Магия управляет самолётом
04.06.2014 23:46
Некоторые секреты авиации, о которых никогда не рассказывают

Магия управляет самолётомКто-то из нас летает на самолётах спокойно, а кто-то страдает аэрофобией. Для кого-то полёт неизбежная рутина, а для кого-то – приключение. Кто-то ведёт себя дисциплинированно и с уважением относится к экипажу воздушного судна, а кто-то считает его членов обслуживающим персоналом, не подчиняется правилам и создаёт проблемы находящимся на борту. Но независимо от того, к какому из этих разрядов пассажир относится, он мало что знает о самом полёте, о внутреннем механизме работы авиакомпаний, о психологии их сотрудников. Мы видим работу паспортного контроля, бортпроводников, лётчиков и даже не подозреваем, что к вылету машину готовят 12 служб, чьи действия строго синхронизируются.

Отсюда не пускают, а туда не принимают

Покупка авиабилета ещё не гарантирует вылета. Рейсы могут задерживаться по многим причинам, чаще всего из-за нелётной погоды. При этом бывает, что некоторые особо сообразительные граждане уличают авиакомпании в «обмане». Видят, что в аэропорту вылета погода отличная, звонят в город прилёта и узнают, что там тоже ясно, и предъявляют претензии. Им и невдомёк, что полёт откладывается из-за грозового фронта, возникшего посередине отложенного маршрута.

Иногда рейс задерживается потому, что у пилотов по какой-то причине не оставалось времени на еду и отдых. И с этим необходимо смириться. Ведь безопасность пассажира напрямую связана с самочувствием лётчика. В морозы самолёт может задержаться на земле ещё и потому, что его страхуют от обледенения, поливая из шлангов спиртом.

А иногда мы даже не догадываемся о том, что наш самолёт опоздал, потому что на некоторых рейсах время полета «округляется» в большую сторону для улучшения общей картины. Так, для рейса продолжительностью 1 час 45 минут заранее указывается продолжительность в 2 часа, и это даёт 15 запасных минуток.

Комфорт или спокойствие?

Если вы уже поднялись в салон, не жалуйтесь на неудобные места. Чтобы не полагаться на случай, надо попросить схему расположения кресел при покупке билета и выбрать то, что нужно. Для любителей подремать подойдёт место у окна, но если часто бегаешь в туалет, садиться лучше у прохода. Длинноногим удобнее расположиться в начале салона. Вообще учитывайте, что чем ближе к хвосту, тем меньше расстояние между креслами. С другой стороны, при некоторых авариях у сидящих в хвосте больше шансов на выживание.

Но имейте в виду: поскольку от пассажира в экстренном случае мало что зависит, пилоты ни за что не расскажут вам о ЧП на борту до тех пор, пока ситуация не станет абсолютно необратимой. Об опасности можно судить только по косвенным признакам. Например, если судно проходит через зону турбулентности, когда самолёт трясётся, а его крылья гнутся, как бумага, вы увидите, что все бортпроводники перестают ходить по салону и быстро рассаживаются на свои места.

На самом деле турбулентность редко приводит к катастрофам, но ощущения при этом жуткие. Пилоты стараются избежать попадания в такую зону, прежде всего чтобы не пугать пассажиров.

Если нервная система вам дорога, старайтесь не летать над европейским континентом в начале сентября. Каждый год в эти дни над Средиземным морем, Альпами и Балканами проходит грозовой фронт. Трясти будет долго и страшно. Некоторые считают, что это отголоски американских ураганов, которые всегда случаются в конце августа и через несколько дней добираются до Европы.

Что же касается гнущихся крыльев – это штатная ситуация. И вообще самолёт штука довольно крепкая – не бойтесь, крылья не отвалятся.

Говорит и показывает

Когда все рассядутся, стюардессы проводят предполётный инструктаж, объясняя и показывая, как пользоваться кислородными масками и спасательными жилетами.

Дело полезное, но при этом нужно знать, что спасательного жилета под сиденьем может и не оказаться. Это выяснилось недавно: оказывается, пассажиры из Китая иногда прихватывают изделия в качестве сувениров, а компании проводят инвентаризацию не чаще одного раза в сутки. Так что наличие жилета лучше проверить заранее.

И естественно, стюардесса, демонстрирующая, как пользоваться маской, не станет рассказывать, что маски могут выпасть автоматически при снижении давления в салоне до уровня давления за бортом, на высоте 4,5 километра. А задолго до этого заорёт сигнализация. Не расскажет, что кислород в маску пассажира пойдёт не из баллона, а из генератора, в котором происходит химическая реакция. Из-за этого оборудование, во-первых, будет нагреваться и дымить, а во-вторых, после запуска реакции остановить её уже нельзя и кислород в маску будет поступать не по частям, а непрерывно, пока не закончатся химические ингредиенты. Хватит их примерно на 15 минут. За это время самолёт теоретически должен снизиться до безопасной высоты. У пилотов, которые дышат из индивидуальных баллонов, запас кислорода больше, так что они потеряют сознание в последнюю очередь.

