеды – просто пчёлки-труженицы. Мой сын в четыре года уже читал, дочь начала читать в пять лет. Замечу, что на поведение Сергея были постоянные жалобы, но всегда по делу, да мы и сами знали о его неусидчивом характере. А Маргариту, бывало, вечером забираю и удивляюсь, как её красиво причесали после сна, будто куколку. После подготовки в детском саду мои дети очень хорошо учатся в школе.

Думаю, что автор письма просто неправильно выбрала профессию, такое часто случается. А вот нам с детским садом повезло. Огромное спасибо всему его коллективу: поварам, воспитателям, няням, логопедам и любимой заведующей. Дай вам бог здоровья и счастья.

Из письма Вероники Торчмаковой,
г. Железногорск, Красноярский край

Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №11, март 2014 года