Ноу смокинг

Известно, что курить на борту нельзя. Некоторые считают, что это не касается электронных сигарет. Одно время так и было, но с недавних пор электронные ингаляторы стали запрещать. Во-первых, выдыхаемый пар всё-таки содержит вредные вещества, а во-вторых, демонстративно затягивающийся «электронный» курильщик плохо действует на курильщиков обычных, провоцирует их. Последние ведь и так мучаются, терпят, и когда кто-то рядом причмокивает, затягивается и выпускает «дым», муки становятся невыносимыми, что может привести к нарушению запрета.

Когда становится совсем невтерпёж, курильщики пытаются договориться со стюардессами, предлагают им немаленькие суммы. Если сделка состоялась, табакозависимого отводят в туалет или на кухню. Там рулон туалетной бумаги кладётся на слив в раковине, и в эту «трубу» можно пускать дым без особых последствий. Стоит такое послабление от пятисот рублей до трёхсот долларов. Как договориться. Но, скорее всего, ничего у вас не выйдет.

Кстати, воздух на борту самолёта абсолютно стерильный. Настолько, что даже чересчур – вызывает сухость и першение. Дело в том, что он поступает в салон из двигателя, где прокаляется при высокой температуре. Женщины, следящие за своей кожей, берут на борт увлажняющие салфетки или спреи с термальной водой.

Не звони мне, не звони

Почему на борту нужно отключать телефоны и вообще электронные приборы?

Считается, что высокочастотное излучение влияет на электронное оборудование самолётов, особенно во время взлёта-посадки, а это опасно. Теоретически мобильник может создать помехи для посадочных систем самолёта. Хотя они и защищены. Но, учитывая цену ошибки, лучше не рисковать. Причём выключать аппарат или переводить его в режим «Полёт» нужно только в начале и конце воздушного путешествия. На высоте он всё равно не действует. Для тех, кому уж очень нужно позвонить с борта, в ведущих зарубежных авиакомпаниях есть бортовые трубки, иногда совмещённые с пультом от телевизора. Они опасности не представляют, потому что синхронизированы с бортовыми системами.

А вот фотоэлектроника бортовым приборам навредить никак не может, зато легко может покалечить своего владельца во время взлёта. Фотоаппарат ведь довольно тяжёлая штука – увесистый кирпичик. Если что-то пойдёт не так и самолёт дёрнется, кирпичик может вырваться из рук и ударить по голове своего хозяина или его соседа. Так что при взлёте-приземлении подобные предметы лучше прятать или закреплять. Ну и пристёгиваться, понятно. Чтобы самому не отправиться в свободный полёт.

Основной инстинкт

Через несколько секунд после взлёта старшая бортпроводница берёт микрофон и спокойным голосом рассказывает о предстоящем питании на борту. Вероятно, это нужно для успокоения тех, кто боится летать. Ведь голод является одним из главных человеческих инстинктов, и мы со времён грудного вскармливания настроены на то, что еда автоматически «включает» спокойствие и благодушие.

При этом различные авиакомпании выбирают разную стратегию в области питания. Одни за счёт полного отказа от кормёжки снижают стоимость билетов. Так поступает большинство американских перевозчиков на внутренних рейсах. «Если вы проголодались, идите в ресторан!» – ггласит рекламный плакат одного их таких перевозчиков.

Другие европейские и азиатские компании, наоборот, часто делают из питания на борту «фишку», дополнительный аргумент в свою пользу. При этом большинство уважающих себя перевозчиков предлагают пассажирам несколько видов меню – от вегетарианского до диабетического и кошерного. Для выбора нестандартной еды нужно только предупредить компанию за несколько дней до вылета.

Впрочем, гурманы утверждают, что вкус еды и напитков в воздухе сильно меняется. Частично из-за повышенного содержания кислорода в салоне, частично из-за того, что наш мозг в необычной обстановке начинает всё воспринимать несколько по-другому.
Вопреки легендам, никто из экипажа не подворовывает продукты, но горячее загружается без запаса, и частенько возникает ситуация, когда какие-то особо популярные блюда заканчиваются быстрее. Опытный бортпроводник, видя, что какой-то вид еды иссякает, начинает нахваливать то, чего осталось побольше. Без подобных уловок на борту обязательно появляются недовольные, считающие, что кто-то украл их порцию.

На ночных рейсах стюардессы порой затягивают с ужином, дожидаясь, когда некоторые пассажиры уснут. Но это не ради экономии еды. Просто возни меньше.

Заливаем страх

Алкоголь в воздухе пьянит не так, как на земле. Многие заливают страх перед полётом, но ведь негативную эмоцию как ни анестезируй – она всё равно проявится. Кроме того, спиртное способствует обезвоживанию, а на больших высотах влажность воздуха в салоне и так очень низка. Там нужно пить побольше воды, соков, но никак не виски. Перебравшему же гарантированы резь в глазах, першение в носу и горле. При этом ввести сухой закон для пассажирской авиации невозможно. Просто упадут продажи авиабилетов, потому что, как было сказано, многие пьют от страха и по-трезвому летать не согласятся.

Кто-то же, наоборот, летит на отдых, и для него праздник начинается ещё в магазине дьюти-фри. При этом, как признаются лётчики и стюардессы, больше всего проблем в полёте доставляют пьяные и груднички. Последние – в основном из-за того, что их мамаши оставляют под сиденьями и в кармашках кресел грязные подгузники. А вот первые мало того что могут насвинячить, так ещё и склонны к дебошам. Драки и ругань случаются во время перелётов нередко. Бывают и иные эксцессы: какой-то алкоголик может описаться во сне, другой – снять штаны и продемонстрировать всему салону свой половой орган…

Все бортпроводники обучены азам психологии и часто могут отличить безобидного пьянчужку, который будет мирно спать во время полёта, от того, кто создаст проблемы. Последних стараются на борт не пускать. Но если уж пустили – что делать, приходится усмирять по возможности уговорами, а иногда и силой.

Кстати о подгузниках. Мамаши часто меняют бельё на ребёнке, используя для этого откидные столики. Столики, как и весь салон, моют один раз в сутки. Поэтому остерегайтесь класть на них еду без упаковки. И не суйте в рот подобранные с них крошки.

Подушки и одеяла бывают свежими только на первых утренних рейсах, а потом их выдают, собирают и складывают, чтобы снова выдать на следующем рейсе. Никто не будет проводить дезинфекцию или стирку.

Бунт на корабле

Когда дверь самолета закрывается, капитану воздушного судна даются неограниченные полномочия. Он может арестовать пассажира, выписать штраф и даже принять завещание у умирающего.

У капитана нет полного юридического права арестовать кого-либо, но он может ограничить вашу свободу на борту самолета и передать вас в руки полиции после приземления.

Это возможно, если на борту есть сотрудники службы безопасности. Другое дело, что они присутствуют не на всех рейсах, и тогда усмирение берут на себя мужчины-бортпроводники, а иногда и женщины. Специальным приёмам обучены все. Например, чтобы усадить буяна на место, его локтем толкают резко вниз. Могут резко ударить ребром ладони в подбородок. Особо буйным на руки и на ноги накладывают специальные пломбы. Правда, на этом проблемы заканчиваются не всегда. Опломбированный может ползать по салону, как гусеница, орать и ругаться.

Иногда пьяные люди буквально сходят с ума. Пытаются прорваться в пилотскую кабину, устраивают в туалетах пожары и даже размазывают фекалии по стенам. С такими очень трудно справиться, особенно когда среди бортпроводников мало мужчин.

Это не значит, что стюардессы совершенно беззащитны против хамов. Даже если дебошир не нанёс никому материального ущерба, а ограничился лишь оскорблениями, они могут сообщить в полицию о подозрении в контрабанде наркотиков, например. Пусть у хама ничего не найдут, но обыск и несколько неприятных часов в полицейском участке ему гарантированы.

Стюардесса по имени Жанна

Но, конечно, к стюардессам тоже могут быть обоснованные претензии. Например, иногда они не приходят на вызов пассажира. Такое может случиться по технической причине: кнопка вызова не работает или направляет бортпроводника в другой ряд.

Иногда вызываемые не приходят потому, что самолёт находится в критической ситуации: взлёт, посадка, турбулентность. В такое время бортпроводники физически не могут подойти, ведь они обязаны соблюдать личную безопасность. А если не вовремя отстегнётся и, не дай бог, полетит от толчка – ударит кого-нибудь или сам травмируется? При этом покалеченный бортпроводник в аварийной ситуации не сможет эвакуировать пассажиров и, значит, будут дополнительные жертвы.

Наконец, на кнопку вызова могут постоянно жать дети, за которыми не следят родители. Для ребёнка светящаяся и пищащая кнопочка – игрушка, а задёрганные стюардессы просто перестают на неё реагировать. Тем более что на некоторых моделях самолётов номер кресла вызывающего не определяется.

А вот за то, что стюардессы вовремя не убирают загаженный туалет, упрекать их не стоит. Дело в том, что уборка входит в обязанности уборщиц при аэропортах, а стюардесса должна прежде всего обеспечивать вашу безопасность и, между прочим, подавать еду. Кому будет приятно, если она принесёт её теми же руками, которыми пять минут назад драила унитаз?

Именно поэтому особо грязные туалеты проводницы предпочитают не мыть, а просто закрывать. Но если второй туалет занят, а терпеть нет сил, проблему всегда можно решить. Механизм блокировки туалета, как правило, скрывается за значком «Не курить». Нужно просто поднять откидную створку, подвинуть болт, и дверь откроется.

Павел БУРИН
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №21, июнь 2014 года